Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест на проверку ораторских способностей



2016-09-16 1142 Обсуждений (0)
Тест на проверку ораторских способностей 0.00 из 5.00 0 оценок




Многим из выступающих явно недостает ораторского мастерства. Один из известных в Америке тренеров, обучающих искусству выступа публично, Р.Хофф советует новичкам ответить на 28 вопросов. Их цель - проверить наличие задатков блестящего оратора.

1. Задумывались ли Вы когда-нибудь, о чет размышляют другие, когда Вы говорите? Пытаетесь ли Вы бессознательно поставить себя на их место?

2. Действительно ли Вам нравится помогать другим решать их проблемы?

3. Какое слово Вы чаще всего употребляете «Вы» или «Я»?

4. Видели ли Вы когда-нибудь теледебаты (или какие-нибудь другие дискуссии)? Не приходила ли Вам в голову мысль: «Я бы тоже непрочь попробовать?».

5. Когда Вы смотрите по телевизору передачу, в которой группа специалистов обсуждает какую-нибудь проблему, случается ли так, что Вы можете ответить на вопрос ведущего раньше их?

6. Хорошая ли у Вас память?

7. Способны ли Вы придумать настольную интеллектуальную игру?

8. Ощущаете ли Вы, что чувствуют другие?

9. Бывает ли с Вами так, что в разгар оживленного спора Вы начинаете защищать иную точку зрения только потому, что Вам нравится спорить?

10. Можете ли Вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с Вами?

11. Полны ли Вы энергии? Кажется ли Вам, что другие говорят слишком медленно?

12. Прислушивались ли Вы к собственному голосу - просто из интереса, как он звучит?

13. Видели ли Вы когда-нибудь себя в кинофильме или видеозаписи (просто из интереса) - как Вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?

14. Есть ли у Вас что-то от заводилы? Случается ли Вам первым начинать аплодировать?

15. Любите ли Вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился бы из Вас хороший преподаватель?

16. Способны ли Вы мыслить зрительными образами? Представляется ли Вам, когда Вы говорите, зрительная картина?

17. Способны ли Вы прямо сейчас, взглянув в окно, более или менее подробно описать то, что увидели?

18. Интересно ли Вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?

19. Хороший ли Вы редактор? Можете ли Вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?

20. Любите ли Вы чувствовать себя хозяином положения?

18. Способны ли Вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли спокойно отвечать на провокационные вопросы?

19. Нравится ли Вам наглядно демонстрировать то, о чем Вы говорите? Хочется ли вам разыграть то, что Вы описываете?

20. Оптимист ли Вы? Или сразу отступаете перед трудностями?

21. Приходилось ли Вам выступать в школьных спектаклях?

22. Смотрите ли Вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?

23. Смотрите ли Вы людям в глаза, когда они обращаются к Вам?

27. Нравится ли Вам демонстрировать другим свою работу и объяснять, как Вы это сделали?

28. Поворачиваются ли участники совещания в Вашу сторону, когда наступает время подводить его итоги?

Р.Хофф считает, что, если Вы ответили «да» по крайней мере на половину вопросов, у Вас есть неплохие шансы стать первоклассным оратором. Если Ваш результат не столь хорош, не все еще потеряно. Не­зыблемые правила ораторского искусства могут быть успешно усвоены. Нужно только желание, терпение и опытные помощники.

Упражнения

Для чего нужно это упражнение? Показать другим и напомнить себе, какие есть возможности для регулярной практики публичных выступлений. Ведь ОК редко, а научиться хочется быстрее.

Каждый выходит и рассказывает о своей практике публичных выступлений:

- опыт каких публичных выступлений есть, где он выступал раньше?

- где и при каких обстоятельствах он сейчас выступает?

- где он планирует выступать в будущем? Где он видит для себя возможность попрактиковаться в публичном выступлении?

Общие Примеры:

-доклад на профессиональной конференции с сотней слушателей

- преподавательская деятельность (кроме школы)

- доклад перед коллегами и партнерами на работе

-во время собеседований и центров оценки при приеме на работу

-в суде во время судебного разбирательства

-регулярно произношу тосты на свадьбах, вечеринках, корпоративах

-защита кандидатской диссертации,

- игра на музыкальных инструментах, пение

-квн, концерты

и др.

Упражнения для голоса

 

Уважаемые друзья! Вы можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. И скоро вы заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться.

 

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”

упражнение “Звукоподражатель”

Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….

Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь

Комар: ззззззззззззззззззз

Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”

“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС

“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс ( силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”

“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс

“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

 

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.

Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.

Голос

2.1 Атаки:

мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;

твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым

придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.

Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:

ммммммммммм — до боли в губах

Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)

Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”

2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ.

”Подлаивание”

собака проснулась: ав!ав!ав!

в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”

цирк: алеее-гОп!

команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!

Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!

“у зубного врача” :

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно,

Есть хочу, как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя — не стану есть!

Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):

Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так

Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит

Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,

чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,

бУдет,бУдет трУбОчИст,

ЧИст, чИст, чИст,чИст!

 

3. Диапазон голоса

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

1) “Хочу развить” Я хочу свой голос развить, чтоб здесь говорить (высоко), и здесь говорить (естественно), и здесь говорить (низко).

2) ”Гулянки”

Айда гулять!

Уля

Оля

Эля

Аля

3) “Этажи”

Крыша!

И шестой этаж

И пятый этаж

И четвертый этаж

И третий этаж

И второй этаж

И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.

Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.

 

Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

ВИДЕОЗАПИСЬ

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.

 

Упражнения:

1) “Да иди ты”:

Ну иди же! (просите)

Ну же! (умоляете)

Нут-ка!

Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”

Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)

Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)

Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)

(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!

Что заснули?

Ну и ну! Ну и ну!

Вы зачем нас обманули,

что склонило вас ко сну?

Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!

Поднимайтесь,

одевайтесь!

И айда скорей гулять!

Ну же!

Эй, вы!

Хватит спать!

(не посылайте звук далеко, товарищи рядом :-))

 

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.

1) Из-под топота копыт пыль по полю летит

2) Дробью по перепелам и по тетеревам

3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку

4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)

На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).

5) — Говорили про Прокоповича.

- Про какого, про Прокоповича?

- Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)

6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.

- Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?

- Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

 

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

ВИДЕОЗАПИСЬ

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.

 



2016-09-16 1142 Обсуждений (0)
Тест на проверку ораторских способностей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест на проверку ораторских способностей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)