Как осуществляется целеполагание?
Процесс выработки, рождения целей и определения задач сложен и по времени достаточно длителен. Многое зависит от того, какие цели и задачи мы хотим определить. В целеполагание классного руководителя условно входят следующие этапы: а) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы; б) моделирование целей и задач, возможных результатов; в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей; г) уточнение целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов. Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальными, реальными и доступными, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние педагогического процесса, индивидуальные и возрастные осо- бенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации их совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников. Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии. Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет классному руководителю выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей. На основе информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа работы, классный руководитель определяет первый вариант педагогических и организационно-педагогических задач. На этом этапе целеполагание осуществляется как индиви- , дуальная мыслительная деятельность классного руководителя по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения, Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме: а) каковы общие цели воспитания; б) об особенностях цели воспитания в регионе,данном учреждении, классном коллективе; в) какие задачи школа решала в текущем году, успешность их выполнения; г) о задачах, поставленных в работе с классом в текущем году, и успешности их решения; д) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе; е) о возможностях реализации целей, которые может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д. ж) о готовности ученического коллектива крешению ближайших задач. На третьем этапе сущность взаимодействия классного руководителя и школьников заключается в том, чтобы задачи, стоящие перед классным руководителем, его замыслы трансформировались в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформились в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы: вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают школьникам сформулировать вопросы, подсказанные этими проблемами. Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагает педагог, связано с их конкретной жизнью, с возможным результатом, с потребностями подростков скорее стать взрослыми, и выражено серьезно, значимо, доверительно, ярко и эмоционально (B. C. Безрукова). Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь классному руководителю целесообразно проанализировать следующие вопросы: а) организацию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе целеполагания; б) согласованность общих и личных целей детей, педагогических и жизненно-практических задач; в) прогнозирование, предучет интересов и потребностей детей; г) удалось ли провести свои педагогические замыслы через школьников. Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга. Описание их носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания при этом будет отличаться временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне классного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла каждым учеником, а также соответствием целей и достигнутого результата. Целеполагание, как правило, логично, естественно переходит в планирование работы до реализации намеченных целей •и задач. § 4. Каким должен быть план работы классного руководител я ? Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы классного руководителя. Целенаправленное и четкое, оно помогает избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач. Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой работы во многом зависят от того, насколько грамотно она планируется. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований. 1. Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должны способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использования. 2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. 3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. 4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике; отражение основных событий страны в жизни коллектива; включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды. 5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: — разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; — положительное влияние на разные стороны, свойства личности; — включение школьников в разные виды деятельности; — целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 7. Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы. 8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами. 9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами: — составление классным руководителем проекта плана (его контуров); — коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей класса); — внесение классным руководителем корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана. При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать: — результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа; — педагогические и организационно-педагогические задачи; — материалы, рекомендации педагогических и методических исследований по работе с учащимися и классным коллективом, родителями; — передовой опыт страны, города, школы; — возможности родителей, общественности; — воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; — традиционные праздники учебного года; — события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; — события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; — традиции школы, классного коллектива; — дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; — планы школьного коллектива; — предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя; Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т. п. Классный руководитель может составлять различные планы: — план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; — план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе; — план подготовки и проведения дела (родительское собрание); — план работы с творческим объединением, с родительским комитетом и т. п. — план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства. Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана. 1 . Анализ педагогической работы за прошедший учебный год (структура анализа предлагается в следующем параграфе данной главы). 2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования: — вытекают из анализа работы; — отличаются от задач предыдущего года; — конкретны и реальны для выполнения; — пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом. 3. Работа с коллективом учащихся. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5. Работа с семьей, общественностью. Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников педагогического процесса. Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (см. таблицу 3), Целесообразно использовать и такую структуру плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но и с педагогами класса, щколы и родителями (таблица 4). Одна из форм, используемых в практике классными руководителями, предлагается в таблице 5. Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения. Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком. Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются. Таблица 3 РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Таблица4РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Таблица 5 РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
§ 5. Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе? Классный руководитель является организатором коллективного планирования. Он должен предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы педагогической работы с классом, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он продумывает координацию усилий учителей, учащихся, родителей в достижении поставленных задач. Помогает школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие традиций в коллективе, придает плану и планированию идейную направленность. Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей, По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от них, очень часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы классного руководителя. Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлена также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью детских решений. В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень — классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2-й уровень — совместное планирование педагога и детей; 3-й уровень — педагог помогает школьникам в планировании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждении планов. Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т. д. Итог, показатель эффективностиуспеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог. Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами. Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы: — предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможные варианты идей и замыслов; — выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы; — встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея; — создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею; — выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом; — включение (внедрение) классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп; — конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска; — обобщение и интеграция классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант; — подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана; — проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками идей в коллективе; — чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел; — анализ проделанной работы, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею. Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план ученического коллектива. Он часто представляет из себя план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана. Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривает организацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами. 1. Коллективный анализ деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся, учителей и определение задач на следующий учебный год — апрель-май (подробнее об этом см. в следующем параграфе). 2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка задач на следующий год — начало июня. 3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учетом педагогических и организационно-педагогических задач — июнь. 4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем, — 1-3-я недели сентября. 4. 1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни. 4. 2. Сбор предложений в план работы: — поиск творческими группами полезных дел (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотрудничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные с родителями дела); — конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим по результатам «разведки»; — анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему, какие дела сплотят, сдружат наш коллектив, кому и как может принести пользу, радость наш коллектив); — предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива. 4. 3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение). 4. 4. Игра «Интерес». Этапы игры: — предлагается написать на листочкахперечень своих увлечений, любимых занятий; — дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся класса; — учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия); — каждая группа составляет план дела, действий с целью пропаганды своего занятия и привлечения к нему одноклассников, учащихся других классов и младших школьников; — группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений и отбор идей в план работы классного коллектива. 4. 5. Обсуждение содержания, формы работы с родителями и детьми на родительском собрании. 4. 6. Обработка предложений детей и родителей классным руководителем, активом школьников и родителей. 4. 7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся. 4. 8. Знакомство с проектом плана всего коллектива, учителей класса. 4. 9. Сбор-старт по планированию работы коллектива: — сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел активом класса; — коллективное обсуждение задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение); — обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах, вырабатывается решение; — выбор ответственных за проведение дел; — выборы «совета дела» для подготовки ближайшего коллективного дела, Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогического мастерства учителя. 5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования. Формы коллективного планирования с участием детей могут быть различными. В качестве примера можно привести сбор. Задачи, сбора Формирование у детей умений и навыков анализировать деятельность коллектива. Формирование ответственности за проводимые дела. Развитие взаимопомощи, взаимопонимания между учащимися. Формирование настроя на совместную творческую работу в коллективе.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |