Подготовка текста выступления
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Подготовка текста выступления. 2 ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЕМ.. 8 ВЫСТУПЛЕНИЕ. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 22 Тест на проверку ораторских способностей. 24 Упражнения. 24
логос (факты), пафос (эмоции) и этос (доверие). Аристотель
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они. Уильям Беркетт
Подготовка текста выступления Есть люди, которых слушать невозможно, есть люди, которых слушать можно, а еще есть люди, которых невозможно не слушать. Умение публично выступать сегодня является обязательным условием на пути к успеху. Выступление на конференции, представление проекта коллегам - все это требует умения доказывать собственную точку зрения, достойно держаться перед большой аудиторией. Однако, как показывает опыт, далеко не все мы довольны своими ораторскими умениями. Ораторская, или публичная, речь всегда служит определенной цели — познавательной или информационной, убеждения или внушения. С психологической точки зрения в ораторской речи мы имеем дело с умениями построить и осуществить речь таким образом, чтобы она была оптимальной, т. е. наилучшим образом приспособленной к задаче информирования, убеждения, наконец, внушения. Эта оптимальность может быть рассмотрена на разных уровнях — композиционно-логическом (как построить речь), языковом и т. п. Но для того чтобы оптимально осуществить речь, нужны определенные речевые навыки (отработанная техника, включающая не только особенности произношения, но и навыки, например, безошибочного согласования слов) и сформированные речевые умения. Отметим те психологические особенности ораторской речи, которые должны, прежде всего, приниматься во внимание, когда мы задаемся целью обучиться речевым умениям, необходимым для публичного выступления. Ими являются: развернутость, произвольность и организованность. Развернутость. Это — умение дать той или иной мысли адекватную ей языковую форму, построить речь безукоризненно в языковом отношении. Оратор должен иметь навыки развернутой речи, уметь говорить правильно на любую тему. Эксперименты показали, что далеко не всякий даже образованный человек умеет дать тому или иному понятию строгое определение. Отсюда первая тенденция в развитии речевых умений у взрослого человека — это все большая развернутость монологической речи, способность строить высказывание и разворачивать мысль в соответствии с требованиями грамматики, культуры речи и логики независимо от того, насколько сложен и абстрактен предмет обсуждения. Произвольность. Оратор должен уметь произвольно, избирательно пользоваться наиболее уместными для данного высказывания языковыми средствами. То есть употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, наиболее точно передающие его замысел. Однако для выразительной и убедительной (а не просто формально правильной) речи этого мало: оратор должен уметь свободно выбирать и некоторые неязыковые, но существенные с психологической стороны коммуникативные средства. Например, не просто не путать утвердительную интонацию с вопросительной, а уметь выразить разную степень утверждения, различные оттенки вопроса. Сюда же относятся мимика и жестикуляция, темп речи и распределение пауз, логическое выделение отдельных слов и словосочетаний, а также многое другое. Организованность. Оратор не только имеет наготове план каждого отдельного предложения, но планирует большие куски и речь в целом. Заранее представлять себе структуру речи — это одна сторона организованности. Другая касается той формы, в которой существует план. Он, как говорят психологи, может быть «интериоризован» (быть внутренним) и формулироваться в уме, или «экстериоризован» — облечен в языковую форму и занесен на бумагу в виде плана или конспекта будущего высказывания. Совершенствование речевых умений влечет за собой все меньшую опору на «бумажку» и все большую интериоризацию плана. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ РЕЧИ В развитии ораторских умений особенно сложны,и не только для начинающего оратора, вопросы использования «внешних опор» в речи. Начинающему оратору с самого начала надо опираться на полный текст, писать все, что он собирается сказать. Этапы предварительной работе над содержанием выступления 1. Прежде всего, необходимо четко проанализировать для себя предмет, о котором собираетесь говорить. Проанализируйте проблемный вопрос, вынесенный на обсуждение («цель выступления - что должно быть достигнуто») и ясно сформулируйте тезис, т.е. способ решения проблемы. Не думайте пока, как и о чем вы скажете, а о чем умолчите. Просто сориентируйтесь в вопросе. Здесь можно посоветовать обязательно вынести анализ «на люди», хотя бы кратко пересказав содержание будущего выступления (не заботясь пока о форме) своим домашним, как это рекомендовал начинающим адвокатам П. Сергеич. Дело не только в том, что постороннему глазу легче заметить, где именно у вас нечеткость: вы и сами, говоря вслух, будете замечать пробелы в анализе (не забудьте сразу же записать это, не полагаясь на память!). 2. Следующим этапом содержательной подготовки является выделение основных смысловых частей выступления, своего рода смысловых блоков. Теперь нужно представить себе, о чем вы будете говорить. 3. И наконец, необходимо продумать связь между смысловыми частями, «чтобы был естественным переход от одного к другому». После этого можно переходить к написанию текста. Тогда текст с самого начала будет для вас не суммой фраз, а структурой, в которой вы увидите важные и второстепенные, сильные и слабые, чисто «ораторские» и содержательные моменты. Не вы будете зависеть от текста, а он подчинится вам. Вы сможете действовать гибко, в случае нужды сокращать, перестраивать, дополнять его. Это едва ли не главное для оратора. При условии предварительной работы над содержанием вы, даже имея перед глазами текст, не будете стремиться просто читать его: вам захочется пересказать его своими словами. Вопрос "Читать или говорить?" - один из вечных вопросов истории ораторского искусства. Традиция написания и чтения с "листа" ораторских речей родилась задолго до наших дней. Так, с конца V века до н. э. в Афинах появились логографы, то есть составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности "заказчика". Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай. А вот Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил: "Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была". Ни один из авторов методической литературы по ораторскому искусству не рекомендует читать текст по написанному. Более того, психологи предупреждают: при чтении текста с «листа» в получасовом выступлении его содержание воспринимается лишь на 17 % . Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: "Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал — это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле". Но известны случаи, когда ораторы с успехом пользовались записями. Интересный факт. Известно, что крупнейший русский историк профессор Ключевский В. О. называл свои лекции просто «чтением», и он, действительно, читал их по своим записям, читал медленно, тихо, спокойно. Но это были им сотворенные, им найденные, им продуманные тексты. Чтобы занять место в аудитории на лекции Ключевского, студенты вынуждены были отсиживать две-три предыдущие пары. Однако мы считаем, что чем скорее вы добьетесь такого положения, при котором текст будет лежать перед вами, а вы — пересказывать его, лишь время от времени заглядывая в написанное, тем лучше. Но пусть он все-таки будет рядом. Это нужно для уверенности, если Вы вдруг что-то забудете, Либо понадобится привести определенную формулировку. Наконец, даже у опытного оратора бывают случаи, когда те или иные внешние обстоятельства сбивают его с мысли. Один и тот же оратор, выступая в разных аудиториях и на различные темы, может писать полный текст — или вовсе не иметь текста. Однако приходится и опытному оратору писать иногда полный текст выступления. Бывает это в следующих случаях: выступление проходит перед особенно ответственной аудиторией; посвящено весьма сложной и не до конца разработанной проблеме; оратор вынужден выступать, будучи «не в форме» — усталым, при плохом самочувствии и т. д. Когда вы привыкнете к публичным выступлениям настолько, чтобы не сбиваться с мысли под влиянием случайных факторов, можно переходить от текста к подробному конспекту. Отличается он от текста тем, что в нем выступление закреплено не дословно, а, так сказать, «домысленно»: по этим «нотам» вы вольны разыгрывать любые словесные вариации. Переход от текста к конспекту предполагает в большинстве случаев специальную работу над умениями развернутой речи. При этом даже в кратком конспекте целесообразно оставлять некоторые чисто текстовые моменты. Можно рекомендовать записывать в него: первую или даже две-три фразы; наиболее ответственные, «ударные» формулировки, которые для данного выступления почему-либо имеют особую значимость; цитаты; числовые данные, трудные имена собственные и т. д. Чем дальше, тем более кратким конспектом можно пользоваться и меньшее количество текста целесообразно оставлять в нем. В частности, начало и концовку в какой-то момент не будет необходимости дословно фиксировать. Но следует иметь в виду, что и в кратком конспекте очень важно сохранить указания на переход от одного пункта, «смыслового блока» к другому. Иначе вы рискуете, дойдя до конца одного такого блока, топтаться на месте, все время возвращаясь на пройденную уже тропу. От конспекта можно перейти к плану. Отличие его в том, что он не фиксирует смысловое содержание речи, а дает лишь систему ориентиров для его развертывания. Важно, чтобы пункт плана вызывал у оратора достаточно четкое представление о том или ином смысловом куске. Для этого нужно, конечно, чтобы переход от знания содержания к умению развертывать его в текст был максимально автоматизирован. Поэтому не следует торопиться с переходом к плану. Как правило, на стадии плана ораторские умения позволяют уже не фиксировать переходы между смысловыми блоками. Но даже и на этом этапе целесообразно записывать для памяти цитаты, числа и имена собственные. Высший класс умений публичного выступления — речь без «бумажки» вообще. Здесь нечего сказать, когда придет время и оратор почувствует, что готов говорить без «бумажки», он сможет ее легко отбросить. Приведем в систему основные формы работы над выступлением, памятуя, что им должен предшествовать анализ содержания. 1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа!). 2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными. 3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п. 4. План с цитатами и т. д. План можно записать на небольших карточках, вспомните, например, Андрея Малахова, ведущего «Пусть говорят» - карточки удобно держать в руках, перелистывать, они представительно смотрятся. 5. Речь без бумажки. Структура публичного выступления Любая речь, с точки зрения ее структуры, строится по единому принципу. Для успешного публичного выступления необходимо четко сформулировать тему, определить цель выступления, продумать структуру речи.
Оратору, прежде всего, нужно решить какие конкретные сведения он хочет сообщить своей аудитории, строго ограничив круг вопросов, имеющих отношение к теме презентации. Сформулировать цель презентации в одном предложении. Например, для информативной презентации: моя цель — проинформировать слушателей о прогрессе, достигнутом в ходе применения в моей педагогической деятельности технологий коучинга. Для достижения цели необходимо дать развернутую информацию о состоянии дел до начала применения коучтехнологий в педагогической деятельности и после. Психологи, изучающие общение, утверждают, что идеальное ПВ должно длиться около 7 минут (далее внимание слушателей рассеивается), вступление должно занимать около 5-15% общего времени (Некоторые эксперты говорят о 20%). Вступление. Необходимость введения или вступления диктуется соображениями здравого смысла. Прежде чем начать что-либо объяснять или доказывать, надо сообщить о чём и почему выступающий собирается говорить, чтобы привлечь к себе внимание слушателей, заинтересовать тем, что будет произнесено. Задача вступления - настроить, подготовить слушателей к рассуждению о предмете речи, установить контакт, заронить интерес к презентации. Различают две части вступления: зачин и завязку. В хорошо подготовленной аудитории выступление может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин. Зачин нужен для того, чтобы завладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой выступления, а касаться условий, в которых происходит встреча со слушателями, степени их организованности, времени начала выступления, предыдущего выступления или выступлений (последний тип зачина позволяет оратору провести мысль о логичности построения всех выступлений, показывает место данного выступления в системе остальных, которые прослушали уже или еще прослушают, создает впечатление о слаженной работе лекторов, о рациональном распределении тем и проблем между ними). Примеры зачинов. Добрый день! Итак, вы уже прослушали ряд интересных и ярких выступлений моих коллег по проблемам... Я сам с удовольствием их послушал и теперь продолжу эти тему. Я хочу предложить вам свое понимание данных проблем Добрый день! Ну, я вижу, нас собралось сегодня немного, но самые главные и заинтересованные слушатели, я уверен, уже здесь. Думаю, мы уже можем начать... Завязка — это уже подход к теме выступления. В завязке надо тем или иным способом обозначить проблему, которую вы будете раскрывать, и связать ее с интересами слушателей. Завязка должна захватить внимание слушателей. Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор (см. поддержки далее). Завязкой может служить: - Риторический вопрос. Если риторический вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Должно ли образование быть бесплатным? - или Возбуждение любопытства. Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Й. Хейзинга выдвинул лозунг: «Образование и гласность несут упадок!» Так ли это? Эйнштейн сказал, что образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Согласны ли вы с этим? - Изложение кратко и ясно цели и задачи выступления. Данный прием действен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме. На этом же этапе можно объявить основной тезис. Помните, что тезис должен быть действительно кратким, доступным аудитории и удобным для доказательства. Именно тезис будет тем мостиком, который позволит вам перейти от вступления к основной части ПВ. Помним! Что начало речи задает тон всему выступлению. Оно более всего запоминается, поэтому должно быть тщательно продуманным и включающим: объяснение цели; название доклада; четкое определение стержневой идеи. Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления (случаи «коммуникативного самоубийства»): - Не говорите, что вы не оратор. - Не начинайте выступление с извинений. - Не начинайте выступление с шутки. Основная часть занимает около 70 % выступления и представляет собой доказательство тезиса. Вариантами системного построения аргументации могут быть: - проблемное изложение (выявление и анализ противоречий и путей их разрешения); - хронологическое изложение; - дедуктивное изложение - от причин к следствиям, от частного к общему; - индуктивное изложение - от общего к частному. План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Необходимо помнить совет лучших ораторов, которые говорят о том, что для достижения оптимального эффекта нужно использовать не менее трех аргументов, а аргументы, как известно, бывают эмоциональными и рациональными. При этом не забываем, что количество аргументов не всегда переходит в качество убеждения. Поэтому лучше выбрать те из аргументов, которые действительно будут иметь вес в глазах аудитории. В том же случае, если лектор использует слишком большое количество аргументов, то может возникнуть оратор впечатление, что он за что-то оправдывается. Если Вы хотите использовать три аргумента, неравнозначные по силе, то начальный и завершающий аргументы должны быть наиболее вескими. Если Вы упоминаете только свои аргументы «за», то аудитория может усмотреть в этом односторонний и предвзятый подход. Если Вы знаете, какие возражения могут возникнуть, заранее прокомментируйте их в своем выступлении. Можно сказать: «... да, здесь могут быть возражения » или «возможно, кто-то захочет возразить...». И тогда именно эти возражения, скорее всего, уже не прозвучат. Не пытайтесь скрывать наиболее очевидные аргументы «против». При работе над главной частью необходимо продумать не только систему логических (обращенных к разуму), но и психологических (обращенных к чувствам) доводов. Специалисты считают, что аудитория скорее принимает вашу точку зрения, если вы иллюстрируете то или иное положение не только классическим примером, но и личным. Апелляция к личному опыту позволяет сделать выступление «интимным» - теперь аудитория знает вашу тайну. Если пример эмоционально окрашен и нашел отклик аудитории, то именно по аргументу потом, уже после ПВ, слушатели способны легко восстановить положение, доказываемое вами. Сила убеждения должна достичь своего апогея прежде, чем внимание слушателей начнет уменьшаться. Необходимо иметь в виду, что существуют своеобразные периоды внимания: они равны приблизительно 10-15 мин. По истечении такого периода внимание людей падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15, 30, 45-й минуте. В эти моменты следует дать им возможность расслабиться и немного отдохнуть. Можно сделать паузу, закончить рассмотрение вопроса, перейти к новой теме, пошутить — словом, дать слушателям возможность осознать, что они отдыхают. Через 45 мин нужно дать большую паузу или сделать перерыв. Кстати, учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление — это такое, которое укладывается в минимальный период внимания, т.е. в 10-15 мин. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории и даже останется некоторый избыток внимания. Если мы обратим внимание на длительность современных оперативных радио- и теленовостей, информационных передач ведущих информационных агентств мира, то заметим, что они укладываются, как правило, в 10 мин. Таким образом, краткость выступления - гарантия внимания аудитории. Заключение. Грамотное заключение должно логично вытекать из основной части. Оно должно составлять приблизительно 5-15% (некоторые эксперты говорят о 20%) от всего выступления и содержать формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Здесь имеет смысл повторить стержневую идею, вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Часто в заключении или кратко повторяется суть всего сказанного, или выводится следствие из доказанного тезиса, либо выступающий старается воздействовать на чувства слушателей, чтобы увеличить силу своих доводов. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим его итог. Заключение должно включать благодарность или комплимент аудитории: скажите слушателям о том, как интересно вам сегодня было с ними, как они помогли вам своими умными вопросами и ответами. Эмоциональное «поглаживание» аудитории («вы абсолютно правы») помогает вам настроить слушателей на беседу. Всегда хочется возобновить разговор с человеком, который уважает своего собеседника, ценит, дарит комплимент, так и аудитория с удовольствием возвращается к оратору, который любит своих слушателей. Закончить ПВ можно цитатой, притчей, обращением к аудитории с пожеланием. Подчеркните, что сегодняшняя ваша встреча должна стать точкой отсчета нового времени - теперь слушатели стали идейно богаче, попросите их о том, чтобы на практике они сами проверили, закрепили то, к чему пришли вместе с вами сегодня. Как не надо заканчивать выступление Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызывает у аудитории недоумение, и эффект от всего выступления исчезнет. Не следует извиняться: Я понимаю, мне не удалось все охватить, Я вижу, несколько утомил вас... и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами. Обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». Лучше заканчивать фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Помним! В процессе восприятия речи действует «закон края», т.е. лучше запоминается то, что дается в начале и конце выступления. Первые слова привлекают внимание, а последние усиливают эффект выступления, они должны мобилизовать слушателей, воодушевить их, призвать к активной деятельности. Таким образом: основные элементы содержания рассказываются аж трижды. Сначала в открывающей части («о чем я собираюсь говорить»), потом в основной, а потом еще и выводы или краткое перечисление основных положений. Здесь необходимо помнить, что для повторяющихся элементов контента необходимо найти какую-то свежую и интересную форму. Иначе, если они будут повторяться слово в слово, это может раздражать компетентную и мотивированную аудиторию. Донесение главной мысли выступления Для того чтобы эффективно донести главную мысль до слушателей, оратор должен ее сформулировать. Поэтому нужно заранее позаботиться о словесной формулировке главной идеи: выразить словами, по возможности, кратко и понятно. П.Сопер отмечал, что «сам оратор иногда точно не знает, какова его цель, пока не сформулирует ее полностью». С другой стороны, исследования Т.М.Дридзе убедительно показали, что третья часть любой аудитории в принципе все хорошо понимает, но не может самостоятельно сформулировать главную мысль оратора, не в состоянии выделить эту мысль в выступлении. Словесная формулировка главной мысли выступления необходима как самому оратору, так и его аудитории. П.Сопер описывал такой случай: один политический оратор уже долгое время говорит, обращаясь к деревенским избирателям. Кто-то из опоздавших подсел к старому фермеру и спрашивает: «О чем он толкует?» — «Да кто его знает, — отвечает старик, — он еще ничего об этом не сказал». Этот пример и позволяет П.Соперу справедливо утверждать, что «обычно слушатели не склонны доискиваться, каково намерение оратора, пока последний в достаточно развернутом виде и с повторениями не объяснит его». Именно отсюда и вытекают нередко недоуменные вопросы слушателей после выступления: что оратор, собственно, хотел сказать? Что он имел в виду? Что он доказывал слушателям? И именно поэтому актуален старый, но не потерявший своего значения риторический совет: расскажи слушателям, что ты собираешься рассказать; в то время как ты уже рассказываешь, разъясни им, что ты рассказываешь, а когда закончил, расскажи им, что ты рассказал. Приемы эффективного донесения главной мысли оратора будут различаться в зависимости от длительности выступления, его типа, аудитории и т.д. Можно лишь дать некоторые наиболее общие рекомендации, применимые в подавляющем большинстве случаев. Оптимальным является выступление по принципу «один текст — одна мысль». Две-три идеи в одном выступлении — это предел, рекомендуется выделить из них одну главную и сформулировать ее как таковую. Всегда лучше сформулировать главную мысль в виде отдельного предложения. Во вступлении следует повторить тему. Основная мысль должна быть написана оратором для себя, ее лучше держать перед собой на протяжении всего выступления. В небольших выступлениях не следует начинать с главной мысли, она должна прозвучать в середине и конце речи. В средних по продолжительности и больших выступлениях главный тезис должен прозвучать: - если выступление строится дедуктивно (от тезиса к аргументам) — в конце вступления, в первой трети основной части и в начале заключения; при этом в главной части должны звучать ключевые слова из этого тезиса. Например, выступление посвящено экономическим реформам. Тезис: необходимо поддержать ре формы, так как только они могут сделать экономику саморегулирующейся. Его надо упомянуть во вступлении, в основной части и заключении. В основной части можно использовать ключевые слова - реформы, поддержка реформ, саморегулирующаяся экономика и их синонимы реорганизация, рыночная экономика, преобразования и др.; - если выступление строится индуктивно (от аргументов, фактов к выводу) — во вступлении и основной части надо упомянуть ключевые слова, а в конце основной части и в заключении — полный тезис. Весьма эффективно повторение основной мысли в разной словесной форме. Главная мысль должна быть выражена в развернутой словесной форме, полным предложением не менее трех раз при дедуктивной форме изложения и не менее двух раз — при индуктивной форме изложения. ИТАК: Вступление - Устанавливаете контакт. Говорите о том, «о чем я сейчас собираюсь вам рассказать». Цель - заронить интерес к вашей презентации. Основная часть - здесь вы излагаете то, о чем планировали говорить. - Сообщаете факты, чтобы усилить интерес участников презентации. - Даете материал небольшими порциями. - Делаете промежуточные выводы: обобщение, итоги, проблематизация и т.д. Завершение - вы направляете участников презентации к принятию решения. - Подводите основные итоги. - Отвечаете на вопросы. - Разрабатываете дальнейшие конкретные шаги. Выход из контакта («поклоны»). В выступлении обязательно используются связки или поддержки содержания - способы привлечь внимание участников презентации: шутки, истории, примеры и т.д. Задача поддержек – стимулировать непроизвольное внимание и порождать у слушателей образы и ассоциации. Они должны соответствовать содержанию, помогать ему. То есть, тезисы, факты, аргументы, конкретика жестко заданы. Но они должны уравновешиваться поддержками. Хорошо поддержать трудный для понимания тезис красивым и запоминающимся примером, картинкой, образом. При подготовке выступления с поддержками надо работать отдельно. Эксперты считают, что на одном содержании далеко не уедешь – только или с очень заинтересованной аудиторией (может это и наш случай, но лучше все-таки поддержками не пренебрегать), или с тем, кто такое слышит впервые, или с личными поклонниками именно этого выступающего. Под конкретные цели и задачи, под конкретную аудиторию репертуар поддержек надо наращивать, иметь про запас на все случаи жизни. Виды поддержек: 1. Цитаты, афоризмы, поговорки. Здесь: а) если мы хотим достичь общности с аудиторией, тогда ищем авторов, которые значимы и для нее и для нас; б) хотим «поймать» внимание» - тогда что-нибудь малоизвестное, экзотичное; в) хотим поиронизировать, уменьшить прямолинейность – здесь хороши официальные «классики» прошлых лет – они на слуху, но всерьез их никто не воспринимает; г) здесь же, известные всем литературные герои, «один древнегреческий философ», (один буддйский монах, один ученик нашей школы и т.д.); Пословицы и поговорки лучше брать не самые известные – многие из них успели заездить до посинения. 2. Истории, «байки», притчи, анекдоты. От цитат и афоризмов они отличаются тем, что в них есть действие. Истории из жизни великих людей, испытывающих те же страсти, что и мы, грешные, могут явиться комплиментом аудитории. Но могут «решать» и другие задачи. Герои должны быть известны аудитории, и их величие не должно вызывать сомнение (Александр Македонский, Королева Елизавета). Анекдоты далеко не всегда следует рассказывать полностью. Порой достаточно короткой ссылки – «Как сказал Вовочка …». Если рассказывать анекдот полностью, то есть шанс, что или половина аудитории с ним уже знакома, или, если анекдот хорош и свеж, он может наделать слишком много шума. Тогда это будет уже не поддержка, а отдельный вставной номер. У анекдота есть еще одна опасность. Как правило, он содержит долю агрессии (блондинки, национальности, профессии). Выбирая его в качестве поддержки, стоит подумать, не заденет ли он кого-либо в аудитории. 