Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения для обретения уверенности в себе



2016-09-16 496 Обсуждений (0)
Упражнения для обретения уверенности в себе 0.00 из 5.00 0 оценок




Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу. Вне аудитории сделайте небольшую артикулляционную гимнастику. Она поможет вашему голосу лучше звучать. Придаст голосу уверенность.

[Пример «технической» разминки. Здесь результатом всех упражнений является улучшение функционального состояния голосового аппарата.

А. Откашляться, как оратор перед выступлением. Погло­тать, вдохнуть-выдохнуть, ослабить узел галстука. Рас­слабить шею, на спокойном и негромком звуке «а-а» на­клонить голову вперед... вбок... назад... вслушиваясь в изменения звука. (Положение го­ловы действительно «окрашивает» звук. Кроме того, в этом упражнении происходит непрямой массаж голосо­вых связок, звук становится полнее, чище.)

Б. Легко помассировать шею спереди (пальцы ложатся по обеим сторонам от щитовидного хряща и двигаются вер­тикально). Несколько секунд мы делаем такой массаж молча, затем подключаем звук - все то же негромкое, спо­койное «а-а-а». Слышно смешное «блеяние», о чем луч­ше сразу предупредить, чтобы не вызвать смущения у уча­стников тренинга. (Голосовой аппарат действительно готовится к нагрузке, качество звука продолжает улучшаться, но, кроме того, нарушается запрет на некрасивые, неправильные звуки!) Тренер, разумеется, все это делает вместе с группой, при­чем стиль инструкций и интонация не игровые, а сугубо серьезные, ассоциирующиеся с медициной или спортом: мышечное напряжение в плечах сняли... хорошо... вдох... и на выдохе звучим. Звучим, Николай, звучим - разогреваем речевой аппарат! Спортом занимаетесь? Все то же самое, только с голосом. Закончили, молодцы. Сбросили напряжение в области шеи.

В. Вспомнить о тяжелом, утомительном дне, о ежедневной вечерней усталости и... сладко, нараспев зевнуть несколько раз. (Зевота, как известно, заразительна. Тренер сохраняет полнейшую серьезность, демонстрируя певучий зевок как техническое упражнение - что правда, упражнение действительно очень полезное. Одновременно продолжают сниматься запреты на выражение «неправильно­го» состояния усталости «неправильным» же способом - зевком.)

Можно про усталость и вечер не вспоминать вовсе, а все это превратить в парное упражнение «Два льва привет­ствуют восход солнца над саванной». Только львы не дол­жны зевать друг другу... в лицо, это обидно и неприятно. Отсюда и восход солнца - стоят, касатики, под углом и смотрят в одну примерно сторону. Еще и потягиваются, разминают могучие лапы. «Солнце встало» - следующее упражнение, роли львов снимаются.

А еще можно передать управление упражнением нефор­мальному лидеру, чтобы певучий зевок повторяли эхом за ним - тогда тренер может походить, «поправляя тех­нику».

А можно - когда и с кем можно - рискованно пошутить перед инструкцией: мол, сейчас мы сделаем то, что нам запретили делать публично еще этак годика в четыре. Па­уза. Могу поспорить, что в головах участников проносят­ся мысли отнюдь не о «высоком». А тут и инструкция...

Г. С закрытым ртом «помычать», как это делают люди в за­думчивости, начиная с самых низких своих нот и посте­пенно повышая тон... Затем вновь перейти к низким зву­кам и закончить упражнение в среднем, комфортном ре­гистре. По ходу упражнения отслеживаем ощущения виб­рации в теле, голове, лице.

(Первое знакомство с резонаторами, еще одной связью голоса и тела; одновременно в инструкции звучит сооб­щение о «публичном одиночестве», о небольшом исследо­вании звуковысотных характеристик собственного голоса и возможности поиска комфортного состояния для него; наконец, упражнение контрастно предыдущему).

Д. Возможно еще упражнение для голоса и речи.

После этих упражнений обратить внимание как пре­красно звучит речь!

Приведенный в примере разогрев за­нимает пять-шесть минут и вполне может быть составлен из иных элементов].

Гормональная стабилизация. Видели по телевизору как самец бабуина лупит себя кулаками в грудь? А как спорщики это же делают? Ровно в этом месте, где уже не шея, но еще не повздошная пазуха, в грудине, находится вилочковая железа. Мелкими очень легкими ударными движениями, вы включаете дополнительный страховочный гормональный фон, который, как это не странно, не увеличивает напряжение, а наоборот, уменьшает.

Выжгите адреналин в крови, заставляющий ваши руки трястись, выполнив несложные физические упражнения.

Например, медленно поднимите и опустите плечи. Поднимаем и еще раз опускаем. Разминаем шею – опуская голову то к одному плечу, то ко второму.

Руки поднимаем вверх и одним встряхивающим движением опускаем вниз. Затем несколько раз встряхиваем ладонями, как будто сбрасываем брызги. (Видели продавцов на улице, которые останавливают прохожих, предлагая товар? Если разговор был неприятный – пару шагов в сторону и начинают быстро-быстро встряхивать руками. Им надо за несколько секунд прийти в себя и опять кинуться продавать с уверенностью и позитивным настроением). Это простое упражнение очень помогает в подобных стрессовых продажах.

Теперь переходим к ногам. По очереди встряхиваем их, как и руки, подобным образом разминают мышцы спортсмены на спортивных соревнованиях и запасные игроки, ожидая у боковой линии своей очереди вступить в игру.

Особое внимание стоит уделить пальцам ног. Дрожание – это организм сжигает в мышцах избыток адреналина, разгружая сердце.

Следующее упражнение можно делать даже во время выступления (если вы сможете это проделать незаметно). Быстро-быстро сжимайте и разжимайте пальцы ног. Буквально через несколько секунд вы почувствуете, что волнение начинает исчезать, движения становятся точнее и увереннее.

Во время выступления также можно сильно сжать мочку уха.

Есть еще экзотические способы снять волнение перед выступлением. Естественно, родом они из Америки. У кинологов, специалистов по работе с собаками, есть верный способ разнимания дерущихся псов. Хозяева хватают их за загривок и поднимают в воздух насколько получится. Животное, не чувствуя земли под ногами, резко успокаивается. И американские специалисты советуют волнующимся сесть повыше на стол или подоконник (чтобы ноги свешивались). Несколько раз переплести ноги в одну и в другую сторону: заплести – расплести, подвигать сплетенными ногами вправо-влево.

С этой же целью в некоторых офисах есть перекладины в проеме. Желающие могут повисеть перед важными переговорами.

Эту 60-секундную процедуру снятия физического и умственного напряжения до начала выступления можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь укромном месте.

Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т.п.

Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах.

Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.

Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти.

Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спокойствие», стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка вашего тела.

И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

Снятие мышечного напряжения.

Когда человек попадает в центр внимания, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидности потери самообладания) принимают самые разнообразные формы: от зажатости диафрагмы может пропасть голос, появиться туман в глазах, человек перестает мыслить и действовать.

Снимать мышечное напряжение можнопри помощи метода К.С.Станиславского: нужно попеременно напрягать и расслаблять различные мышцы (шеи, рук, ног и т.п.). После сильного напряжения мышцы освобождаются и находят оптимальное состояние.

Дыхание

Современная психо-физиология доказала, что процесс дыхания напрямую связан с эмоциональным состоянием.

Какое дыхание характерно для страха? Поверхностное, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Даже если ничего вам не угрожает, но вы попробуете несколько минут подышать таким образом — то через полминуты уже почувствуете себя неуютно.

Соответственно просто изменив дыхание, на любое другое, вы почувствуете себя более уверенно:

Непосредственно перед тем, как войти в помещение, в котором вам предстоит произносить речь, проделайте следующее:

Сделайте пять медленных, глубоких дыхательных движений. Каждый раз во время выдоха старайтесь почувствовать, как ваши разум и тело успокаиваются и одновременно концентрируются. Почувствуйте, что волнение покидает вас вместе с выдыхаемым духом.

Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки.

Двойной вдох — двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте!

Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем… и так еще несколько раз, пока уже не будем в состоянии воздушного шарика, готового вот-вот лопнуть. И после этого медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза еще выдох. И после этого рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание.

Дыхание по квадрату.Вдох 2 сек, пауза 2 сек, выдох 2 сек, пауза 2 сек. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 сек или 4 сек.

5-8 минут будет достаточно для достижения оптимального состояния.

Техник и философий, связанных с дыханием много. Поэтому можно продолжать список приемов бесконечно. Но особого смысла в этом нет. Самое важное — понять принцип. Сменив дыхание характерное для «страха» на любое другое мы точно начнем чувствовать себя лучше.

Расслабьтесь.Вспомните одно из своих последних успешных выступлений. Еще раз насладитесь образами и звуками этого успеха. Почувствуйте себя преисполненным энергии и энтузиазма.

Для того чтобы вызвать нужное эмоциональное состояние используйтезаводящие жесты. Это очень хорошо знают актеры, когда для того, чтобы войти в ту или иную роль (вызвать то или иное состояние) они совершают «заводящий жест», характерный для этой роли. И этот жест, позволяет в доли секунды впрыгнуть в нужное состояние.

- Попробуйте распрямить плечи, руки вверх, тянутся к небу. Голова приподнята. На лице улыбка… постойте так несколько секунд…

- Или потрите ладошкам друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного.

- Или кулаком правой руки совершите удар по левой.

- Или резко сожмите в локте правую руку, опуская ее одновременно вниз.

Каждый из этих жестов меняет то состояние, в котором вы находитесь, на какое-то другое. И если вы имеете копилку из 20-30 подобных эмоциональных жестов, то вы легко можете управлять своим состоянием, меняя его по своему желанию. Создавайте свою копилку сильных и работающих для вас эмоциональных жестов.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

(Произвольность речи)

На успех публичного выступления работают три соста­вляющих: содержание, оформление и стиль. Стиль - это баланс формы и содержания, т.е. рациональных и эмо­циональных компонентов. Именно эмоциональная окрас­ка презентации сделает Ваше выступление особенным, за­поминающимся. Докладчик обязательно должен обладать эмоциональным интеллектом (ЕQ), что означает умение понимать, демонстрировать, отражать не только свои, но и чужие эмоции и управлять ими. EQ не менее важен, чем широко принятый IQ.

Эмоциональная окраска профессионального выступ­ления складывается из многих составляющих (мимики, же­стов, речи, ярких примеров, цитат, историй и т.д.), но на­чинается она с доверия к Вашим словам и, прежде все­го, лично к Вам. Поэтому очень важно суметь расположить аудиторию к себе с первого взгляда и передать ей полное ощущение своего профессионализма, своей социальной значимости. Аудитория, прежде чем начать Вас слушать, оценивает Ваши внешность, поведение, одежду. Еще до того как Вы начинаете говорить, у слушателей формируют­ся первые впечатления о Вас (это «нулевая» фаза презен­тации). Вы еще молчите, а Ваши осанка, манера держать­ся и лицевая экспрессия уже «общаются» с аудиторией. Ка­кой бы ни была тема Вашего выступления, презентуете Вы, в первую очередь, себя. Именно поэтому особенно важ­ны для установления контакта с аудиторией первые ми­нуты Вашего выступления.

Абсолютные уверенность и невозмутимость едва ли воз­можны в такой ситуации. Однако стараться выглядеть спо­койным просто необходимо. Никакие сомнения, волне­ния, страхи не должны «показываться на люди». Только де­монстрация удвоенной уверенности поможет Вам успеш­но выступить.

Итак, Вас объявили. Здесь вам уместно поблагодарить словами («Спасибо») - и кивком, как бы подтверждая: да, вы все сказали правильно, того, кто предоставляет Вам слово. После этого внимание переводится на аудиторию. Тогда роль «мальчика у доски» на минуту достается ведущему, а инициатива - вам.

Помним. Плечи! Выдох! Посмотрели на людей! Удобная стойка! (раздел 2).

Займите центральное место перед аудиторией. Подниматься на трибуну оратору следует только в том случае, если аудитория довольно велика, и в связи с этим возникает действительная необходимость стоять на возвышении. Лучше находиться на одном уровне с ауди­торией, стоять рядом со слушателями. Это позволит из­бежать формальной атмосферы, установить теплый кон­такт и превратить выступление в беседу.

Выступать за кафедрой, стоит только в том случае, если Вы очень сильно боитесь и Вам надо зафиксировать руки. Кафедра мешает ора­тору свободно жестикулировать и скрывает от зри­телей часть тела, а ведь оно тоже «разгова­ривает» с аудиторией. Начните свое выступление, стоя позади кафедры и слегка придерживаясь руками за ее края. Именно «слегка», потому что некоторые нервные ораторы стискивают кафедру с такой силой, что можно заметить, как белеют у них костяшки пальцев. Кафедра послужит вам дополнительной опорой и «защитой» в первые минуты выступления, пока вы входите в ритм.

Начав говорить, большинство выступающих перестают волноваться и обретают уверенность в себе. Если вы ощущаете себя достаточно уверенно, попытайтесь отойти от кафедры (можно по-прежнему придерживаться за нее одной рукой, если вам так удобнее), чтобы слушатели могли увидеть вас полностью. Открывая свое тело для аудитории, вы получаете возможность общаться со слушателями в свободной разговорной манере, которая кажется им предпочтительнее.

Если позволяет зал и технические средства (микрофоны и др.), всегда лучше свободно перемещаться хотя бы в пределах одного-двух шагов. Свободно двигается тот, кто главный и сам решает.

Улыбнитесь, зафиксируйте улыбку - при улыбке голос звучит мягче. Расправь­те плечи, направьте взгляд на аудиторию (постарай­тесь заглянуть в глаза каждому, но не смотрите «над аудиторией»). Уверенно, чуть громче обычного, это придаст вам уверенности поприветствуйте слушателей. Произнесите: «Доб­рое утро! (или Добрый день, или Добрый вечер)». «Доброе утро» с точки зрения прагмалингвистики намного эффективнее, чем обычное «здравствуйте».

Здесь же на самом начальном этапе ПВ вы можете подарить аудитории «авансовый ком­плимент»: сказать о том, что очень ждали встречи с ней, готовились и сейчас испытываете приятное волнение. Но этот комплимент должен звучать ис­кренне, не превращаться в лесть. Ни в коем случае не говорите слушателям, что плохо подготовились или не уверены в собственной правоте - это комму­никативное самоубийство. Не извиняйтесь ни в на­чале, ни в конце своего выступления за то, что «от­нимаете время аудитории» - иначе она так и будет воспринимать ваше выступление.

Если вы первый раз встречаетесь с аудиторией, вам необходимо познакомиться с ней, предста­виться. В русской культуре (в отличие от Европы) не принято перечислять в самом начале ПВ собст­венные достижения, нахваливать себя, это расцени­вается аудиторией как самолюбование. Вы сможете рассказать об успехах, но позже, вплетая их в при­меры, иллюстрирующие то или иное положение, публика еще узнает, почему именно вас пригласили в качестве гостя - вы действительно достойны того, чтобы поделиться мыслями и опытом с аудиторией, но это будет потом. Назовите свое имя, отчество, фамилию, можете озвучить звание или должность, если это на ваш взгляд важно в данный момент.

Как для привлечения внимания слушателей, так и для того, чтобы воздействовать на них необходимконтакт с аудиторией.

По определению психологов, контакт - это поло­жительно-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, которое возникает между ними на основе об­щих интересов и целей их деятельности

Каждый выступающий должен стремиться к уста­новлению контакта со всеми своими слушателями, устой­чивого от начала и до конца речи. Успех речи во многом зависит от того, сумел ли выступающий найти подход к слушателям и установить:

1) личностный контакт;

2) эмоциональный контакт;

3) познавательный контакт.

1. Личностный контакт

Установлению контакта с аудиторией может мешать возникновение психологических барьеров восприятия, это имеет место, когда предвзятое отно­шение к выступающему мешает слу­шателям объективно воспринимать его слова. Поэтому выступающему ещё до выступления следует создать благопри­ятное мнение о себе, сформировать у слушателей положительную установку. Очень важно выступающему продумать свой имидж, т. е. свой внешний вид, ма­неру держаться. Интонация первых же сказанных выступающим слов или фраз должна импонировать аудитории, спо­собствовать созданию благоприятного положительного настроя у слушателей, вызывать у них доверие, уважение, по­нимание, доброжелательность.

2. Эмоциональный контакт

Нельзя начинать выступление, когда аудитория возбуждена, угнетена или раздражена какими-либо предшествую­щими накануне событиями. В таком слу­чае необходимо успокоить, поднять на­строение, снять напряжение слушателей. Например, дать свою положительную трактовку событиям, способствующую успокоить и даже поднять настроение или рассказать забавную и весёлую историю. Во всяком случае начинать изложение своей темы выступления можно лишь после того, как у слуша­телей появится рабочее настроение и готовность слушать лекцию или доклад.

 

3. Познавательный контакт

Чтобы не появились у слушателей по­знавательные барьеры, выступающий должен очень серьёзно предваритель­но подготовиться. Причинами появления познавательного или интеллектуального барьера являются следующие факторы:

1) Несоответствие уровня подачи мате­риала уровню подготовленности слу­шателей. Упрощенное изложение вы­зывает недоумение или раздражение, у слушателей пропадает желание слушать, а слишком сложное изложение приводит к непониманию и утрате контакта с выступающим, а соответственно инте­реса и внимания к его выступлению.

2) Нелогичность изложения. Когда вы­ступающий перескакивает с одного вопроса на другой, нарушается логи­ческая связь между высказываемыми мыслями и доказательствами, что раз­рушает процесс восприятия речи. Слушатель утомляется и его внимание от­ключается.

3) Нарушение основных требований логики к устному высказыванию, т.е. ясности, последовательности, непроти­воречивости, обоснованности. Нарушая эти требования, выступающий создает ситуацию полного непонимания слуша­телями своего выступления.

4) Небрежное отношение выступаю­щего к речи, т. е. неправильный выбор слов, ошибки в произношении, грам­матические ошибки, нарушение правил построения предложений, неправильный выбор стиля речи и т.п. - всё это несо­мненно не ведёт к успеху.

 

Установлению контакта способствуют определен­ные факторы, такие, как: актуальность темы, особенности аудитории, личность оратора, форма преподнесения материала и др.

Необходимым условием возникновения контакта является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Для того чтобы у оратора состоялся контакт с аудиторией он должен ориентироваться в собеседниках. У оратора должен сформироваться обоб­щенный образ аудитории. Причем это — не усреднен­ный слушатель, к которому он обращается, а совершен­но новое, специфическое социальное явление, не своди­мое к совокупности отдельных личностей. Основная трудность в том, что приходится постоянно соотносить этот целостный образ с реальными людьми, сидящими в зале, и корректировать его, учитывая их реакцию. Если оратор не будет это делать, он рискует потерять контакт с аудиторией, и общение станет неэффективным. Необходимо все время «читать» аудиторию, т.е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррективы в свою деятельность.

Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отноше­нии к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая ин­формация: Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правиль­но понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдатель­ность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начи­нающему оратору следующие советы.

О внимании к оратору говорят:

- взгляды слушателей, направленные на оратора;

- наклон корпуса в сторону оратора;

- стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору;

- наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя).

О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя го­ворят следующие факты:

- взгляд слушателя направлен в сторону;

- тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

- голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, по­звоночник выпрямлен;

- слушатель совершает следующее движение: голова выпрям­ляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам — потеря мысли, потеря внимания;

- тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слу­шатель «подается» к выходу);

- ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие);

- голова подпирается всей ладонью;

- пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, по­стукивание пальцами по чему-либо;

- рисование на бумаге посторонних предметов;

- отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания);

- легкое поглаживание носа;

- крепко сцепленные руки;

- поглаживание шеи (у мужчин);

- поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин);

- рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагива­ется до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

- застегивание пиджака (мужчиной) и др.

Умение «читать» собеседников - важнейшее качество оратора, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в обще­нии со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интер­претировать невербальное поведение собеседников.

Однако «текущий» учет реакции слушателей, конт­роль за мерой воздействия на них не исчерпывают спе­цифики общения с аудиторией. Она с самого начала публичного выступления объединена мотивом, установкой, уровнем знаний и т. д., и оратор как бы опирается на то общее, что есть, развивая его, захватывая и объединяя слушателей вокруг содержа­ния, идейной направленности выступления, ведет их в нуж­ном направлении.

Второе, что очень существенно, когда имеешь дело с живой аудиторией, — двусторонняя связь оратора со слушателями. Если выступление представляет для ау­дитории интерес и она реагирует на него, если оратору удается захватить слушателей и установить с ними об­ратную связь, она служит не только для контроля за восприятием лекции. Чувствуя поддержку и одобрение аудитории, оратор черпает в ней уверенность, воодушев­ляется, начинает говорить еще лучше, выразительнее, убедительнее.

И третье, что срабатывает в такой аудитории, — это механизм взаимного заражения слушателей. Конечно, вызываемая им реакция зала обоюдоостра: если слуша­тели начинают зевать, это мгновенно охватывает весь зал, но зато если оратору удалось зажечь, заинтересо­вать аудиторию, заинтересованность так же передается тем, кто в других условиях вел бы себя индифферентно. В коллективе слушателей каждый как бы подвергается групповому давлению, индивидуальное критическое от­ношение к происходящему снижается. Например, в большинстве случаев достаточно подчинить себе внима­ние части, чтобы заставить слушать всю аудиторию.

Мера заражения слушателей зависит также от ряда факторов. Важнейшие из них:

- соответствие настроения аудитории интересам и убеждениям конкретного слу­шателя (его ценностной ориентации);

- психологическая зрелость, определяемая возрастом, уровнем образова­ния и т. п.,

- личностные и профессиональные особенно­сти слушателей.

Существует гипотеза, что в общении происходит «перемена ролей»: я принимаю на себя роль другого, а он — мою. То есть я не только моделирую для себя личность собеседника с целью выбора оптимального способа общения, воздей­ствия на него, но одновременно даю материал для того, чтобы и он «моделировал» меня. Общаясь, я бес­сознательно (или сознательно) выделяю, подчеркиваю какие-то стороны своей личности, чтобы у собеседника создался определенный мой образ.

Одна из важных специфических черт ораторского общения заключается в том, что в нем, если речь идет о хорошей речи, достигаются идентификация и сопе­реживание. Иными словами, чтобы слушатели как бы встали на его место, начали смотреть на вещи его гла­зами, хороший оратор использует сопереживание слу­шателей, которое в большой степени зависит от того, как он говорит, какой образ самого себя создает в их глазах.

Таким образом, для достижения контакта с аудиторией, оратору желательно еще до прихода в аудиторию хотя бы частично сформировать для себя ее обоб­щенный образ: чем больше он знает о слушателях, тем легче установить общение. Заблаговременная инфор­мация о возрасте, основных социальных и профессио­нальных характеристиках, наконец, об объеме аудито­рии облегчит ориентировку оратора в условиях обще­ния.

К особенностям аудитории относятся: однородность аудитории, ее количественный состав и эмоциональный настрой.

Об однородности аудитории можно судить по та­ким характеристикам слушателей, как возраст, пол, нацио­нальность, уровень образования, профессиональные ин­тересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выс­тупление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова ора­тора, и ему приходится прилагать дополнительные уси­лия, чтобы управлять ею.

Например, обращаясь к молодежи, нельзя заигры­вать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетент­ности, подчеркивать свое превосходство. А перед слуша­телями с высоким профессиональным уровнем нельзя допускать тривиальных суждений, повторов, злоупотреб­ления цитатами и уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной аудитории следует по возможнос­ти адресовать какой-то фрагмент речи каждой отдельной группе слушателей.

Существенный признак аудитории - количествен­ный состав слушателей. Большим количеством слушателей управлять сложнее. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее и образнее следует говорить.

Ма­лочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен очень хорошо и глубоко знать то, о чем он собрался говорить.

Кроме того, очень важным является расположение слушателей. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширное помещение и пустые кресла в зале. Генри Уорд Бичер сказал в своих йельских лекциях о том, как читать проповеди : «Сосредоточьте своих слушателей, и вы сможете убедить их, приложив минимум усилий».

Гораздо легче заставить людей действовать в ка­честве единого целого, чем индивидуально. Все великие народные движения и реформы осуществлялись при по­мощи психологии толпы. Так и при выступлении необхо­димо учесть, что для аудитории характерно чувство общ­ности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Это происходит потому, что слушатели испы­тывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих.

Так, для выступления перед небольшой группой слушателей нужно выбрать небольшое помещение. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Если слушатели разбросаны в зале, то оратору, прежде чем начать высту­пление, следует попросить их перейти вперед и сесть к нему поближе.

Оратор часто уменьшает дистанцию общения, чтобы создать «эффект доверия», обеспечить большую «открытость». Не стойте на одном месте, перехо­дите с одного места на другое, но не переусердст­вуйте. Помните также о личном пространстве слу­шателей - не вторгайтесь в него, не смущайте ауди­торию (не ходите между рядами, не подсаживайтесь к слушателям, не опирайтесь руками на первую пар­ту).

Постарайтесь еще до начала выступления уб­рать движущиеся предметы, которые могут нахо­диться за вашей спиной (часы, аквариум, мобили). Как бы интересно вы ни рассказывали, внимание аудитории периодически будет переключаться на раздражитель - то есть на движущийся предмет за вашей спиной. Именно поэтому же нежелательно, чтобы за спиной выступающего или на уровне с ним располагалась дверь. Если у вас есть возможность выбрать поме­щение, то позаботьтесь об этой стороне коммуника­ции.

Помните, что слушатели - это одновременно и зри­тели. Наибольшее влияние на них оказывают визуальные средства, то есть внешний вид оратора - одежда, жесты, поза, зрительный контакт и т. д.

Один из самых значительных невербальных контекстов - лицевая экспрес­сия. Слушатели будут смотреть на лицо выступающего 70% всего времени, если его речь их захватывает, и только 30% если им скучно.

Слушатели предоставляют оратору в процессе обще­ния главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в пове­дении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе.

Уже само появление оратора должно настраивать слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не долж­но возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор такой же человек, как и все, перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, он может вдруг почувст­вовать недомогание. Однако аудитории нет дела до лич­ных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Выглядеть – значит быть!

СЫГРАТЬ уверенного в себе человека, который увлечен выступлением. Если вы замаскируете свой страх выступления — никто не заметит вашего волнения. У сидящих же в зале людей редко возникает желание проверить ваши компетенции. Они, как правило, заняты своими делами и видят только то, что видят. А увидят они то — что вы им покажете.

Когда стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности — трясется и дёргается, а также испуганно моргает — то волки, понимая, что страх проглотил половину его сил, тут же смело нападают на него. Но если лось демонстрирует им целый набор признаков уверенности — стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и уверенно роет копытом землю, то волки — даже если в меру голодны — как правило, отступают, понимая, что такой будет драться до последнего. Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы — дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д. О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней слабости — признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо это наши союзники.

Еще один рецепт роста уверенности в себе звучит так: проявляйте признаки уверенности, ведите себя уверенно, и вы почувствуете уверенность. Сначала эти признаки надо будет контролировать сознательно, а потом они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью вашей личности.

Что это за признаки? Мы их подсознательно чувствуем, они все как на ладони. Речь воспринимается двумя органами чувств — зрением и слухом, поэтому одна часть признаков уверенности при публичных выступлениях — зрительные, а другая — слуховые.

Основные признаки уверенности при выступлениях

Зрительные

- Осанка правильная; Выпрямите спину. Расправьте плечи. Улыбнитесь. Улыбайтесь! Улыбка обла­дает исключительным свойством располагать людей к общению. Вы убедитесь в том, как легко вам са­мим будет говорить с аудиторией, принцип зеркаль­ности еще никто не отменял: улыбаетесь вы - улы­баются вам. Помните, что улыбка - это приглашение к общению. Периодически сознательно контролируйте выражение своего лица.

- Взгляд прямой (в глаза), фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий). Взгляд выступающего не должен метаться по аудитории, но и не должен фиксиро­ваться на ком-то из слушателей. Эксперты считают, что для свободного самочувствия и контроля за ситуацией лучше всего рассматривать аудиторию, переводя взгляд с од­ного человека на другого. Не только «они» (зрители) смотрят и делают свои выводы. Безусловно, зрительный контакт со слушателями возникает только тогда, когда оратор владеет темой свое­го выступления и может свободно излагать содержание речи, когда он произносит речь, а не читает ее с «листа». В малой аудитории (до 20 человек) Ваше выступление должно состоять из фраг­ментов 2-10 секундных зрительных контактов с каждым слушателем. Аудитория ревнива и не любит, когда взгляд выступающего фиксируется на ком-то одном. Большую ау­диторию необходимо мысленно поделить на несколько зон и поочередно обращаться к ним, выражая зрительный кон­такт движениями головы и туловища. Общаясь с большим залом, не обделяйте вниманием передние ряды. Взгляд не должен идти над головами слушателей. Периодически смотрите на передние ряды, чтобы в зале не образовались «мертвые зоны». Взгляд «глаза в глаза» не должен длить­ся больше 20 секунд. Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах.

- Жесты свободные, синхронно со словами;

- Отсутствие лишних мышечных зажимов.

Слуховые

- Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей), ровный. Если голос задрожал — прибавьте немного громкости, и дрожь, как правило, пропадает;

- Тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);

- Без частых запинок, заикания, ненужных пауз. Если они появились — сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут.

Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы



2016-09-16 496 Обсуждений (0)
Упражнения для обретения уверенности в себе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Упражнения для обретения уверенности в себе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)