Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные стили общения оратора со слушателями



2016-09-16 705 Обсуждений (0)
Основные стили общения оратора со слушателями 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Оратор, подчиняющий себе аудиторию в соответствии с вырабо­танной у него манерой выступления. Для него характерна высокая степень осознанности своей деятельности и «рациональная гибкость», т. е. сознательное изменение стиля в зависимости от аудитории, задачи выступления и т. д. Оратор этого типа, конечно, учитывает непосред­ственную реакцию аудитории, но она для него — на вто­ром месте. Он «держит в руках» слушателей и сам не до­пускает «вольности» ни в поведении, ни в стиле речи. Соответствует хорошо известному в социальной психологии «авторитарному» типу руководителя.

2. Оратор, который в известном смысле сам подчи­нен аудитории. У него более разнообразный арсенал различных вариантов поведения на трибуне, общения, речи. Выбирает он тот или иной вариант интуитивно ориентируясь прежде всего на непосредственную ре­акцию аудитории. Отсюда элемент «приспособляемости» к аудитории (не в плохом смысле!), более свободная и «личностная» манера, гибкость в приспособлении к изменяющимся обстоятельствам. Аналогичен «демократи­ческому» типу руководителя.

Оратор первого типа более стереотипен, и это, как показывает опыт, имеет тенденцию со временем увели­чиваться («нашел себя»). Оратор второго плана, напротив, с опытом становится все более динамичным, гибким, все тоньше дифференцирует приемы.

Внутри первого типа можно, по-видимому, выделить два подтипа. Один более «личностен», допускает неформальное общение; другой — «официален», оратору это­го подтипа свойственны подчеркнутая деловитость, строгость, даже некоторая сухость манеры. Какой же из этих типов считать лучшим? Да никакой. Все дело в том, каковы условия деятельности оратора, он сам, его темперамент, характер, личность!

Возьмем подвижного, активного, быстро реагирую­щего, «коммуникабельного» человека. Ему, конечно, бо­лее свойствен второй вариант. Человеку инертному, с медленной реакцией, интравертированному этот тип «противопоказан», его стиль — первый. И от степени вы­раженности этих индивидуальных свойств, комбинации отдельных характеристик его темперамента и характе­ра зависит, какой подтип ему ближе.

Но, как уже отмечалось, не всякий оратор будет в данных конкретных обстоятельствах одинаково эффективно осуществлять свою деятельность, хотя «вообще» вести ее он может с одинаковым успехом. Поэтому оратору важно не только найти индивидуальный стиль, но и «свой» круг тем, «свою» аудиторию, даже «свои» организационные рамки. Далеко не всякий, независимо oт опыта, может удачно выступить, например, в массо­вой аудитории, а тем более прочитать подряд несколько публичных лекций. С другой стороны, часто бывает, что оратор, с большим успехом и сравнительно легко высту­пающий в «чужой» аудитории, затрудняется в –«своей», хорошо его знающей, где нужна более быстрая реакция и неформальная манера общения. То же, как отмечено, касается тематики. Оратор второго типа всегда стремит­ся выступить на такие темы, которые допускают боль­шую «личностность» общения, вариантность компози­ции, отбора фактов, стилистическую «вольность».

Из сказанного ясно, между прочим, что подражание более опытным ораторам как путь формирования инди­видуального стиля только тогда имеет смысл, когда молодой оратор подражает оратору своего типа.

Как найти свой стиль?Дать алгоритм «поиска сти­ля», конечно, невозможно. Однако, думается, мож­но помочь начинающим ораторам, попросив ответить (для себя) на некоторые вопросы и предложив соответ­ствующие рекомендации.

1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к каждой лекции в зависимости от характера аудитории и т. д. (имеется в виду, что тема хорошо известна и есть опыт выступления)?

2. Чувствуете ли себя после лекции «выжатым» или способны выступить в тот же день без резкого падения трудоспособности?

3. Волнуетесь ли перед выходом на трибуны настоль­ко, что приходится «преодолевать себя»?

4. Всегда ли одинаково начинаете лекцию?

5. Приходите ли на лекцию заранее или к моменту выступления?

6. Нуждаетесь ли в достаточно большом времени (3—5 минут), чтобы установить с аудиторией первона­чальный контакт и заставить внимательно себя слушать?

7. Стремитесь ли говорить строго по намеченному плану или склонны импровизировать?

8. Любите ли во время выступления двигаться или предпочитаете стоять на трибуне неподвижно?

9. Отвечаете на записки с вопросами по мере их поступления или сначала их группируете?

10. Удается ли вам в ходе лекции пошутить и как часто это бывает?

Если вы однозначно ответите на вопросы, то сможете определить основное направление выработки своего индивидуального стиля. Так, при положительном ответе на1, 4, 5, 6, 7, 9-й и отрицательном — на вопросы 2, 3, 8, 10-й вы относитесь к первому типу, и наоборот.

Можно и дифференцировать ответы. Если вы ответили «нет» на вопросы 2, 3, 5-й, можно говорить о сильном типе вашей нервной системы; отрицательный ответ на опросы 1, 4, 6, 7-й свидетельствует о подвижности нервных процессов.

Во всяком случае, приближаясь к первому типу, не стремитесь вести себя по модели второго! Старайтесь заранее отработать и предусмотреть все, что касается содержания, композиции, языка лекции. Запишите мак­симум, даже не собираясь читать это. Продумайте рас­пределение материала во времени. Ваше преимущест­во — в глубине и отработанной до деталей ораторской манере.

Если вы ближе ко второму типу, нужно готовиться к выступлению не меньше. Но многое из того, что обязан предусмотреть оратор первого типа, к вам не относится. Зато совершенно необходимо принять меры к тому, что­бы быть «в форме» в момент выступления. Постарай­тесь максимально взять под контроль свое поведение на трибуне, вплоть до мимики, жестикуляции, позы: ораторы этого типа чаще страдают от того, что начинают «су­етиться». Стремитесь найти собственную манеру управ­ления аудиторией: если вы игнорируете поиск таких средств своевременно, позже будет трудно исправить это.

И никогда не старайтесь точно скопировать манеру другого, даже самого талантливого и опытного оратора. Это только помешает вам (если и пренебречь тем фак­том, что такая «копия» невозможна вообще).

Ораторами не рождаются, а становятся, несмотря на то, что бывают люди с ярко выраженными способностя­ми и такие, у кого их, казалось бы, нет. В любом случае можно заниматься лекционной практикой успешно. При этом необходимо только помнить, что свой индивидуаль­ный стиль следует отрабатывать в соответствии с осо­бенностями темперамента, характера, личности.

«Сентиментальная скрипка» не должна вести себя, как «свирепый контрабас». Пусть будет у каждого оратора своя неповторимая индивидуальность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Е.А. Ножин пишет, что ораторское искусство - «это деятельность, овладеть которой можно, если даже у человека нет для этого особых данных. Всякий грамотный человек в результате упорно­го труда может овладеть основами ораторского искусства, т.е. умением произносить речь перед аудиторией доходчиво, увлекательно и убедительно».

Поскольку речь является одной из главных составляющих личности педагога, ему следует тщательно относиться к подготовке своих публич­ных выступлений, учитывая как вербальные, так и невербальные компоненты. Очень важно подготовить интересное выступление, но не менее важно умение представить его. Владение искусством красноречия очень эффективно способствует формированию яркого, оригинального имиджа. Именно одновременное использование вербаль­ных и невербальных средств помогает произвести впечатление и достичь желаемого успеха.

Таким образом, выступление - это путешествие, маршрут которого должен быть нанесен на карту. Оратор, который не знает, куда он идет, обычно приходит неизве­стно куда. Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивают успех публичного выступления, являются необходимым условием для передачи информа­ции, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Ораторская практика настолько сложна, разнооб­разна и многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жиз­ни. Каждое выступление создает свои собственные, осо­бые проблемы. Не существует непогрешимых, железных правил организации мыслей и построения речей, и осо­бенно в работе преподавателя.

Самое важное, чтобы! каждый творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, как можно полнее и шире использовал свои природные данные, инди­видуальные возможности, умело применял приобретенные риторические и лексические навыки и умения. Нужно пом­нить: "Аудитория - лучший учитель красноречия!". Опыт, практика общения и публичных выступлений является простым и очень надежным рецептом. Такая практика ведет к появлению привычки быть спокойным, находясь в центре внимания.

Одна лишь теория без практики, равно, как и одна лишь практика без выводов из нее, не могут создать единого поступательного движения к нашим достижениям точно так же, как скрипка и смычок поодиночке не могут родить прекрасную мелодию.

Если у вас есть возможность выступать публично на работе, в университете, или где-то еще, то вам повезло, потому что у многих людей такой возможности нет, и они вынуждены искать ее в другом месте.

Чтобы избавиться от страха публичных выступлений и от повышенной тревожности, можно составить себе небольшой личный список, чтобы ничего не забыть перед выходом на сцену. Он может быть подробным, а может выглядеть, например, так, как девиз одного оратора «Мое волнение — нетерпение от желания скорее приступить к общению с аудиторией».

Экспериментируйте с удовольствием.Это самое важный секрет. Весело проводите время со слушателями. Пробуйте новые способы представления информации, пусть это будет эксперимент с новым забавным подходом к вопросу или прогулка по залу вместо статичного изложения со сцены. Забавляйтесь, экспериментируя с человеческим поведением и вы поймёте, что публичные выступления – прекрасное занятие.

Шутливые советы (Помним, что в каждой шутке есть доля шутки!)

1) Цвет.Совет из области психологии цвета: если для выступления вам нужна экстравертированная (ориентированная на взаимодействие с людьми) уверенность в себе и энергия, можно использовать аксессуары, одежду или нижнее белье красного цвета.

2) Кольцо.Мизинец — палец Меркурия. Кольцо на мизинце усиливает красноречие, гибкость ума.




2016-09-16 705 Обсуждений (0)
Основные стили общения оратора со слушателями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные стили общения оратора со слушателями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)