Упражнения для обретения уверенности в себе
Тревога вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, прерывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу. Вне аудитории сделайте небольшую артикулляционную гимнастику. Она поможет вашему голосу лучше звучать. Придаст голосу уверенность. [Пример «технической» разминки. Здесь результатом всех упражнений является улучшение функционального состояния голосового аппарата. А. Откашляться, как оратор перед выступлением. Поглотать, вдохнуть-выдохнуть, ослабить узел галстука. Расслабить шею, на спокойном и негромком звуке «а-а» наклонить голову вперед... вбок... назад... вслушиваясь в изменения звука. (Положение головы действительно «окрашивает» звук. Кроме того, в этом упражнении происходит непрямой массаж голосовых связок, звук становится полнее, чище.) Б. Легко помассировать шею спереди (пальцы ложатся по обеим сторонам от щитовидного хряща и двигаются вертикально). Несколько секунд мы делаем такой массаж молча, затем подключаем звук - все то же негромкое, спокойное «а-а-а». Слышно смешное «блеяние», о чем лучше сразу предупредить, чтобы не вызвать смущения у участников тренинга. (Голосовой аппарат действительно готовится к нагрузке, качество звука продолжает улучшаться, но, кроме того, нарушается запрет на некрасивые, неправильные звуки!) Тренер, разумеется, все это делает вместе с группой, причем стиль инструкций и интонация не игровые, а сугубо серьезные, ассоциирующиеся с медициной или спортом: мышечное напряжение в плечах сняли... хорошо... вдох... и на выдохе звучим. Звучим, Николай, звучим - разогреваем речевой аппарат! Спортом занимаетесь? Все то же самое, только с голосом. Закончили, молодцы. Сбросили напряжение в области шеи. В. Вспомнить о тяжелом, утомительном дне, о ежедневной вечерней усталости и... сладко, нараспев зевнуть несколько раз. (Зевота, как известно, заразительна. Тренер сохраняет полнейшую серьезность, демонстрируя певучий зевок как техническое упражнение - что правда, упражнение действительно очень полезное. Одновременно продолжают сниматься запреты на выражение «неправильного» состояния усталости «неправильным» же способом - зевком.) Можно про усталость и вечер не вспоминать вовсе, а все это превратить в парное упражнение «Два льва приветствуют восход солнца над саванной». Только львы не должны зевать друг другу... в лицо, это обидно и неприятно. Отсюда и восход солнца - стоят, касатики, под углом и смотрят в одну примерно сторону. Еще и потягиваются, разминают могучие лапы. «Солнце встало» - следующее упражнение, роли львов снимаются. А еще можно передать управление упражнением неформальному лидеру, чтобы певучий зевок повторяли эхом за ним - тогда тренер может походить, «поправляя технику». А можно - когда и с кем можно - рискованно пошутить перед инструкцией: мол, сейчас мы сделаем то, что нам запретили делать публично еще этак годика в четыре. Пауза. Могу поспорить, что в головах участников проносятся мысли отнюдь не о «высоком». А тут и инструкция... Г. С закрытым ртом «помычать», как это делают люди в задумчивости, начиная с самых низких своих нот и постепенно повышая тон... Затем вновь перейти к низким звукам и закончить упражнение в среднем, комфортном регистре. По ходу упражнения отслеживаем ощущения вибрации в теле, голове, лице. (Первое знакомство с резонаторами, еще одной связью голоса и тела; одновременно в инструкции звучит сообщение о «публичном одиночестве», о небольшом исследовании звуковысотных характеристик собственного голоса и возможности поиска комфортного состояния для него; наконец, упражнение контрастно предыдущему). Д. Возможно еще упражнение для голоса и речи. После этих упражнений обратить внимание как прекрасно звучит речь! Приведенный в примере разогрев занимает пять-шесть минут и вполне может быть составлен из иных элементов]. Гормональная стабилизация. Видели по телевизору как самец бабуина лупит себя кулаками в грудь? А как спорщики это же делают? Ровно в этом месте, где уже не шея, но еще не повздошная пазуха, в грудине, находится вилочковая железа. Мелкими очень легкими ударными движениями, вы включаете дополнительный страховочный гормональный фон, который, как это не странно, не увеличивает напряжение, а наоборот, уменьшает. Выжгите адреналин в крови, заставляющий ваши руки трястись, выполнив несложные физические упражнения. Например, медленно поднимите и опустите плечи. Поднимаем и еще раз опускаем. Разминаем шею – опуская голову то к одному плечу, то ко второму. Руки поднимаем вверх и одним встряхивающим движением опускаем вниз. Затем несколько раз встряхиваем ладонями, как будто сбрасываем брызги. (Видели продавцов на улице, которые останавливают прохожих, предлагая товар? Если разговор был неприятный – пару шагов в сторону и начинают быстро-быстро встряхивать руками. Им надо за несколько секунд прийти в себя и опять кинуться продавать с уверенностью и позитивным настроением). Это простое упражнение очень помогает в подобных стрессовых продажах. Теперь переходим к ногам. По очереди встряхиваем их, как и руки, подобным образом разминают мышцы спортсмены на спортивных соревнованиях и запасные игроки, ожидая у боковой линии своей очереди вступить в игру. Особое внимание стоит уделить пальцам ног. Дрожание – это организм сжигает в мышцах избыток адреналина, разгружая сердце. Следующее упражнение можно делать даже во время выступления (если вы сможете это проделать незаметно). Быстро-быстро сжимайте и разжимайте пальцы ног. Буквально через несколько секунд вы почувствуете, что волнение начинает исчезать, движения становятся точнее и увереннее. Во время выступления также можно сильно сжать мочку уха. Есть еще экзотические способы снять волнение перед выступлением. Естественно, родом они из Америки. У кинологов, специалистов по работе с собаками, есть верный способ разнимания дерущихся псов. Хозяева хватают их за загривок и поднимают в воздух насколько получится. Животное, не чувствуя земли под ногами, резко успокаивается. И американские специалисты советуют волнующимся сесть повыше на стол или подоконник (чтобы ноги свешивались). Несколько раз переплести ноги в одну и в другую сторону: заплести – расплести, подвигать сплетенными ногами вправо-влево. С этой же целью в некоторых офисах есть перекладины в проеме. Желающие могут повисеть перед важными переговорами. Эту 60-секундную процедуру снятия физического и умственного напряжения до начала выступления можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь укромном месте. Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т.п. Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь прикоснуться тыльной стороной запястий к плечам, а также нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните носки, втяните живот и сделайте глубокий вдох. Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах. Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Опустите плечи, разожмите пальцы и откиньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься. Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти. Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спокойствие», стараясь почувствовать, как расслабляется каждая клеточка вашего тела. И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд. Снятие мышечного напряжения. Когда человек попадает в центр внимания, мышечное перенапряжение или расслабленность (разновидности потери самообладания) принимают самые разнообразные формы: от зажатости диафрагмы может пропасть голос, появиться туман в глазах, человек перестает мыслить и действовать. Снимать мышечное напряжение можнопри помощи метода К.С.Станиславского: нужно попеременно напрягать и расслаблять различные мышцы (шеи, рук, ног и т.п.). После сильного напряжения мышцы освобождаются и находят оптимальное состояние. Дыхание Современная психо-физиология доказала, что процесс дыхания напрямую связан с эмоциональным состоянием. Какое дыхание характерно для страха? Поверхностное, частое, прерывистое, верхней частью груди, с частым замиранием перед выдохом. Даже если ничего вам не угрожает, но вы попробуете несколько минут подышать таким образом — то через полминуты уже почувствуете себя неуютно. Соответственно просто изменив дыхание, на любое другое, вы почувствуете себя более уверенно: Непосредственно перед тем, как войти в помещение, в котором вам предстоит произносить речь, проделайте следующее: Сделайте пять медленных, глубоких дыхательных движений. Каждый раз во время выдоха старайтесь почувствовать, как ваши разум и тело успокаиваются и одновременно концентрируются. Почувствуйте, что волнение покидает вас вместе с выдыхаемым духом. Классический вариант: глубокий вдох и резкий выдох. Вдохнули-выдохнули и вперед, в бой! Такой «силовой» вдох-выдох позволяет сбросить лишнее напряжение в области грудной клетки. Двойной вдох — двойной выдох. Вы вдыхаете и выдыхаете как бы двумя порциями. Вдох-вдох, выдох-выдох, вдох-вдох, выдох-выдох. Попробуйте! Вдох, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем, пауза, еще вдыхаем… и так еще несколько раз, пока уже не будем в состоянии воздушного шарика, готового вот-вот лопнуть. И после этого медленный, спокойный выдох, пауза, еще выдох, пауза еще выдох. И после этого рекомендуем подышать как обычно некоторое время, чтобы вернулось нормальное дыхание. Дыхание по квадрату.Вдох 2 сек, пауза 2 сек, выдох 2 сек, пауза 2 сек. У вашего квадрата сторона может быть равной 3 сек или 4 сек. 5-8 минут будет достаточно для достижения оптимального состояния. Техник и философий, связанных с дыханием много. Поэтому можно продолжать список приемов бесконечно. Но особого смысла в этом нет. Самое важное — понять принцип. Сменив дыхание характерное для «страха» на любое другое мы точно начнем чувствовать себя лучше. Расслабьтесь.Вспомните одно из своих последних успешных выступлений. Еще раз насладитесь образами и звуками этого успеха. Почувствуйте себя преисполненным энергии и энтузиазма. Для того чтобы вызвать нужное эмоциональное состояние используйтезаводящие жесты. Это очень хорошо знают актеры, когда для того, чтобы войти в ту или иную роль (вызвать то или иное состояние) они совершают «заводящий жест», характерный для этой роли. И этот жест, позволяет в доли секунды впрыгнуть в нужное состояние. - Попробуйте распрямить плечи, руки вверх, тянутся к небу. Голова приподнята. На лице улыбка… постойте так несколько секунд… - Или потрите ладошкам друг об друга, как будто в предвкушении чего-то удивительного и давно желанного. - Или кулаком правой руки совершите удар по левой. - Или резко сожмите в локте правую руку, опуская ее одновременно вниз. Каждый из этих жестов меняет то состояние, в котором вы находитесь, на какое-то другое. И если вы имеете копилку из 20-30 подобных эмоциональных жестов, то вы легко можете управлять своим состоянием, меняя его по своему желанию. Создавайте свою копилку сильных и работающих для вас эмоциональных жестов. ВЫСТУПЛЕНИЕ (Произвольность речи) На успех публичного выступления работают три составляющих: содержание, оформление и стиль. Стиль - это баланс формы и содержания, т.е. рациональных и эмоциональных компонентов. Именно эмоциональная окраска презентации сделает Ваше выступление особенным, запоминающимся. Докладчик обязательно должен обладать эмоциональным интеллектом (ЕQ), что означает умение понимать, демонстрировать, отражать не только свои, но и чужие эмоции и управлять ими. EQ не менее важен, чем широко принятый IQ. Эмоциональная окраска профессионального выступления складывается из многих составляющих (мимики, жестов, речи, ярких примеров, цитат, историй и т.д.), но начинается она с доверия к Вашим словам и, прежде всего, лично к Вам. Поэтому очень важно суметь расположить аудиторию к себе с первого взгляда и передать ей полное ощущение своего профессионализма, своей социальной значимости. Аудитория, прежде чем начать Вас слушать, оценивает Ваши внешность, поведение, одежду. Еще до того как Вы начинаете говорить, у слушателей формируются первые впечатления о Вас (это «нулевая» фаза презентации). Вы еще молчите, а Ваши осанка, манера держаться и лицевая экспрессия уже «общаются» с аудиторией. Какой бы ни была тема Вашего выступления, презентуете Вы, в первую очередь, себя. Именно поэтому особенно важны для установления контакта с аудиторией первые минуты Вашего выступления. Абсолютные уверенность и невозмутимость едва ли возможны в такой ситуации. Однако стараться выглядеть спокойным просто необходимо. Никакие сомнения, волнения, страхи не должны «показываться на люди». Только демонстрация удвоенной уверенности поможет Вам успешно выступить. Итак, Вас объявили. Здесь вам уместно поблагодарить словами («Спасибо») - и кивком, как бы подтверждая: да, вы все сказали правильно, того, кто предоставляет Вам слово. После этого внимание переводится на аудиторию. Тогда роль «мальчика у доски» на минуту достается ведущему, а инициатива - вам. Помним. Плечи! Выдох! Посмотрели на людей! Удобная стойка! (раздел 2). Займите центральное место перед аудиторией. Подниматься на трибуну оратору следует только в том случае, если аудитория довольно велика, и в связи с этим возникает действительная необходимость стоять на возвышении. Лучше находиться на одном уровне с аудиторией, стоять рядом со слушателями. Это позволит избежать формальной атмосферы, установить теплый контакт и превратить выступление в беседу. Выступать за кафедрой, стоит только в том случае, если Вы очень сильно боитесь и Вам надо зафиксировать руки. Кафедра мешает оратору свободно жестикулировать и скрывает от зрителей часть тела, а ведь оно тоже «разговаривает» с аудиторией. Начните свое выступление, стоя позади кафедры и слегка придерживаясь руками за ее края. Именно «слегка», потому что некоторые нервные ораторы стискивают кафедру с такой силой, что можно заметить, как белеют у них костяшки пальцев. Кафедра послужит вам дополнительной опорой и «защитой» в первые минуты выступления, пока вы входите в ритм. Начав говорить, большинство выступающих перестают волноваться и обретают уверенность в себе. Если вы ощущаете себя достаточно уверенно, попытайтесь отойти от кафедры (можно по-прежнему придерживаться за нее одной рукой, если вам так удобнее), чтобы слушатели могли увидеть вас полностью. Открывая свое тело для аудитории, вы получаете возможность общаться со слушателями в свободной разговорной манере, которая кажется им предпочтительнее. Если позволяет зал и технические средства (микрофоны и др.), всегда лучше свободно перемещаться хотя бы в пределах одного-двух шагов. Свободно двигается тот, кто главный и сам решает. Улыбнитесь, зафиксируйте улыбку - при улыбке голос звучит мягче. Расправьте плечи, направьте взгляд на аудиторию (постарайтесь заглянуть в глаза каждому, но не смотрите «над аудиторией»). Уверенно, чуть громче обычного, это придаст вам уверенности поприветствуйте слушателей. Произнесите: «Доброе утро! (или Добрый день, или Добрый вечер)». «Доброе утро» с точки зрения прагмалингвистики намного эффективнее, чем обычное «здравствуйте». Здесь же на самом начальном этапе ПВ вы можете подарить аудитории «авансовый комплимент»: сказать о том, что очень ждали встречи с ней, готовились и сейчас испытываете приятное волнение. Но этот комплимент должен звучать искренне, не превращаться в лесть. Ни в коем случае не говорите слушателям, что плохо подготовились или не уверены в собственной правоте - это коммуникативное самоубийство. Не извиняйтесь ни в начале, ни в конце своего выступления за то, что «отнимаете время аудитории» - иначе она так и будет воспринимать ваше выступление. Если вы первый раз встречаетесь с аудиторией, вам необходимо познакомиться с ней, представиться. В русской культуре (в отличие от Европы) не принято перечислять в самом начале ПВ собственные достижения, нахваливать себя, это расценивается аудиторией как самолюбование. Вы сможете рассказать об успехах, но позже, вплетая их в примеры, иллюстрирующие то или иное положение, публика еще узнает, почему именно вас пригласили в качестве гостя - вы действительно достойны того, чтобы поделиться мыслями и опытом с аудиторией, но это будет потом. Назовите свое имя, отчество, фамилию, можете озвучить звание или должность, если это на ваш взгляд важно в данный момент. Как для привлечения внимания слушателей, так и для того, чтобы воздействовать на них необходимконтакт с аудиторией. По определению психологов, контакт - это положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности Каждый выступающий должен стремиться к установлению контакта со всеми своими слушателями, устойчивого от начала и до конца речи. Успех речи во многом зависит от того, сумел ли выступающий найти подход к слушателям и установить: 1) личностный контакт; 2) эмоциональный контакт; 3) познавательный контакт. 1. Личностный контакт Установлению контакта с аудиторией может мешать возникновение психологических барьеров восприятия, это имеет место, когда предвзятое отношение к выступающему мешает слушателям объективно воспринимать его слова. Поэтому выступающему ещё до выступления следует создать благоприятное мнение о себе, сформировать у слушателей положительную установку. Очень важно выступающему продумать свой имидж, т. е. свой внешний вид, манеру держаться. Интонация первых же сказанных выступающим слов или фраз должна импонировать аудитории, способствовать созданию благоприятного положительного настроя у слушателей, вызывать у них доверие, уважение, понимание, доброжелательность. 2. Эмоциональный контакт Нельзя начинать выступление, когда аудитория возбуждена, угнетена или раздражена какими-либо предшествующими накануне событиями. В таком случае необходимо успокоить, поднять настроение, снять напряжение слушателей. Например, дать свою положительную трактовку событиям, способствующую успокоить и даже поднять настроение или рассказать забавную и весёлую историю. Во всяком случае начинать изложение своей темы выступления можно лишь после того, как у слушателей появится рабочее настроение и готовность слушать лекцию или доклад.
3. Познавательный контакт Чтобы не появились у слушателей познавательные барьеры, выступающий должен очень серьёзно предварительно подготовиться. Причинами появления познавательного или интеллектуального барьера являются следующие факторы: 1) Несоответствие уровня подачи материала уровню подготовленности слушателей. Упрощенное изложение вызывает недоумение или раздражение, у слушателей пропадает желание слушать, а слишком сложное изложение приводит к непониманию и утрате контакта с выступающим, а соответственно интереса и внимания к его выступлению. 2) Нелогичность изложения. Когда выступающий перескакивает с одного вопроса на другой, нарушается логическая связь между высказываемыми мыслями и доказательствами, что разрушает процесс восприятия речи. Слушатель утомляется и его внимание отключается. 3) Нарушение основных требований логики к устному высказыванию, т.е. ясности, последовательности, непротиворечивости, обоснованности. Нарушая эти требования, выступающий создает ситуацию полного непонимания слушателями своего выступления. 4) Небрежное отношение выступающего к речи, т. е. неправильный выбор слов, ошибки в произношении, грамматические ошибки, нарушение правил построения предложений, неправильный выбор стиля речи и т.п. - всё это несомненно не ведёт к успеху.
Установлению контакта способствуют определенные факторы, такие, как: актуальность темы, особенности аудитории, личность оратора, форма преподнесения материала и др. Необходимым условием возникновения контакта является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Для того чтобы у оратора состоялся контакт с аудиторией он должен ориентироваться в собеседниках. У оратора должен сформироваться обобщенный образ аудитории. Причем это — не усредненный слушатель, к которому он обращается, а совершенно новое, специфическое социальное явление, не сводимое к совокупности отдельных личностей. Основная трудность в том, что приходится постоянно соотносить этот целостный образ с реальными людьми, сидящими в зале, и корректировать его, учитывая их реакцию. Если оратор не будет это делать, он рискует потерять контакт с аудиторией, и общение станет неэффективным. Необходимо все время «читать» аудиторию, т.е. наблюдать за ней, определять ее реакцию и вносить соответствующие коррективы в свою деятельность. Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении и отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Он должен постоянно «считывать» эту информацию и вносить коррективы в свое выступление, если его к этому побуждает получаемая информация: Однако для того чтобы «читать» аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык. Здесь можно дать начинающему оратору следующие советы. О внимании к оратору говорят: - взгляды слушателей, направленные на оратора; - наклон корпуса в сторону оратора; - стремление слушателя сдвинуться на край стула, чтобы быть как бы ближе к оратору; - наклон головы вбок (обычно говорит о заинтересованности слушателя). О невнимании к оратору, о неудовлетворенности слушателя говорят следующие факты: - взгляд слушателя направлен в сторону; - тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания); - голова не наклонена, слушатель держит голову прямо, позвоночник выпрямлен; - слушатель совершает следующее движение: голова выпрямляется, плечи поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по сторонам — потеря мысли, потеря внимания; - тело принимает позу, направленную в сторону выхода (слушатель «подается» к выходу); - ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед (чаще всего означает несогласие); - голова подпирается всей ладонью; - пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; - рисование на бумаге посторонних предметов; - отсутствие движения глаз, немигающий взгляд (имитация внимания); - легкое поглаживание носа; - крепко сцепленные руки; - поглаживание шеи (у мужчин); - поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-либо в сумочке (у женщин); - рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить); - застегивание пиджака (мужчиной) и др. Умение «читать» собеседников - важнейшее качество оратора, приходящее с опытом. Необходимо тренировать его в общении со знакомыми, развивая наблюдательность и умение интерпретировать невербальное поведение собеседников. Однако «текущий» учет реакции слушателей, контроль за мерой воздействия на них не исчерпывают специфики общения с аудиторией. Она с самого начала публичного выступления объединена мотивом, установкой, уровнем знаний и т. д., и оратор как бы опирается на то общее, что есть, развивая его, захватывая и объединяя слушателей вокруг содержания, идейной направленности выступления, ведет их в нужном направлении. Второе, что очень существенно, когда имеешь дело с живой аудиторией, — двусторонняя связь оратора со слушателями. Если выступление представляет для аудитории интерес и она реагирует на него, если оратору удается захватить слушателей и установить с ними обратную связь, она служит не только для контроля за восприятием лекции. Чувствуя поддержку и одобрение аудитории, оратор черпает в ней уверенность, воодушевляется, начинает говорить еще лучше, выразительнее, убедительнее. И третье, что срабатывает в такой аудитории, — это механизм взаимного заражения слушателей. Конечно, вызываемая им реакция зала обоюдоостра: если слушатели начинают зевать, это мгновенно охватывает весь зал, но зато если оратору удалось зажечь, заинтересовать аудиторию, заинтересованность так же передается тем, кто в других условиях вел бы себя индифферентно. В коллективе слушателей каждый как бы подвергается групповому давлению, индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается. Например, в большинстве случаев достаточно подчинить себе внимание части, чтобы заставить слушать всю аудиторию. Мера заражения слушателей зависит также от ряда факторов. Важнейшие из них: - соответствие настроения аудитории интересам и убеждениям конкретного слушателя (его ценностной ориентации); - психологическая зрелость, определяемая возрастом, уровнем образования и т. п., - личностные и профессиональные особенности слушателей. Существует гипотеза, что в общении происходит «перемена ролей»: я принимаю на себя роль другого, а он — мою. То есть я не только моделирую для себя личность собеседника с целью выбора оптимального способа общения, воздействия на него, но одновременно даю материал для того, чтобы и он «моделировал» меня. Общаясь, я бессознательно (или сознательно) выделяю, подчеркиваю какие-то стороны своей личности, чтобы у собеседника создался определенный мой образ. Одна из важных специфических черт ораторского общения заключается в том, что в нем, если речь идет о хорошей речи, достигаются идентификация и сопереживание. Иными словами, чтобы слушатели как бы встали на его место, начали смотреть на вещи его глазами, хороший оратор использует сопереживание слушателей, которое в большой степени зависит от того, как он говорит, какой образ самого себя создает в их глазах. Таким образом, для достижения контакта с аудиторией, оратору желательно еще до прихода в аудиторию хотя бы частично сформировать для себя ее обобщенный образ: чем больше он знает о слушателях, тем легче установить общение. Заблаговременная информация о возрасте, основных социальных и профессиональных характеристиках, наконец, об объеме аудитории облегчит ориентировку оратора в условиях общения. К особенностям аудитории относятся: однородность аудитории, ее количественный состав и эмоциональный настрой. Об однородности аудитории можно судить по таким характеристикам слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять ею. Например, обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство. А перед слушателями с высоким профессиональным уровнем нельзя допускать тривиальных суждений, повторов, злоупотребления цитатами и уклоняться от существа проблемы. В неоднородной аудитории следует по возможности адресовать какой-то фрагмент речи каждой отдельной группе слушателей. Существенный признак аудитории - количественный состав слушателей. Большим количеством слушателей управлять сложнее. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее и образнее следует говорить. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен очень хорошо и глубоко знать то, о чем он собрался говорить. Кроме того, очень важным является расположение слушателей. Аудиторию нелегко расшевелить, если она разбросана по залу. Ничто так не гасит энтузиазм, как обширное помещение и пустые кресла в зале. Генри Уорд Бичер сказал в своих йельских лекциях о том, как читать проповеди : «Сосредоточьте своих слушателей, и вы сможете убедить их, приложив минимум усилий». Гораздо легче заставить людей действовать в качестве единого целого, чем индивидуально. Все великие народные движения и реформы осуществлялись при помощи психологии толпы. Так и при выступлении необходимо учесть, что для аудитории характерно чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Это происходит потому, что слушатели испытывают действие различных психологических механизмов: одни слушатели бессознательно повторяют действия окружающих, другие осознанно воспроизводят образцы поведения рядом сидящих, на третьих оказывают влияние мнение и поведение большинства присутствующих. Так, для выступления перед небольшой группой слушателей нужно выбрать небольшое помещение. Лучше поставить плотно стулья в небольшом помещении, чем рассадить слушателей в большом зале. Если слушатели разбросаны в зале, то оратору, прежде чем начать выступление, следует попросить их перейти вперед и сесть к нему поближе. Оратор часто уменьшает дистанцию общения, чтобы создать «эффект доверия», обеспечить большую «открытость». Не стойте на одном месте, переходите с одного места на другое, но не переусердствуйте. Помните также о личном пространстве слушателей - не вторгайтесь в него, не смущайте аудиторию (не ходите между рядами, не подсаживайтесь к слушателям, не опирайтесь руками на первую парту). Постарайтесь еще до начала выступления убрать движущиеся предметы, которые могут находиться за вашей спиной (часы, аквариум, мобили). Как бы интересно вы ни рассказывали, внимание аудитории периодически будет переключаться на раздражитель - то есть на движущийся предмет за вашей спиной. Именно поэтому же нежелательно, чтобы за спиной выступающего или на уровне с ним располагалась дверь. Если у вас есть возможность выбрать помещение, то позаботьтесь об этой стороне коммуникации. Помните, что слушатели - это одновременно и зрители. Наибольшее влияние на них оказывают визуальные средства, то есть внешний вид оратора - одежда, жесты, поза, зрительный контакт и т. д. Один из самых значительных невербальных контекстов - лицевая экспрессия. Слушатели будут смотреть на лицо выступающего 70% всего времени, если его речь их захватывает, и только 30% если им скучно. Слушатели предоставляют оратору в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Уже само появление оратора должно настраивать слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор такой же человек, как и все, перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. Выглядеть – значит быть! СЫГРАТЬ уверенного в себе человека, который увлечен выступлением. Если вы замаскируете свой страх выступления — никто не заметит вашего волнения. У сидящих же в зале людей редко возникает желание проверить ваши компетенции. Они, как правило, заняты своими делами и видят только то, что видят. А увидят они то — что вы им покажете. Когда стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности — трясется и дёргается, а также испуганно моргает — то волки, понимая, что страх проглотил половину его сил, тут же смело нападают на него. Но если лось демонстрирует им целый набор признаков уверенности — стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и уверенно роет копытом землю, то волки — даже если в меру голодны — как правило, отступают, понимая, что такой будет драться до последнего. Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы — дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д. О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней слабости — признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо это наши союзники. Еще один рецепт роста уверенности в себе звучит так: проявляйте признаки уверенности, ведите себя уверенно, и вы почувствуете уверенность. Сначала эти признаки надо будет контролировать сознательно, а потом они войдут в привычку и станут неотъемлемой частью вашей личности. Что это за признаки? Мы их подсознательно чувствуем, они все как на ладони. Речь воспринимается двумя органами чувств — зрением и слухом, поэтому одна часть признаков уверенности при публичных выступлениях — зрительные, а другая — слуховые. Основные признаки уверенности при выступлениях Зрительные - Осанка правильная; Выпрямите спину. Расправьте плечи. Улыбнитесь. Улыбайтесь! Улыбка обладает исключительным свойством располагать людей к общению. Вы убедитесь в том, как легко вам самим будет говорить с аудиторией, принцип зеркальности еще никто не отменял: улыбаетесь вы - улыбаются вам. Помните, что улыбка - это приглашение к общению. Периодически сознательно контролируйте выражение своего лица. - Взгляд прямой (в глаза), фиксированный (задерживать в одной точке не менее 2 секунд, иначе он выглядит со стороны как бегающий). Взгляд выступающего не должен метаться по аудитории, но и не должен фиксироваться на ком-то из слушателей. Эксперты считают, что для свободного самочувствия и контроля за ситуацией лучше всего рассматривать аудиторию, переводя взгляд с одного человека на другого. Не только «они» (зрители) смотрят и делают свои выводы. Безусловно, зрительный контакт со слушателями возникает только тогда, когда оратор владеет темой своего выступления и может свободно излагать содержание речи, когда он произносит речь, а не читает ее с «листа». В малой аудитории (до 20 человек) Ваше выступление должно состоять из фрагментов 2-10 секундных зрительных контактов с каждым слушателем. Аудитория ревнива и не любит, когда взгляд выступающего фиксируется на ком-то одном. Большую аудиторию необходимо мысленно поделить на несколько зон и поочередно обращаться к ним, выражая зрительный контакт движениями головы и туловища. Общаясь с большим залом, не обделяйте вниманием передние ряды. Взгляд не должен идти над головами слушателей. Периодически смотрите на передние ряды, чтобы в зале не образовались «мертвые зоны». Взгляд «глаза в глаза» не должен длиться больше 20 секунд. Фокусируйте взгляд на дружелюбных лицах. - Жесты свободные, синхронно со словами; - Отсутствие лишних мышечных зажимов. Слуховые - Голос достаточно громкий (на последний ряд слушателей), ровный. Если голос задрожал — прибавьте немного громкости, и дрожь, как правило, пропадает; - Тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски); - Без частых запинок, заикания, ненужных пауз. Если они появились — сбавьте темп, дайте себе время подумать, и они пропадут. Эта маска уверенности легко запоминается. Если вы
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |