Обеспечение качества на этапе подготовки производства
8.1 Общие положения Качество продукции закладывается на этапах проектирования производства, выбора оборудования, строительства, монтажа, пусконаладочных работ, аттестации и далее обеспечивается путем надлежащей эксплуатации. Проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию оборудования и помещений, в том числе проведение аттестации, относятся к подготовке производства. При их реализации следует руководствоваться ГОСТ Р 52249 и другими стандартами, отражающими современный уровень развития техники. На каждом этапе подготовки производства следует выполнять работы по аттестации. Логика проведения аттестации на различных этапах подготовки производства направлена на своевременное обнаружение ошибок и отклонений от заданных требований, внесение необходимых изменений и целенаправленный вывод производства на выпуск продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52249. 8.2 Аттестация проекта Цель аттестации проекта - подтверждение соответствия проекта заданию на проектирование и действующим нормативным документам. Ввиду того, что проектирование является длительным и дорогостоящим процессом, аттестацию проекта целесообразно разбить на этапы: - аттестация концепции (принципиальных решений); - аттестация утверждаемой части проекта (basic design). Аттестацию концепции целесообразно выполнять для сложных и дорогостоящих проектов. При необходимости может выполняться аттестация рабочей документации (чертежей). Аттестация должна быть независимой. Для первого этапа она может носить характер консультаций. Второй этап является основой проекта, и проведение его аттестации имеет ключевое значение. Аттестация проекта не должна заменяться экспертизой надзорных органов по отдельным направлениям, связанным с обеспечением безопасности, охраны природы и пр. Аттестация проекта должна быть направлена на подтверждение соответствия проектируемого объекта показателям назначения и требованиям ГОСТ Р 52249. При аттестации проекта следует обратить особое внимание на выбор оборудования, разработку планировочных решений, построение систем вентиляции, подготовки воды и других инженерных систем в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52249. 8.3 Аттестация в построенном состоянии Аттестация в построенном (установленном) состоянии выполняется с целью подтверждения соответствия построенного объекта и установленного оборудования проекту и нормативным документам. При ее проведении проверяются: - комплектность оборудования и его соответствие заказу; - правильность установки и подключения оборудования; - соответствие заданным требованиям материалов рабочих поверхностей, вступающих в контакты с продуктом; - соответствие заданным требованиям критического оборудования (например, стерилизаторов, НЕРА фильтров). 8.4 Аттестация в оснащенном состоянии Аттестация в оснащенном состоянии выполняется с целью подтверждения соответствия помещений и оборудования заданным требованиям при работе их в комплексе, но без выпуска продукции и при отсутствии персонала. По завершении этого этапа должна быть разработана и утверждена вся необходимая документация (инструкции, методики и другие документы по эксплуатации). 8.5 Аттестация в эксплуатируемом состоянии Данный этап соответствует реальным условиям эксплуатации. При его выполнении проводятся испытания всех технологических процессов и оборудования с выпуском готовой продукции и при наличии персонала. 8.6 Помещения, оборудование и процессы, подлежащие аттестации Аттестации подлежат помещения, оборудование и процессы, имеющие критические параметры. К ним, в первую очередь, относятся: - чистые помещения и чистые зоны (ГОСТ Р ИСО 14644-4); - процессы стерилизации (первичной упаковки, готовой продукции); - процессы стерилизующей фильтрации в асептическом производстве; - НЕРА фильтры, установленные в технологическом оборудовании; - процессы лиофилизации; - процессы обработки (очистки) поверхностей, соприкасающихся с продукцией; - системы подготовки воды для инъекций и воды очищенной; - процессы гомогенизации (обеспечения однородности продукции), при необходимости; - процессы асептического наполнения (ГОСТ Р ИСО 13408-1); - аналитические методы контроля, не содержащиеся в утвержденных нормативных документах; - системы с компьютерным управлением и контролем, в том числе с использованием электронных подписей. Аттестацию также следует проводить для других процессов и видов оборудования, влияющих на качество продукции. При производстве специфических лекарственных средств следует определить критические параметры и процессы, а также провести их аттестацию. Например, при производстве медицинских иммунобиологических препаратов к критическим процессам относятся выращивание вирусов и микроорганизмов, их инактивация, выделение различных компонентов, очистка и пр. Порядок проведения аттестации регламентируется программой аттестации, в которой указываются помещения, оборудование и процессы, подлежащие аттестации, с указанием состояний помещений (построенное, оснащенное или эксплуатируемое), работ, выполняемых при аттестации, и контролируемых параметров [2], [3].
Персонал
9.1 Общие положения Персонал является критическим элементом в производстве, источником ошибок и загрязнений, приводящих к браку. Создание системы работы с персоналом является обязательным условием системы обеспечения качества. Предприятие должно быть обеспечено достаточным числом персонала требуемой квалификации для производства продукции, обеспечения качества и работы инженерных, вспомогательных и других служб. Требования к персоналу приведены в ГОСТ Р 52249. Ниже даются дополнительные требования, связанные с непосредственным обеспечением качества продукции. Общая схема работы с персоналом включает в себя следующие элементы: - разработку и документальное оформление требований к персоналу; - подбор и расстановку персонала; - создание системы обучения персонала, включающей периодическую проверку знаний; - аттестацию персонала; - контроль выполнения персоналом требований инструкций; - контроль состояния здоровья персонала (в необходимых случаях). 9.2 Требования к персоналу Каждый работник предприятия должен иметь необходимую квалификацию, знать свои должностные обязанности и порядок их выполнения. Для этого следует документально оформить квалификационные требования к персоналу, ограничения на допуск к отдельным видам работ по состоянию здоровья, обязательства персонала по неукоснительному выполнению требований внутреннего распорядка и инструкций. Права, обязанности и ответственность работника регламентируются должностными и другими инструкциями. Каждый работник должен дать письменное обязательство выполнять требования документации и внутреннего распорядка в соответствии со своей должностной инструкцией и быть письменно предупрежден об ответственности за их нарушение. На предприятии следует вести контроль нарушений требований внутреннего распорядка и инструкций с регистрацией замеченных нарушений. 9.3 Подготовка персонала Каждый работник, занятый в производстве, складском хозяйстве, службе контроля качества, инженерных и вспомогательных службах, обеспечивающих выпуск лекарственных средств, должен иметь необходимое образование, специальную подготовку и опыт работы. Наряду со специальной подготовкой особое внимание следует уделять обучению персонала работе в соответствии с ГОСТ Р 52249, знанию и выполнению должностных и других инструкций. Обучение работе в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52249 подразделяется на первоначальное и повторно-периодическое. Целью первоначального обучения является подготовка персонала к выполнению обязанностей в полном объеме, а также формирование у каждого работника понимания: - специфики производства лекарственных средств и их прямого влияния на безопасность (жизнь и здоровье) населения; - необходимости гарантирования качества лекарственных средств за счет надлежащей организации и технологии производства; - необходимости точного выполнения требований инструкций и других документов; - личного влияния каждого работника на качество лекарственных средств; - ответственности каждого работника за качество лекарственных средств. Целью повторно-периодического обучения является постоянное поддержание и обновление знаний работников. При внедрении новых технологий, оборудования, методик и пр. проводится специальное обучение. При обнаружении несоответствий продукции или процессов установленным требованиям проводится внеочередное обучение. На предприятии следует иметь подразделение (лицо), отвечающее за подготовку персонала, организацию обучения и проведение аттестации персонала. Следует разработать и документально оформить систему обучения персонала, включающую в себя требования к различным категориям работников, программы и графики обучения и порядок аттестации. Программы обучения следует систематически пересматривать и обновлять с учетом развития предприятия, освоения новых видов продукции, технологических процессов и оборудования и изменения нормативных документов. Первоначальное и повторно-периодическое обучение выполняются по отдельным программам. Обучение может проводиться как силами предприятия, так и с привлечением сторонних организаций. На предприятии следует подготовить нескольких сотрудников, проводящих обучение по специальной программе, составленной с учетом требований ГОСТ Р 52249. Сторонние преподаватели и консультанты должны иметь необходимую квалификацию и опыт работы. Следует регистрировать дату проведения занятий (консультаций), тему и данные о преподавателе или консультанте (имя, место работы, адрес, квалификацию). Руководители и ведущие специалисты обязаны систематически повышать свою квалификацию, иметь общую подготовку по ГОСТ Р 52249 и знать последние достижения в своей области. 9.4 Аттестация персонала Для подтверждения квалификации работников следует проводить их аттестацию (первоначальную и повторно-периодическую). Лица, не прошедшие обучение и аттестацию в установленном порядке, не допускаются к выполнению работ, связанных с производством и контролем качества лекарственных средств. 9.5 Обязанности персонала Персонал обязан выполнять возложенные на него функции в соответствии с должностными инструкциями. Особое внимание следует уделять персональной ответственности сотрудников за точное выполнение требований инструкций, правил поведения, личной гигиены, по поддержанию чистоты, обращению с технологической одеждой, входу и выходу в производственные и другие помещения. Передвижения персонала по предприятию ограничиваются пределами необходимости. В чистые помещения, склады, зоны карантинного хранения и аналогичные помещения допускаются только лица, работающие в них или выполняющие контрольные и обслуживающие функции. Иные лица допускаются только с письменного разрешения руководства предприятия. 9.6 Состояние здоровья персонала Лица с признаками хронических заболеваний или явными повреждениями кожи, которые могут оказать отрицательное влияние на безопасность и качество продукции, не допускаются к работам, связанным с прямым контактом с исходными и упаковочными материалами, промежуточной и готовой продукцией до получения медицинского заключения. В случае недомогания работник обязан поставить об этом в известность руководство.
Контроль исполнения
Контроль исполнения является важной частью системы обеспечения качества (приложение F). Предметом контроля исполнения являются входящие документы, приказы, распоряжения, поручения, протоколы заседаний, планы организационно-технических мероприятий и пр. (ГОСТ Р 6.30). Данные документы должны быть доведены до сведения всех исполнителей под расписку. Контроль исполнения документов, связанных с обеспечением качества и безопасности продукции, обязателен. Порядок контроля приводится в специальном документе "Система управления документацией". Каждый документ должен содержать: - ясное изложение предмета, подлежащего контролю; - исполнителя (исполнителей, соисполнителей) с указанием структурных подразделений; - срок исполнения; - данные о лице (подразделении), на которое возлагается контроль исполнения; - данные о лице (подразделении), снимающем документ с контроля исполнения; - форму отчета об исполнении (рассмотрение на следующем заседании или диспетчерском совещании, докладная записка и пр.). Исполнители могут быть указаны в резолюции на документе. Указанные документы образуют справочно-информационный банк данных по контролируемым документам.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (437)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |