Тест Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях
Таблица 2.3.3 Результаты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Рис. 2.3.5 – График показателей по тесту «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Как видно из графика, стратегии поведения при взаимодействии супругов в конфликтных ситуациях у экспериментальной группы при повторном тестировании, изменились следующим образом: согласие в вопросах, касающихся отношения к а) друзьям – повысилось на 11%; б) детям – осталось неизменным; в) автономии – повысилось на 16%; г) ролевым ожиданиям – повысилось на 25%; д) нормам поведения – повысилось на 12%; е) доминирования – повысилось на 8%; ж) ревности – повысилось на 12%; и) деньгам – повысилось на 22%.
В виду малого объема выборки использовались непараметрические методы статистики. Для сравнения показателей между контрольной и экспериментальной группами использовался критерий U-Манна-Уитни. Для сравнения показателей до и после эксперимента использовался W-критерий Вилкоксона. Критерии сравнения выражались в Z-оценках. Знаком * отмечены статистически значимые различия (p < 0,05). Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной). Таблица 2.3.4 Тест Томаса-Килмана
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Таблица 2.3.5 Тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для Бостонского теста на стрессоустойчивость Таблица 2.3.6 Бостонский тест
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона Таблица 2.3.7 Тест С. Коухена и Г. Виллиансона
Средние значения (M) и межгрупповые критерии сравнения (ZU и ZW) для теста на стресс Ю.В. Щербатых Таблица 2.3.8 Тест Ю.В. Щербатых
Итак, уровни статистической значимости рассчитанных критериев позволяют определенно утверждать, что цикл индивидуальных онлайн консультаций по обучению психологически грамотному общению эффективен в отношении повышения показателя сотрудничающего поведения по методике К.Томаса и Р.Килмана, снижения показателей приспособления и избегания по методике К. Томаса и Р. Килмана, снижению уровня подверженности стрессу по методикам Ю.В. Щербатых, Коухена и Виллиансона, и Бостонского теста, а также всех позиций теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме позиции «Дети».
Выводы к разделу 2: 1) С помощью приведенных выше методик было изучено влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма. 2) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание, 3) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс. 4) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%. 5) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%. 6) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%. 7) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%. 8) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях. 9) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблема влияния стресса на здоровье и деятельность человека становится все более острой. Одним из основных видов стресса являются деструктивные конфликтные ситуации. Проблема большинства людей заключается в неумении конфликтовать конструктивно – с пользой для себя и других людей. Однако с помощью обучения человека грамотному поведению в конфликтной можно избежать ненужных деструктивных конфликтов и, таким образом, снизить уровень стресса. Это и определило актуальность нашего исследования на тему: «Регулирование стрессоустойчивости в конфликтной ситуации». В контексте дипломной работы мы ставили цель: изучить влияние конфликтных ситуаций на общий уровень стресса организма. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) рассмотреть существующие в психологической науке представления о стрессе, конфликте и влиянии конфликтной ситуации на уровень стресса; 2) подобрать комплекс психодиагностических процедур, позволяющий определять уровень стрессоустойчивости и стрессовосприимчивости, а также стратегии поведения испытуемых в конфликтной ситуации; 3) провести обработку полученных результатов с применением методов математической статистики и анализ полученных результатов. Мы использовали следующие методики: )опросник Томаса-Килмана, 2) тест на стрессоустойчивость (Ю.В. Щербатых), 3) Бостонский тест на стрессоустойчивость, 4) тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона; 5) тест «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях»; 6) тест Р. Кеттелла. В исследовании принимало участие 30 испытуемых в возрасте от 22 до 35 лет. Из них 30 женщин, 0 мужчин. Исследование проводилось с января по июнь 2013 года. Мы получили следующие результаты: 1) Выявлено, что наиболее сильно на уровень стрессовосприимчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как приспособление и избегание, 2) Исследование показало, что наиболее сильно на уровень стрессоустойчивости влияют такие стратегии поведения по Томасу-Килману, как сотрудничество и компромисс. 3) Методика по обучению испытуемых психологически грамотному общению, приводимая в приложении 2, способна снизить общий уровень стресса организма на 13-15%. 4) Выявлено, что методика индивидуального онлайн консультирования способствовала снижению стресса по тесту Ю.В. Щербатых на 15%. 5) Методика, приводимая в приложении 2, способствовала снижению стресса по тесту Коухена и Виллиансона на 14%. 6) Благодаря применению методики, опубликованной в приложении 2, уровень стресса по Бостонскому тесту у испытуемых снизился на 13%. 7) Как показало исследование, методика индивидуального онлайн консультирования способствовала налаживанию гармоничных отношений в семье, что отобразили все пункты теста «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях», кроме пункта о детях. 8) Исследование выявило повышение таких стратегий поведения в конфликтной ситуации, как: компромисс (7%) и сотрудничество (11%), и снижение таких стратегий поведения в конфликте, как избегание (15%) и приспособление (18%). Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин Л.А. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости. Казань: «КГУ», 1987. – 261 с. 2. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. – 331 с. 3. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Сфера, 1995. – 143 с. 4. Анцупов А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 464 с. 5. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. – № 4. – С. 64-74. 6. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Коряк Н.М.– Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с. 7. Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга: Духовное познание, 2002. – 516 с. 8. Горизонтов П.Д. Стресс. М.: БМЭ, 1963. – 628 с. 9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. – 286 с. 10. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству при разрешении конфликтов. СПб: Питер, 2000. – 437 с. 11. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер, 2000. – 242 с. 12. Данилова Н.Я. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Я. Данилова, А.Л. Крылова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 406 с. 13. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. – 1994. – № 5. – С. 142-147. 14. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Сфера, 2000. – 126 с. 15. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной психологии // Психологический журнал. – 1980. – № 6. – С. 119-133. 16. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.И. Евдокимов, В.Л. Марищук. – СПб.: Сентябрь, 2001. – 513 с. 17. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов. СПб.: Питер, 2001. – 512 с. 18. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Сфера, 2001. – 211 с. 19. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону: Наука, 1998. – 167 с. 20. Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений / О.Э. Зуськова, В.П.Левкович. – М., 1987. – 128 с. 21. Карелина А.А. Психологические тесты. М.: Сфера, 2001. – 623 с. 22. Катц Д.А. Социальная психология организаций / Д.А. Катц, Р.Н. Кан. – СПб: Питер, 2000. – 438 с. 23. Козер Л. Завершение конфликта // Социальный конфликт: современные исследования. Сборник. – М.: Наука. – 1991. – № 2. – С. 27-35. 24. Козлов А.С. Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили. М.: Владос, 2004. – 235 с. 25. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 283 с. 26. Корнелиус Х., Выиграть может каждый: как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М: Стрингер, 1992. – 212 с. 27. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. – М.: Академия, 2001. – 288 с. 28. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – М.: Женева. – 1989. – № 6. – С. 121-126. 29. Ласунова С.В. Конспект лекций по конфликтологии. – Одесса: ОНУ им. И.И. Мечникова, 2012. – 70 с. 30. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб: Речь, 2000. – 428 с. 31. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Академия, 1988. – 320 с. 32. Леонов Н.И. Онтологическая сущность конфликта // Ярославский психологический вестник. – Выпуск 4. – 2001.– С. 60-64. 33. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Ижевск: Харвест, 2000. – 345 с. 34. Леонова А.В. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / А.В. Леонова, О.Н. Чернышева. – М.: Радикс, 1995. – 242 с. 35. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 2010. – 256 с. 36. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. М.: Наука, 1979. – 672 с. 37. Мерлин B.C. Развитие личности в психологическом конфликте. Пермь: А-Приор, 1990. – 367 с. 38. Морозов А.В. Психология влияния. Хрестоматия. СПб: Питер, 2001. – 512 с. 39. Невлева И.М. Конфликтология (учебное пособие). СПб.: Питер, 2003. – 275 с. 40. Ноздрачев А.Д., Физиология и психология страха // Природа. – №5. – 2000. – С. 61-67. 41. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л.: Наука, 1991. – 108 с. 42. Орлова Э.А. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия / Э.А. Орлова, Л.Б. Филонов. – М.: Медицина, 1976. – 342 с. 43. Писаренко В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. – 1986. – №1. – С. 62-72. 44. Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1977. – № 4. – С. 23-32. 45. Руденский Е. Социальная психология. М.: Инфра-М, 1998. – 140 с. 46. Самыгин С.И. Психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 546 с. 47. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Гардарики, 1990. – 254 с. 48. Селье Г. Стресс без дистресса. М: Наука, 1983. – 220 с. 49. Симонов П.В. Психофизиологический стресс космического полета. М.: Наука, 1975. – 530 с. 50. Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 356 с. 51. Станкин М.И. Психология общения. М.-Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с. 52. Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975. – 208 с. 53. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к стрессу. М.: Инфра-М, 1998. –268 с. 54. Судаков К.В. Психоэмоциональный стресс М.: НИИ им. П.К. Анохина РАМН, 1992. – 353 с. 55. Сулимова Т.С. Конфликт как предмет социально-психологического анализа // Прикладная психология. – 1999. – № 3. – С. 45-56. 56. Хамильтон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний / П. Хамильтон, Р. Хокки – М.: Радикс, 1999. – 294 с. 57. Хертель А. Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в вашей жизни. СПб.: Вернера, 2007. – 272 с. 58. Шевчук Д.А. Конфликты избегать или форсировать? Все о конфликтных ситуациях на работе, в бизнесе и личной жизни. М.: ГроссМедиа, 2009. – 440с. 59. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. – 428 с. 60. Щербатых Ю. В. Экзамен и здоровье студентов. Спб: Питер, 2000. 130 с. 61. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. – 256 с. 62. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 1989. – 344 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает): 1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____ 1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________ 1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________ 1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______ 1.5 Правительство, депутаты, администрация _______
2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует). 2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________ 2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________ 2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________ 2.4 Плохой, беспокойный сон __________ 2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______
3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки): 3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________ 3.2 Затрудненное дыхание ________ 3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________ 3.4 Напряжение или дрожание мышц ______ 3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________
4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда). 4.1 Алкоголь ______ 4.2 Сигареты ______ 4.3 Телевизор ______ 4.4 Вкусная еда _____ 4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____
5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда) 5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______ 5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____ 5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____ 5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____ 5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______
6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (выбранную цифру отметьте жирным).
-20 -10 0 +10 +20 Подсчет результатов: Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека. Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным. Ваш показатель
Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения). Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.
Средние результаты по итогам теста (сумма всех балов по всем 6 пунктам):
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |