Как определяются цели?
Целеполагание и планирование — два взаимосвязанных и в то же время имеющих свои особенности процесса. Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог — ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы классного руководителя. Педагог несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неверно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить. Классный руководитель ставит самые разнообразные цели; ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальные; глобальные и частные; абстрактные и тактические. Он учитывает цели ребенка, родителей, педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей. Важна не только сама цель, но и то,как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целе- полагании, целеполагающей деятельности классного руководителя. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной работы (см. схему 2). В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их дости-i жения; в) проектирование ожидаемого результата. От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе. Схема 2 ПОТРЕБНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НАВЫРАБОТКУ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ Целеполагание может быть успешным, если учитываются следующие требования. 1. Диагностичность, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий работы классного руководителя, деятельности коллектива. 2. Реальность, т. е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями. 3. Преемственность, которая означает осуществление связей между всеми целями и задачами, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе. 4. Согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности. 5. Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что осуществимо, если четко, конкретно определены цели воспитания. Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения. Цель может быть задана коллективу, ребенку извне, может быть выработана ими самими. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Исходя из этого, опираясь на материалы проведенных исследований (О. Б. Лебедев), мы условно выделяем следующие типы целеполагания: свободное, жесткое, интегрированное (см. таблицу 1). Кратко охарактеризуем эти типы. При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия . Свободное целеполагание дает многообразие по содержанию целей для личности и для группы. Они отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком це- леполагании цели однотипны: для однихони могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне объединяют участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей- Для конкретных групп детей и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Зависят они от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагога. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание. Так, перед классом ставится общественно значимая цель: организация дежурства по школе,но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, азатеми свободному целеполаганию. Таблица 1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целепо-лагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (385)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |