Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дискриминация и сексизм



2016-09-16 652 Обсуждений (0)
Дискриминация и сексизм 0.00 из 5.00 0 оценок




И. А. Тупицына

Вводные замечания

Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики вза­имодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола, или сексизм, — это ограничение одного пола по сравнению с другим.

В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в от­ношении женщин термин дискриминация определяется как: «... лю­бое разграничение, изоляция или запрет, основанные на половых раз­личиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать признание, соблюдение или реализацию человеческих прав и фундаментальных свобод женщин... независимо от семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин» [1]. Данное определение отражает также и основные механизмы дискриминации мужчин, но признаку пола, поскольку не только женщины, но и муж­чины подвергаются жесткой регламентации своей жизни в соответ­ствии с гендерными стереотипами.

Дискриминация по признаку пола проявляется на всех уровнях орга­низации гендерных отношений. На макросоциальном уровнесексизм может закрепляться политикой государства, законодательством, регу­лирующем различные аспекты организации и оплаты труда, вопросы поддержки материнства и др. Дискриминационные идеи продуцируют­ся средствами массовой информации, а также реализуются в сфере об­разования, где выделяются специфические мужские и женские школь­ные предметы, создаются отдельные школы со специальной програм­мой для мальчиков и девочек.

На уровне межгрупповых взаимоотношенийсексизм проявляет­ся в механизмах восприятия представителей различного пола, припи­сывания им определенных черт характера, способностей, интересов, внешности, распределения семейных ролей и др. Несоответствие гендерным стереотипам оценивается негативно, как представителями про­тивоположного пола, так и членами своего.

Межличностные отношениятакже жестко регламентируются гендерными стереотипами, а, следовательно, включают дискриминацион­ные практики. На индивидуально-личностном уровне сексизмпро­является в негативной самооценке поведения ижизнедеятельности субъекта, когда она не соответствуют гендерным стереотипам. Сек­сизм может реализоваться в виде самоисполняющихся пророчеств. Все это приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов.

Синоним понятия дискриминации — «подавление»[3]. Подавление человек начинает переживать с самого раннего детства. Первоначально ребенок сталкивается с внешним подавлением.Его оценивают, крити­куют, не разрешает вести себя тем или иным способом. Родители могут также давать ребенку негативные словесные послания. Например: «Пе­рестань плакать, мальчики не плачут». «Ты должна быть очень акку­ратной девочкой, иначе ты не выйдешь замуж» и т. п. Со временем ре­бенок усваивает нормы и ценности, соответствующие полотипичному поведению, и эти представления начинают детерминировать его жизнь, определять его восприятие других людей и самого себя. Таким обра­зом, внешнее подавление переходит во внутреннее подавление.Чело­век начинает оценивать себя в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами, внутренне ограничивать себя, неосознанно критиковать. Например, женщина может отрицательно себя чувствовать, если она еще не вышла замуж или не родила детей, а мужчина, если у него не­удачно сложилась карьера и он мало зарабатывает. В обратной ситуа­ции женщина и мужчина также будут чувствовать себя дискомфортно, но в меньшей степени.

Следующий этап воспроизводства подавления возникает тогда, когда человек сам становится субъектом дискриминации. Усвоив нормы и ценности, оценивая себя в соответствии с ними, индивид начинает привносить их в повседневную практику, проявляя сек­сизм по отношению к другим людям.

Таким образом, механизмы воспроизводства подавления в жизне­деятельности человека включают три этапа: 1) внешнее подавления (проявления сексизма во внешней оценке поведения и деятельности человека), 2) внутреннее подавление (проявление сексизма в само­оценке поведения и деятельности), 3) человек, как субъект подавле­ния (проявление сексизма в отношении других людей) [2].

При проведении данного занятия желательной формой располо­жения участников является круг, — так чтобы каждый участник заня­тия мог видеть каждого.

Цели занятия

1. Информационная. Познакомить с механизмами возникновения ивоспроизводства дискриминации по признаку пола в обыденном сознании и повседневной практике.

2. Обучающая. Сформировать основы критического анализа ситуаций дискриминации — то есть способности выявлять их в различных сферах жизни.

Оснащение

1. Бланки анкеты о дискриминации для дискуссии.

2. Карточки с напечатанными ситуациями дискриминации.

Порядок работы

Этап 1. Введение.

Этап2. Подготовка и заполнение анкеты о дискриминации (инди­видуальная работа).

Этап 3.Дискуссия о сексизме (работа в малых группах).

Этап 4.Дискуссия о сексизме (представление работы групп, об­щая дискуссия).

Этап 5.Подготовка к ролевому проигрыванию ситуаций дискри­минации.

Этап 6.Ролевое проигрывание и обсуждение ситуаций дискри­минации.

Этап 7.Подведение итогов.

Этап 1. Введение

Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Напри­мер, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего про­изошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Препо­даватель просит всех желающих ответить на вопрос. При этом он может дополнительно уточнить: что в этом для вас хорошего?; под­держать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сде­лать акцент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.

Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д.

Можно выделить небольшое время ивыслушать их. Задача преподавате­ля просто послушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Подоб­ное обсуждение как позитивного, так и негативного, способствует включе­нию студентов в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.



2016-09-16 652 Обсуждений (0)
Дискриминация и сексизм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дискриминация и сексизм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (652)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)