Связь методики обучения биологии с другими науками
Биологическое образование в общеобразовательной школе как система. Тенденции развития и функции биологического образования школьников. Система –совокупность однородных элементов, взаимодействующих между собой. В единстве своем представляющих целостность Признаки -с-ть взаимосвязанных элементов - образует особое единство со средой -выступает как элемент более высокого порядка -более низкого порядка Система биолог обр-я интегрирует соц-экон, общепед, метод, психол, полит факторы. Соц заказ 1 Цели биолог обр-я: обучающие, воспитательные, развивающие 2. Содержание б.о.: -знаниевый: теории понятия факты законы закономерности _деятельностный: умения виды д-ти -ценностный: нормы 3 Процесс обучения и воспитания: -формы обучения урок экскурсия вн и внеурочная работа -методы обучения: словесные наглядные практические Виды д-ти учителя и учащихся Контроль ЗУН 4Результативный-сформированность биолог знаний, умений, воспитанность учащихся, интелл развитие
Тенденции развития школьного биологического образования: 1. Тенденция гуманизации –это ведущая тенденция развития общества, связанная с признанием человека с его интересами и способностями наивысшей ценностью. Существует два направления гуманизации образования: удовлетворение образовательных потребностей школьников и создание условий для самореализации школьников и учителей в образовательном процессе. 2. Демократизация образования проявляется в увеличении степени его открытости. Школьное биологическое образование становится более доступно, что связано с расширением дифференциации образовательных услуг. Стандартизация 4. Тенденция интеграции –Структура содержания методики обучения биологии определяется интеграцией социальных, биологических, экологических и педагогических идей. 5. Интенсификация образования- это такая его организация, которая предполагает достижение максимальной эффективности, при минимальных затратах времени, трудоёмкости и материальных средств. Проявляется в создании и внедрении новых педагогических технологий. 6. Экологизацияопределяется тем, что экология как наука оказывает мощное воздействие на систему образованияЭкологизация предполагает обновление содержания школьного биологического образованияна основе идей единства природы и общества. Функции: 1. Мировоззренческая: заключается в формировании у школьников научного мировоззрения на основе усвоения знаний материалистической теории познания мира: - что мир материален - мир представляет собой сложную систему связей и взаимодействий - мир - саморег с-ма, изменение его элементов взаимо обусловленное - человек и общество – результат эволюции живой природы, он не отделим от самой природы -наука-рез-т эвол человека, от разума и не знания человека зависят природные объекты БО облад мощным мирр потенциалом. Мф Бо определяет его ценностные ореинтиры, формир науч взгл, убежд и в конечном итоге поним ест-научной картины мира Определяет единство глобального, регионального, локального знания о природе и обществе. Играет роль в развитии личности, эк сознания 2. Социальная: соц необходимость повышения биолог грамотности населения, необходимостью обеспеч с-мы проффес-го образ биолог грамотными выпускниками школы 3. Культурологическая:фор-ие общей и эколог культуры. Усвоение универсальных культурных ценностей (жизнь, здоровье, образование) 4. Интегративная:интеграция знаний гумм и е-н, физ, хим, биол-межпредметная, цит, экол, эвол-внутрипредметная 5. Воспитательная:нравственное, экологическое, гигиеническое, трудовое, половое, эстетическое воспитание. 6. Проф-ореинтационная: направление учащихся учебного процесса на развитие к профессиям связанных с биологией.
Вопрос 1. Принадлежность моб к педагогическим наукам. Связь моб с другими науками. Наука – это способ познания окр мира, с др стороны – соц. институт. Учеными создается научная картина мира. Образование- система, результат. ТиМОБ относится к педагогическим наукам.
Закономерности: выбор метода от содержания понятия Принципы: краеведения, сезонности, научности МОБ – это наука о системе обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии. Теория- изучает закономерности, принципы, теории форм обучения биологии МОБ- зачем учить (цели обучения), чему учить (содержание), как учить (методы и средства) Связь методики обучения биологии с другими науками. Биология является внешним источником для ТиМОБ (формирует содержание) Педагогика и психология – внутренними источниками. ТиМОБ связана с дидактикой. С позиции дидактики можно ответить на вопросы: зачем учить, чему и как. На основе дидактических закономерностей в методике можно установить, как учить эффективно, т.е. достичь планируемый результат. Педагогика и дидактика – предлагают общие закономерности построения уч-восп процесса по биологии. А методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения б. Психологияисследуя вопросы развития личности в процессе обучения предоставляет методике основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, раскрывает особенности развития различных психических процессов у личности или группы в процессе биологического образования. Биология являясь источником содержания биолог образования вносит коррективы в отбор содержания биол образ, формирование определения биолог понятий, и определение объема содержания биолог образования. С философией – моб опирается на философию – на теорию познания и на учение о методах научного познания. Вопрос 2. Задачи МОБ. Структура МОБ. Методы, применяемые в исследовании проблем МОБ. Задачи МОБ. -т.е. задачи как науки. 1. исследовать и определить эффективные методы обучения. 2. обосновать отбор содержания курса (н-р в основной и старшей школе, в общеобразовательной школе и мед.училище) 3. дать обоснование формам обучения. 4. выявить условия эффективности применения различных пед.технологий (игровые, проектные, проблемные). 5. определить критерии и показатели обучения биологии (усвоение биол.знаний). и.т.д.
Метод исследования – совокупность приёмов и операции теоретического и практического освоения и преобразования действительности. Существуют методы теоретического и эмпирического исследования. В МОБ применяются следующие методы: Общенаучные.
2. Педагогические.Педагог.наблюдение, пед.эксперимент, контрольный срез знаний и умений. 3. Методы психологических исследований.Наблюдение за изменением качеств личности, сравнение динамики развития качеств личности и т.д. 4. Социологические методы.Опрос, ранжирование, анкетирование.
Методы: -пед наблюдение – целенаправленное фиксирование к-л явлений. Применяется на всех формах обучения. Протоколируется. Аудио, видео средства -эксперимент –наблюдение в спец создаваемых и контролируемых условиях (констатирующий, обучающий) -анкетирование -протоколирование -интервьюирование -Рейтинговая оценка -изучение школьной документации -Изучение нормативных документов -Статистическая обработка Цели – позволяют конкретизировать этапы и средства достижения заданного результата. На фор-ие влияют: соц цели – стремление общества к обеспечению своего развития. Цели личности - учитывают индив особенности, интересы, потребности личности в образовании и самообразовании. Цели зависятот уровня образованности школьников, уровня воспитанности, отражающей с-му мирр взглядов, уровня развития личности, фактор целочтности человеческой личности, ф. прогностичности, приемственноти целей в с-ме биолог образ-ия
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |