Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 9. Международные транспортные операции



2016-09-16 567 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. Международные транспортные операции 0.00 из 5.00 0 оценок




Основное содержание транспортно-экспедиторских операций

Доставку товара от места его производства и до места потребления можно подразделить как бы на два вида операций: на собственно транспортировку, выполняемую транспортными предприятиями, и на дополнительные операции, охватывающие комплекс различных, порой сложных и трудоемких работ, связанных с перевозкой груза, но выходящих за пределы обычных функций перевозчиков.

Наиболее важными для грузовладельцев являются транспортно-экспедиторские операции, так как именно транспортно-экспедиторское обслуживание грузов представляет наибольший интерес для организаций и предприятий. Наиболее распространенными транспортно-экспедиторскими операциями по обслуживанию грузов являются:

• консультирование клиентуры при выборе вида и средства транспорта с точки зрения его удобства, скорости, стоимости и сохранности доставки груза;

• консультирование по маршруту перевозки, виду сообщения, транспортным условиям контракта и базисам поставки товара;

• организация доставки груза со склада отправителя на железнодорожную станцию, в порт, аэропорт (т.е. до магистрального транспорта) или со станции, из порта, аэропорта до склада получателя;

• упаковка и переупаковка, маркировка и перемаркировка;

• комплектация грузовых партий, т. е. объединение мелких партий в сборную крупную партию (отправку) с целью наиболее рационального использования провозной способности транспортных средств и получения более выгодных тарифов для грузовладельцев (в подавляющем большинстве случаев тарификация мелких отправок невыгодна клиентуре);

• посредничество в заключении грузовладельцем договоров с перевозчиками, складскими компаниями, портами, страховыми фирмами и вообще с любыми предприятиями, участвующими в процессе доставки товара;

• оказание помощи грузовладельцам или выполнение по поручению грузовладельцев таможенных, санитарных, карантинных, ветеринарных и других операций, связанных с доставкой товаров;

• передача груза перевозчику или его грузовому агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемосдаточной, перевозочной и прочей необходимой документации;

• организация хранения груза на складах (возможно, на собственном складе);

• организация или выполнение собственными средствами погрузочно-разгрузочных работ при погрузке, выгрузке или перевалке груза;

• содействие в расчетах за товар и за выполнение операций, связанных с доставкой товара;

• прием груза в пункте назначения от перевозчика или его грузового агента, проверка числа мест, веса, состояния тары и упаковки, а иногда и качества самого груза с привлечением для этого экспертов (сюрвейеров);

• оформление претензионной документации (коммерческих актов о недостатках, излишках, повреждении груза и тары, пересортице и т.д.) совместно с перевозчиками или их грузовыми агентами;

• производство расчетов за перевозку и погрузочно-разгрузочные работы в пунктах отправления и назначения груза;

• рассортировка крупных партий груза по партиям, сортам и размерам;

• организация личного сопровождения груза в процессе доставки.

В России экспедиторские компании действуют на основании Гражданского кодекса РФ (гл. 41 "Транспортная экспедиция". Ст. 801—806).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом; обязанность экспедитора — заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор на экспедиторское обслуживание заключается в письменной форме. Кроме того, клиент выдает экспедитору доверенность на выполнение необходимых операций.

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

По договору экспедиции экспедитор не несет ответственности за убытки от хищения, внутритарную недостачу содержимого грузов, принятых/переданных в исправной таре; убытки в результате хранения груза на открытом воздухе, если такое хранение было согласовано с клиентом иди предусмотрено обычным порядком перевозки; соблюдение сроков перевозки при ненадлежащем оформлении товарно-транспортных документов грузовладельцем; прямые или косвенные последствия любого другого происшествия, в котором нет вины экспедитора.

В случае повреждения части груза, имеющей самостоятельную ценность (например, часть машины), или повреждения одного из взаимосвязанных предметов, возможное уменьшение стоимости остатка груза не учитывается при определении размера возмещения.

По договору экспедиции клиент несет материальную ответственность:

• за ненадлежащее выполнение условий договора;

• непредъявление груза к перевозке;

• простой транспортных средств;

• направление груза не по адресу;

• ухудшение качества из-за неправильности оформления, отсутствия или несвоевременного поступления поручений, разнарядок или других документов;

• низкое качество тары и упаковки;

• расхождение маркировки на грузовых местах с маркировкой, обозначенной в перевозочных документах;

• некачественное оформление товаросопроводительной и расчетной документации.

За осуществление операций экспедиторские предприятия берут комиссионное вознаграждение. Величина комиссии зависит от объема работ, от сложности предоставленных услуг, от категории груза, от вида задействованного транспорта, от вида сообщения и маршрута перевозки. За чисто посреднические операции или услуги, не носящие производственного характера (например, выписка документации, содействие в планировании транспортных средств), величина комиссионного вознаграждения невелика — не более 1,5% стоимости доставки товара, за более значительные операции и услуги — 3—5%. Российская практика такова, что часто экспедиторские фирмы просто называют величину оплаты их услуг.

 

Гражданский кодекс не определяет, какая именно организация должна принимать на себя функции по экспедированию грузов. В настоящее время в России основной объем транспортно-экспедиторских операций по обслуживанию внутреннего грузооборота выполняют организации автомобильного транспорта. В частности, они осуществляют завоз грузов на станции железных дорог и вывоз их оттуда. В системе железнодорожного транспорта действуют специализированные транспортно-экспедиторские организации. На водном транспорте экспедиторские операции выполняют порты, в структуре которых тоже действуют транспортно-экспедиторские конторы - ТЭКи.

Транспортно-экспедиторские операции с грузами выполняют специализированные организации. Крупнейшие из них, такие, как концерн "Союзвнештранс", "Совмортранс", "Желдортранс", "Союзтранзит", "Совтрансавтоэкспедиция" "Эксповестранс", "Морцентр-ТЭК", "Юни-Транс", Беломортранс", "Группа компаний "Дело", "Шиллинг энд Трейдинг груп", "Шереметьево-карго", и ряд других, имеют многолетний опыт работы, разветвленную сеть представительств в России, странах СНГ и за рубежом.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Морской транспорт играет ведущую роль в доставке грузов международной торговли России. На его долю приходится более 50% этих перевозок.

Среди грузов, перевозимых российским морским флотом, доминируют сырьевые товары: нефть и нефтепродукты (80% этих грузов во внешней торговле России перевозится морским транспортом), уголь, руда, металлы, лес, зерно. Доля продукции машиностроения относительно невелика и имеет место в основном при импорте.

В России работой с внешнеторговыми грузами занимаются 40 портов. Крупнейшими портами по грузообороту являются Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка, Мурманск, Восточный.

По распоряжению Совета Министров РСФСР от 18 сентября 1991г. № Ю26 Министерство морского флота было преобразовано в Департамент Морского транспорта Министерства транспорта России. Департамент разрабатывает и осуществляет государственные мероприятия, направленные на целесообразное использование морского флота, обосновывает потребности в финансовых средствах для решения стратегических задач на морском транспорте, предлагает программы развития флота и меры по их реализации. Департамент готовит концепцию развития морского транспорта на основе потребностей хозяйства страны, проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих функционирование морского транспорта России. Одна из главных задач — организация государственного надзора за обеспечением безопасности мореплавания и эффективной аварийно-спасательной службы, а также осуществление охраны морской среды и спасение человеческой жизни на море.

На морском транспорте России действует постановление Совета Министров и Правительства РФ от 23 августа 1993г. № 840 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском и внутреннем водном транспорте в Российской Федерации". Постановлением определены виды деятельности на морском транспорте, которые могут осуществляться юридическими и физическими лицами только на основании лицензий; утверждено положение о лицензировании этих видов деятельности и установлено, что средства, получаемые от лицензирования, направляются на покрытие расходов по выдаче лицензий и содержание органов, осуществляющих лицензирование.

Выдача лицензий возложена на Министерство транспорта РФ. В соответствии с приказом от 5 ноября 1993г. № 98 лицензии на право ведения деятельности на морском транспорте от его имени уполномочены выдавать Департамент морского транспорта (на внешнеторговую и межрегиональную деятельность) и морские администрации портов (на внутрирегиональную деятельность).

Основным законодательным актом, регулирующим эксплуатационную, техническую, правовую, организационную и оперативную деятельность морского транспорта и соответственно осуществление международных морских перевозок грузов российской внешней торговли, является Кодекс торгового мореплавания РФ, принятый Государственной Думой в 1999г. Для пользователей услуг морского транспорта наибольший интерес представляют главы Кодекса, касающиеся организации и планирования перевозок грузов, оформления договора морской перевозки, договора фрахтования судна на время, договора морского страхования, пределов ответственности судовладельца и претензий и исков. В указанных главах речь идет о коммерческих и организационно-правовых аспектах деятельности морского транспорта России, взаимоотношениях клиентуры морского транспорта с перевозчиками, претензионной и исковой работе и т.д.

 

На морском транспорте различают две формы организации движения судов — регулярное и нерегулярное (или трамповое) судоходство. К регулярной форме относятся линейное судоходство и работа последовательными рейсами.

Линейное судоходство — это такая форма организации работы флота, которой обеспечивается движение судов по объявленному расписанию между заранее установленными портами. Морское сообщение между определенными портами, поддерживаемое судоходным предприятием, называется линией.

Линии подразделяются на односторонние, двусторонние и конференциальные. Односторонние линии характеризуются тем, что на них работают суда только одной страны или одной судоходной компании. Двусторонние линии поддерживаются судами компаний двух стран (по взаимному согласованию) или двух судоходных предприятий. Конференциальные линии — это линии, на которых работают суда двух и более компаний из одной или из разных стран. Основное предназначение конференциальных линий (конференциальных соглашений) — установление одинаковых тарифов и условий перевозки для всех участников перевозок.

Работа судов последовательными рейсами в загранплаваний применяется преимущественно для транспортировки потоков массовых (насыпных, навалочных) грузов. Как и при линейных перевозках, на том или ином направлении грузопотока закрепляется определенный тоннаж, но в данном случае он действует только от порта погрузки до порта назначения, без промежуточных заходов для дозагрузки. Вопросами установления линий и поддержания работы судов последовательными рейсами занимаются непосредственно пароходства на основе прямых договоров с грузовладельцами.

Нерегулярное (трамповое) судоходство — это работа грузовых судов, не связанная с какими-либо постоянными районами плавания, портами погрузки/выгрузки, определенными видами грузов. Именно трамповые суда перевозят основную (по объему) часть внешнеторговых грузов России. Порядок работы флота, т.е. конкретный состав судов, выполняющих такие перевозки, определение портов захода, расписание движения, условия погрузки/выгрузки/перевозки, устанавливается пароходством, как правило, ежеквартально с последующим уточнением по месяцам.

Стивидорные работы – погрузочно-разгрузочные работы в портах.

Демередж – штраф за дополнительный простой судна под грузовыми операциями, выплачивается судовладельцем фрахтователю.

Диспач – премия за досрочное окончание грузовых работ.

Договором морской перевозки грузов в трамповом судоходстве является чартер, в линейном – коносамент. Различают два вида чартера – «чистый» и «открытый». Термин «чистый чартер» употребляется тогда, когда документ подписывается без каких-либо изменений стандартной формы. «Открытый чартер» – это документ, в котором не указаны ни род груза, ни пункт назначения. Эта форма используется, когда фрахтователь не знает точно либо желает сохранить в секрете, куда и с каким грузом направляется судно.

Функции коносамента:

1. доказательство наличия перевозки,

2. товарораспорядительный документ,

3. доказательство принятия груза к перевозке.

В зависимости от времени выдачи отправителю различают: коносамент для груза, принятого к перевозке (received for shipment), и коносамент для груза, принятого на борт (on board или shipped on board). Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию. В результате грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и использовать его по своему усмотрению. Бортовой коносамент выдается на товар, погруженный на борт. В ряде случаев условия контракта требуют, чтобы на коносаменте была еще дополнительная надпись: «на борту» (on board).

Различают: именной коносамент (на конкретного получателя); коносамент на предъявителя (графа «грузополучатель» пуста); ордерный коносамент (выписанный по приказу отправителя или по приказу получателя)

Коносамент без замечаний называется чистым (clean), с замечаниями – нечистым или грязным (not clean или dirty). С такими замечаниями, констатирующими дефекты в состоянии товара или упаковки, банки не принимают коносаменты к оплате.

После составления коносамента выписывается манифест (опись погруженных на судно товаров).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ДОСТАВКОЙ ТОВАРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров из российских портов и в них для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт осуществляет транзитные перевозки грузов иностранной клиентуры по территории России, экспортируя транспортные услуги. Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном, железнодорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки.

Российские железные дороги (РЖД) — это развитая, мощная транспортная система. На долю железнодорожного транспорта приходится более 70% общего объема перевозок грузов страны.

Регулирует деятельность железнодорожного транспорта в России Министерство путей сообщения РФ, в чьи функции входят соблюдение монополии государства в этой отрасли экономики (железнодорожный транспорт является естественной монополией), стратегическое планирование развития отрасли, формирование новой законодательной базы, определение тарифной политики и ряд других масштабных задач. МПС не вмешивается в конкретную коммерческую деятельность отдельных железных дорог, которые являются независимыми хозяйственными подразделениями, самостоятельно определяющими основные направления своей работы.

Управление железнодорожным транспортом строится по производственно-территориальному принципу. Вся железнодорожная сеть делится на железные дороги (их 18). Управление каждой дороги имеет в своем составе различные службы и руководит всей деятельностью железной дороги. В свою очередь дороги территориально делятся на отделения. Последние осуществляют руководство производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью линейных производственных предприятий, находящихся в их границах: станций, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, участков энергоснабжения и некоторых других предприятий. Эти подразделения и выступают непосредственными исполнителям всей работы по перевозке грузов и пассажиров. На железных дорогах допускается приватизация или создание частных предприятий, компаний и фирм, если их деятельность не препятствует осуществлению монополии государства.

При выполнении перевозок грузов железные дороги (ж.д.) вступают определенные отношения с грузовладельцами. Эти отношения затрагивают большой круг вопросов, в частности такие, как право предприятий и организаций предъявлять груз к перевозке и обязанность дороги перевезти его, порядок заявления и рассмотрения претензий и исков по перевозкам (если у грузовладельца есть основания к их предъявлению) и ряд других задач организационного, экономического и правового порядка. Эти взаимоотношения регламентируются определенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для дорог, так и для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом, устанавливающим обязанности, нормы ответственности и права железных дорог, с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, — с другой, служит Устав железных дорог, имеющий силу закона.

В январе 1998г. вступил в силу Транспортный устав железных дорог Российской Федерации. Устав является Федеральным законом № 2-ФЗ.

Уставом регламентируются порядок составления и выполнения плана железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта, а также вопросы эксплуатационного характера. Устав предусматривает удовлетворение потребности хозяйства страны в перевозках; соблюдение государственных интересов; обеспечение безопасности движения поездов; рациональное использование транспортных средств и снижение транспортных расходов; координацию различных видов транспорта; своевременную доставку грузов в пункты назначения и полную их сохранность; материальную ответственность железных дорог, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по перевозкам. Устав содержит лишь основные положения и правовые нормы и не предусматривает всего многообразия конкретных условий и особенностей перевозок отдельных грузов.

Министерству путей сообщения предоставлено право в развитие устава разрабатывать с участием заинтересованных ведомств и утверждать в установленном порядке нормативные акты, действующие на железнодорожном транспорте и регламентирующие отдельные аспекты работы данной отрасли- Так, в разное время были разработаны и утверждены Правила перевозок грузов, Технические условия погрузки и крепления грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении, Правила перевозок экспортно-импортных грузов. Изменения и дополнения к Уставу, Правилам перевозок и Техническим условиям публикуются в специальных сборниках. Все они вводятся в действие с момента опубликования, приобретают силу закона и являются обязательными для железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей.

Помимо Устава очень важным документом для грузоотправителей и грузополучателей являются Правила перевозок грузов, в которых весьма подробно регламентируется:

• порядок приема груза к перевозке;

• выдачи груза;

• комбинирования вагонов и контейнеров;

• заполнения накладной и комплекта перевозочных документов;

• перевозок массовых грузов и составления маршрутных отправок;

• перевозок грузов с объявленной ценностью;

• хранения грузов;

• передачи и переадресовки грузов;

• предъявления и рассмотрения претензий,

а также устанавливаются нормы точности взвешивания и сроки доставки грузов.

Если речь идет о внешнеторговых перевозках, то регламентация указанных вопросов имеет место в Правилах перевозок экспортно-импортных грузов. Оба этих документа необходимы для организации доставки товаров железнодорожным транспортом и являются буквально повседневной книгой любой организации или предприятия, регулярно прибегающих к услугам железнодорожного транспорта.

В настоящее время действует порядок, по которому экспортно-импортные грузы РФ, следующие за рубеж в прямом железнодорожном сообщении (доставляются за рубеж железнодорожным транспортом), подпадают под действие соглашений России со странами Европы и Азии о международных железнодорожных сообщениях. Что касается внешнеторговых грузов России, следующих с перевалкой через морские или речные порты страны, то они регулируются положениями Устава железных дорог (как внутренние перевозки, осуществляемые между пунктами одной страны).



2016-09-16 567 Обсуждений (0)
ТЕМА 9. Международные транспортные операции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 9. Международные транспортные операции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)