Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аренда, как форма партнерских связей в предпринимательстве



2016-09-16 454 Обсуждений (0)
Аренда, как форма партнерских связей в предпринимательстве 0.00 из 5.00 0 оценок




В процессе предпринимательской деятельности предприниматели устанавливают различные партнерские связи. В сфере производственного предпринимательства наиболее распространенными являются аренда, лизинг и франчайзинг.

Аренда (лат. arrendare, польск. arenda отдавать взаймы) — это форма партнерских связей в предпринимательстве основанная на договоре срочного возмездного владения и пользования основными средствами. Она удобна особенно предпринимателям, начинающим деятельность и не имеющим необходимых денежных ресурсов для покупки земли и других средств производства. Выбор аренды средств производства зависит от особенностей технологии производства, специализации предприятия, наличия на рынке свободных основных средств для аренды, стоимости арендной платы и др.

Субъекты арендных отношений (их два) — это арендодатель и арендатор. Арендодателем аренды выступает тот, кто вправе распоряжаться соответствующим имуществом. В первую очередь этим правом наделен собственник. Во вторую очередь граждане или организации от лица собственника. Арендатором по договору аренды является юридическое или физическое лицо, которому нужен объект аренды для осуществления предпринимательской деятельности.

Объекты арендных отношений — это земля и любое имущество (вещь), которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств (так называемые непотребляемые вещи): земля, природные объекты, предприятия, другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д. Особый объект аренды, в особенности для сельского хозяйства — это земля.

В настоящее время в мире сложились следующие типы аренды:

1. Аренда на основе трудового участия. Она распространена главным образом в фермерских хозяйствах США и выглядит как соглашение между родственниками (чаще всего отцом и сыном). Арендатор, например младший член семьи, не делает никаких вложений в производство, однако участвует в принятии решений и управлении фермой.

2. Аренда земли для ведения животноводства. Существует в двух вариантах:

а) аренда животноводческих ферм, когда арендатор принимает на себя все или большую часть текущих издержек. В этом случае необходим специальный договор с точным описанием затрат каждой из сторон и пропорций в распределении прибыли;

б) аренда земли под выпас скота на частных, муниципальных и государственных землях. Здесь обычно устанавливается фиксированная арендная плата за выпас одной головы скота в месяц.

3. Аренда на основе долевого участия в произведенной продукции. В этом случае арендодатель предоставляет землю, скот, постройки, сельскохозяйственную технику, а арендатор принимает на себя другие затраты.

4. Аренда на основе долевого участия в чистом доходе. Степень участия определяется также на основании соотношения затрат арендодателя и арендатора.

5. Аренда на основе фиксированных платежей. Это наиболее распространенный тип аренды, при котором арендатор платит владельцу земли или имущества оговоренную в договоре сумму арендной платы. Арендатор получает в свое распоряжение всю выручку, несет все расходы (за исключением налогов, страховых платежей и затрат на капитальный ремонт зданий и сооружений), а оставшуюся прибыль использует для осуществления расширенного воспроизводства.

Основным документом регулирующим отношения между арендодателем и арендатором является договор аренды. Договор аренды — это гражданско-правовой договор по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору землю или конкретное имущество во временное владение и пользование или во временное пользование, а арендатор обязуется уплачивать арендную плату. При этом плоды, продукция и доходы полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

Основная обязанность арендодателя по договору — предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению этого имущества, в срок, оговоренный договором. При невыполнении этих обязательств арендатор получает право истребовать арендованное имущество и потребовать от арендодателя возместить убытки, вызванные несвоевременной его передачей. Если же в результате задержки в передаче имущества арендатор потерял интерес к исполнению договора аренды, он может вправе заявить требования о расторжении договора и возмещении причиненных его неисполнением.

Ответственность за недостатки сданного в аренду имущества возлагается на арендодателя.

Договор субаренды может быть заключен арендатором с третьим лицом (субарендатором) лишь при наличии согласия на то арендодателя, при этом срок договора субаренды не может превышать основного договора аренды.

Арендная плата. Порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды. Арендная плата может быть в денежной, натуральной и смешанной формах.

В мировой практике сложились следующие методы установления ставок за аренду земли:

1. Рыночная денежная оценка земли и имущества. Она наиболее точно отражает баланс спроса и предложения на средства производства. На землю рыночные цены формируются с учетом конкретных условий хозяйствования: продуктивности, размеров и расположения земельных участков; наличия зданий и сооружений; сроков выплаты арендных платежей и продолжительности аренды. В России, где рынок земли находится в стадии становления, данный способ пока малоприемлем.

2. Арендная плата по затратам владельца земли или имущества. К ним относятся налог на землю и имущество, страховые платежи, затраты на амортизацию и капитальный ремонт, а также определенного размера прибыли на вложенный капитал.

3. Арендная плата по остаточной нормативной прибыли арендатора. Рассчитывается она как разница между нормативной выручкой за продукцию и суммой нормативных затрат арендатора. Нормативная выручка определяется исходя из уровня плановой урожайности и продуктивности животных и средних рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию. Вся прибыль, полученная от превышения нормативной урожайности (продуктивности) и продажи продукции по более высоким ценам (за счет более высокого качества, освоения новых рынков сбыта и др.), после возмещения эксплуатационных затрат и выплаты арендной платы остается в распоряжении арендатора.

Лизинг.

Лизинг производное от англ. Leasing – арендовать. По определению Федерального закона РФ"О лизинге" (1998 г.) лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Предоставление имущества лизингополучателю производится на основе договора лизинга (финансовой аренды). Договор лизинга - гражданско-правовой документ, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Объектом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, племенные животные, другое движимое и недвижимое имущество. Не могут быть предметом лизинга земля и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

Субъекты лизинга следующие:

А) лизингодатель — физическое или юридическое лицо, которое имеет в собственности имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

Б) лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое получает имущество — предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга;

В) продавец (поставщик) — физическое или юридическое лицо (лизинговая фирма), которое продает имущество лизингодателя, являющееся предметом лизинга;

Кроме них, во многих лизинговых сделках субъектами лизинга или его участниками являются посредники, оказывающие транспортные, страховые, банковские и другие услуги.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О лизинге" различают две формы лизинга:

внутренний, когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации;

международный, когда лизингодатель или лизингополучатель - нерезиденты Российской Федерации.

По срокам используется лизинг долгосрочный, осуществляемый в течение трех лет и более; среднесрочный, действующий от полутора до трех лет, и краткосрочный — до полутора лет.

Основные виды лизинга — финансовый (капитальный), оперативный (сервисный) и возвратный.

При финансовом лизинге лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя при условии выплаты лизингополучателем полной суммы лизинговых платежей.

При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование.

При возвратном лизинге продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. Он применяется тогда, когда организация испытывает временные трудности в финансовых средствах или желает подстраховать себя на случай ухудшения финансового положения (например при падении курса акций). В этом случае она может продать часть своей собственности (зданий, оборудования) лизинговой компании и одновременно заключить с ней лизинговый договор на передачу ей своего бывшего имущества на условиях лизинга.

В договоре лизинга должно быть дано точное описание предмета лизинга, указано наименование поставщика, срок, к которому он обязуется предоставить предмет лизинга, местонахождение объекта после покупки, характер его использования (интенсивность эксплуатации, выпускаемая продукции и т. д.), порядок содержания и ремонта, перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингодателем.

Расходы, связанные с транспортировкой оборудования к месту поставки, монтажом и пуском в эксплуатацию, как правило относят на лизингополучателя.

Под лизинговыми платежами понимается сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за право пользования имуществом - предметом договора. В зависимости от формы платежей различают денежные, компенсационные и смешанные платежи.

Лизингополучатель может отказаться от лизинга до истечения срока договора, за исключением случаев, когда при приемке оборудования в нем обнаружатся недостатки, исключающие его нормальную работу, устранение которых невозможно. Во всех остальных случаях при расторжении договора по инициативе лизингополучателя он обязан предоставить лизингодателю компенсацию, равную сумме сделки.

Франчайзинг.

Франчайзинг (англ. Franchise – привилегия) это способ сбыта товаров и услуг, развития и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса. Франчайзинг - это также форма интеграции малого и крупного бизнеса, тогда она предполагает создание широкой сети однотипных малых предприятий и предпринимателей посредством продажи им крупной компанией права на ведение дел от ее имени за определенную плату. Субъекты франчайзинга – это франчайзер и франчайзи. Компания, которая в целях расширения своего рынка сбыта передает такое право, называется франчайзером, мелкая фирма или предприниматель, которые получают это право под обязательство соблюдать стандарты качества, технологии производственных и обслуживающих операций, франчайзи (оператором, пользователем).

Отношения между франчайзером и франчайзи регулируются лицензией - так называемой франшизой. Франшиза (франчайзинговый пакет) — это полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи.

Франшиза дает право

· франчайзи заниматься в течение оговоренного периода определенным бизнесом, используя специфические наименования товаров или услуг, принадлежащие франчайзеру;

Франшиза обязывает

· франчайзи выплачивать франчайзеру первоначальный взнос и регулярные отчисления (роялти) за франшизу и предоставляемые услуги;

· налагает на франчайзера обязанность помогать франчайзи в организации бизнеса, обучении персонала, управлении продажами и т. д.;

· предоставляет франчайзеру право контролировать ведение бизнес.а

Выделяют несколько видов франчайзинга, которые классифицируются по двум признакам: 1) в каком виде франчайзер предоставляет франчайзи товар для реализации; 2) каким образом строятся отношения франчайзера и франчайзи.

По первому признаку выделяют товарный, производственный и деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг сложился в сфере торговли и заключается в покупке прав на продажу товаров с торговой маркой головной компании. Вместо того чтобы продавать свою продукцию многочисленным оптовым и розничным торговым фирмам, франчайзер продает ее исключительно или главным образом определенному кругу оптовых и розничных франчайзи, которые занимаются сбытом только этой продукции и не продают товары конкурентов.

Для такого вида франчайзинга в наибольшей степени подходит продукция, которая имеет известную товарную марку и требует комплекса предпродажных и послепродажных услуг. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Производственный франчайзинг предполагает продажу франчайзи права производства и сбыта товара с использованием сырья и материалов, купленных у материнской компании, — это делается, например, в индустрии безалкогольных напитков. В данном случае франчайзи не просто работает под торговой маркой франчайзера, а включается в полный цикл крупной компании, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, плана продаж и др.

На условиях производственного франчайзинга в сельском хозяйстве возможно использование технологий по обработке почвы внесению удобрений, выращиванию различных сельскохозяйственных культур (грибов и др.), откорму скота.

При деловом франчайзинге франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набгора продуктов и услуг под именем франчайзера. Продажа франшизы на вид деятельности сегодня наиболее популярна. Пример делового франчайзинга — организация сети закусочных (Баскин-Роббинс", "Макдональдс" и др.).

По второму признаку — организации взаимоотношений франчайзера и франчайзи — различают классическую модель, региональный франчайзинг, субфранчайзинг и развивающийся франчайзинг.

В классической модели франчайзинга франчайзи налпрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы в процентах от объема продаж (роялти). Все франчайзи, занятые в данно обладают одинаковыми правами.

Региональный франчайзинг отличаются от классической наличием региональных посредников между материнской компанией и сбытовой сетью. Роль главного франчайзи здесь выполняет официальный представитель франчайзера в регионе.

В субфранчайзинге посредником является субфранчайзер, который осваивает региональный рынок, привлекает франчайзи, организует обучение кадров. Отличие от главного франчайзинга в том, что франчайзи работают напрямую с субфранчайзером на долгосрочной основе, почти не вступая в контакты с материнской компинией. Именно субфранчайзеру они платят роялти и рекламные взносы, часть которых перечисляется материнской компании, а остальное является доходом посредника и идет на содержание мы.

В развивающемся франчайзинге роль посредника исполняют лицо или группа инвесторов, которым материнская фирма уступила значительные права на освоение региона. Посредник может самостоятельно держать франшизы и привлекать франчайзи при условии, что будет исполнено оговоренное франшизой обязательство открыть определенное число торговых или сервисных точек иной территории в определенный срок.

Основу правового регулирования деятельности франчайзера и франчайзи в России составляет Гражданский Кодекс РФ, в котором (ст. 1027-1040) определены основные положения договора коммерческой концессии (франчайзинга).

Контрольные вопросы:

  1. Какие формы партнерских связей вы знаете?
  2. Каковы объекты и субъекты арендных отношений?
  3. Какие типы аренды наиболее распространены в мире?
  4. Дайте характеристику методов установления ставок арендной платы за землю.
  5. Каковы объекты и субъекты лизинга?
  6. Какие вы знаете формы и виды лизинга?
  7. Что такое франчайзинг и что она дает?
  8. Какие вы знаете виды франчайзинга?

 



2016-09-16 454 Обсуждений (0)
Аренда, как форма партнерских связей в предпринимательстве 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аренда, как форма партнерских связей в предпринимательстве

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)