3. Привязки к ситуации «здесь и теперь». … Когда я вошел в зал, я обратил внимание… Я вижу в этом зале… Если мы сейчас посмотрим на свои мобильные телефон мы увидим … Это один из простых способов присоединиться к аудитории, «быть здесь», способ установки контакта – я смотрю на вас, я думаю о том, куда попал и с кем разговариваю. Привязки «здесь и теперь» делают содержание осязаемым, реальным. Это не логическое убеждение, это убедительность. Например, разговор о препаратах содержащих общедоступный кальций презентатор начинает так «Сегодня скользко. К вечеру приемные отделения больниц будут переполнены. Слайд, пожалуйста». Слайд со статистикой: переломы, причины хрупкости костей. Вопрос о том, при чем здесь общедоступный кальций, не возникает. 4. Сравнения, метафоры. С поддержкой этих средств можно сказать многое, причем без них это описание стало бы длинным и скучным. У них есть одна опасность. Слишком яркие метафоры могут зажить собственной жизнью. Важно учитывать их ассоциативный потенциал. 5. Прямое предложение нечто себе представить. Задача: активировать визуальное мышление, занять его чем-то, связанным с основным содержанием. «Представьте себе, что сейчас делают наши дети. Возможно играют гаммы. Возможно, занимаются спортом. Но, скорее всего, сидят за компьютером. Как бы мы не относились к этому, они общаются с этим устройством гораздо больше, чем с нами» (Слайд с невеселой статистикой). Далее переход к проблемам детской компьютерной зависимости логичен и неизбежен. Созданный поддержкой эмоциональный фон окрасит ближайшие минуты: родительская тревожность не даст аудитории расслабиться. Или «потомство одной мухи за лето составит цепочку отсюда до Луны». Воображаемые шеренги мух позволяют придать информации или оценке осязаемый, достоверный характер. Вместо утверждения используется образ – странный, знакомый по опыту или эмоционально окрашенный – и нужные выводы возникнут сами. 6. Использование объектов – импровизационное или подготовленное. Использование предмета дает резкое (но короткое) освежение внимания. Но важно помнить, предмет, к которому зритель еще не привык конкурирует с говорящим. А если это «особый» предмет, вызывает любопытство и желание его потрогать. Поэтому не стоит приносить на презентацию живую лягушку. Здесь могут быть простые действующие модельки объектов, или процессов из подручных средств. Из листа А4 выступающий много чего может сделать. Чапаев с картофелинами - это тоже спонтанное использование объектов. Например, Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем в ней нет ни слова правды... Или: Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот— «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране? 7. «Микропоказ» - описание какой-то коммуникации с элементами показа. В хорошем выступлении эти «микропоказы» позволяют заглянуть туда, где рассказчик был, а слушатели – нет. Он не изображает действующих лиц, а только слегка «обозначает» парой деталей, голосом, позой – что бы было ясно, кто, кому и чего. При этом говорящий может не давать никаких оценок и сказать все, что захочет, - выбором персонажей для примера и теми репликами, которые они получат. 8. Вопросы к аудитории. Иногда случается что презентатор вызывает своими вопросами совсем не ту реакцию, которой добивался. Например, когда задает слишком элементарные вопросы. Попробуем разобраться в том, какие бывают вопросы. Вопросы, служащие установлению контакта. «Может прибавить света?». Вопросы на три «да», После трех «да» сказать «нет» труднее. Но если аудитория сердитая эти вопросы могут увеличить запас раздражения. Здесь желательно не спрашивать «Все ли пообедали» если Ваше выступление – сразу после обеда. Вопросы, подразумевающие и «да» и «нет». Кто-то читал (был, видел, участвовал), а кто-то нет. Здесь лучше не заставлять людей признаваться в том, что они не видели. Лучше спросить: «Много ли сегодня здесь тех, кто видел (участвовал, слышал)». Отвечают обычно лицами. Кивают, пожимают плечами. Выбираем тот ответ за который как за ниточку можно потянуть и вперед. Смыл такого вопроса – все тот же контакт, плюс знание о самой аудитории. Вопросы, подразумевающие содержательный ответ. Это вопросы типа «Что бы вы сделали если бы …», либо проблемные вопросы. И здесь если аудитория может и захочет что-то сказать содержательное – это хорошо. Но имейте в виду, что содержание может сильно «перекосить» и тогда выступающему возможно будет трудно управлять ситуацией. Когда с места звучат разные, противоречащие друг другу ответы это, в зависимости от целей выступающего, может быть как хорошо, так и некстати. Прежде чем задать вопросы лектору стоит подумать, хочет ли он получить на
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1123)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |