Методика обучения разделу «Общая биология»
1. История становления курса. До революции в содержании курса естеств были включены отдельные вопросы общей биологии. До 60-х гг. ХХ века общебиологические закономерности изучались в рамках систематического курса биологии и самостоятельного раздела «Общая биология» в школьном курсе не было. В советской школе курс естест заменяется систематическим курсом биологии. Особое внимание уделялось изучению основ дарвинизма, поскольку данная тема наилучшим образом решает задачу формирования диалектико-материалисического мировоззрения. В 1923-31 г, когда школы работают по программам ГУС, внимание уделяется основам эволюционного учения. С 1931 г. из содержания школьной биологии постепенно исключаются: сначала основы цитологии 32, затем основы генетики и селекции 38 и даже основы дарвинизма 48. Далее включаются аграрно-сельскохозяйственные основы Лысенко. В современном виде как самостоятельный раздел «Общая биология» появляется в 1967-68 учебном году. 1964 г. конкурс на лучшую программу по «Общей биологии» для общеобразовательных школ. Участвую два коллектива Полянского (Ленинград) и Всесвятского (Москва). 1969 г. издаётся учебник по Общей биологииколлективом авторов под руководством Полянского. В настоящее время ОБ изучается 2 этапами: 9 класс- введение в общую биологию 2 часа, 10-11 класс-общая биология 1 или 3 часа. 2. Цели изучения «Общей биологии» (обучающие). «Общая биология» завершает школьный курс. Поэтому цель этого курса носит обобщающий характер и заключается в усвоении системы общебиологических знаний о свойствах живого, проявляющихся на различных уровнях организации живой природы. О строении и функционировании биологических систем разного уровня организации. О закономерностях индивидуального и исторического развития органического мира. О закономерностях наследственности и изменчивости организмов. О взаимосвязи биологических систем со средой. О взаимосвязи строения биологических объектов с выполняемыми функциями. Курс «Общая биология» нацелен на развитие и закрепление основных интеллектуальных и практических общеучебных и специальных предметных умений. На формирование научного мировоззрения. Развитие ценностного отношения к природе и жизни. 3. Особенности содержания раздела «Общая биология». Содержание носит интегративный характер, т.к. в нём интегрируются знания различных биологических наук: цитологии, генетики, селекции, эволюционного учения, экологии. Интеграция знаний из различных областей науки осуществляется на основе ведущих идей, которые лежат в основе отбора содержания курса. Это идеи эволюции, многоуровневой организации жизни и идея взаимосвязи живых систем с окружающей средой. Когнитивный компонент содержания курса «Общая биология» включает в себя: Теории: Клеточную, Эволюционные, Мутационную, Хромосомную теорию наследственности, теория происхождения жизни, теория антропогенеза. Законы: Гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И.Вавилова, Биогенетический закон, законы Менделя. Понятия курса делятся на три группы: 1). Общебиологические понятия: цитологические, экологические, эволюционные, генетические, понятия об обмене веществ и энергии, о саморегуляции. 2). Гноссиалогические понятия: раскрывают историю и методы получения научной информации (история становления разделов курса – цитологии, генетики и т.п.). 3). Политехнические понятия: технологические понятия (порода, сорт, штамм), понятия о направлениях и задачах биотехнологии, природоохранительные понятия. 4. Особенности методов и средств обучения «Общей биологии». Специфика содержания курса «Общая биология» определяет ведущую роль словесных методов обучения. Среди многообразия словесных методов словесных методов в курсе «Общей биологии» важное значение имеет школьная лекция, которая может быть репродуктивной и проблемной. Репродуктивная школьная лекция носит описательный характер и направлена на усвоение учащимися отдельных фактов, закономерностей и теорий. Проблемная школьная лекция имеет объяснительный характер, начинается с постановки вопроса или проблемы, решение которой раскрывается в ходе изложения или объяснения учителя, подталкивает учащихся к решению проблемы. Возрастает роль монологических методов, широко используются доклады учащихся (в рамках уроков-семинаров, уроков-конференций) Лабораторные работы играют ведущую роль, выполняются с большей степенью самостоятельности и в т.ч. по самостоятельно составленному плану. В ходе лабораторной работы наблюдаются не отдельные факты, а целостные объекты и процессы, а выводы по результатам лабораторной работы делаются путём логических обобщений. Самостоятельное выполнение лабораторной работы развивает познавательную деятельность. Применение лабораторных работ в курсе «Общей биологии» ограничено, т.к. не все явления и процессы могут быть изучены при помощи эксперимента и недостатка времени. Ведущие принципы Базовый курс: культуросообразности, ценностной направленности Профильный курс: профессиональной направленности, фундаментальности, связи теории с практикой Ведущие идеи Базовый курс: системности и многоуровневой организации живой пироды Профильный: системной организации живой природы Структура содержания: биология как наука, с-ва живой материи, уровни, нас и изм, эвол жизни. В проф - цитология, мол, биотехнол
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1169)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |