Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ



2016-09-16 865 Обсуждений (0)
УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Документированная процедура «Управление несоответствующей продукцией» является обязательной для организаций, производящих продукцию. Такие организации, в соответствии с требованиями раздела 8.3 ГОСТ Р ИСО 9001–2000, должны обеспечивать условия, при которых продукция, не соответствующая требованиям, была идентифицирована и управлялась с цель предотвращения ее непреднамеренного использования или поставки.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000–2001 в разделе 3 «Термины и определения» дает четкую формулировку термина «несоответствие» – это «невыполнение требования» (п. 3.6.2). При этом имеется в виду, что это невыполнение требований нормативного документа. Однако далее следует п. 3.6.3, в котором приводится формулировка термина «дефект» – «невыполнение требования, связанного с предполагаемым или установленным использованием». Исходя из смысла приведенных определений, можно сделать вывод о том, что несоответствующая продукция – это продукция, не удовлетворяющая требованиям НД (т.е. произведенная в условиях, не соответствующих нормам, указанным в НД), но которая может быть или доведена до уровня требований НД путем соответствующей переработки (в терминологии ГОСТ Р ИСО 9000–2001 – «переделки»*), или при невозможности таковой отправлена в брак. В последнем случае это будет дефектная продукция, т.е. произведенная в дефектных условиях, когда ее доведение до норм, указанных в НД, невыполнимо по определению.

Различие между понятиями «дефект» и «несоответствие» в трактовке стандарта ГОСТ Р ИСО 9000–2001 является весьма важным, так как имеет подтекст юридического характера, связанный с вопросами ответственности за качество продукции как внутри предприятия-производителя, так и, в особенности, перед заказчиком (потребителем). Следовательно, термин «дефект» следует использовать грамотно и чрезвычайно осторожно.

Несоответствие – это всегда незапланированное отступление от требований спецификаций в отличие от отклонения, показатели которого обычно находятся внутри допустимых по спецификациям интервалов. Таким образом, отличие несоответствия от отклонения заключается в том, что отклонение является запланированным элементом производственного процесса и не требует применения какого-либо корректирующего воздействия.

Так, например, регулировка технологических параметров оборудования, проводимая в рамках, разрешенных технологией, не является поводом для разработки корректирующих действий, так же, как и текущая наладка оборудования, проводимая для устранения отклонений в качестве продукции, выявленных по результатам производственного или лабораторного контроля.

С целью исключения неправильного или расширительного толкования приведенных терминов управления несоответствиями необходимо закрепить их расшифровку в соответствующей НД и обучить персонал правилам их правильной трактовки и применения.

Описание процедур управления несоответствующей продукцией предназначено для:

- того, чтобы в процессе производства и поставки непреднамеренно не могли бы быть использованы сырье, материалы, полупродукты и продукция, не соответствующие установленным требованиям;

- анализа несоответствий и получения данных о качестве для разработки корректирующих и предупреждающих действий;

- разработки и реализации процедур переработки (доработки) несоответствующей продукции;

- утилизации (отбраковки и уничтожения) продукции, признанной несоответствующей и не пригодной для переработки (доработки), т.е. дефектной;

- материального учета несоответствующей продукции и процессов ее переработки или утилизации.

Продукция, признанная несоответствующей, еще до принятия решения о ее последующей судьбе, должна быть немедленно идентифицирована, т.е. ей должно быть присвоено условное обозначение (идентификатор), позволяющее выделить (распознать) ее в однородной массе или однородном массиве для исключения возможности перепутывания. Идентификатор определяют в той же НД предприятия, где описана документированная процедура управления несоответствующей продукцией. Таким идентификатором может быть цветная этикетка (ярлык, стикер и т.д.) или иное принятое в НД различимое обозначение.

Ответственность за выполнение документированной процедуры «Управление несоответствующей продукцией», если организация не предложит иное, обычно возлагается на начальника ООК. Исполнителями процедуры являются сотрудники ОКК. Присвоение несоответствующей продукции статуса дефектной, т.е. брака, требует согласия руководителя организации.

11.1. Порядок действий с несоответствующей продукцией.Этот порядок предусматривает:

- регистрацию отклонения показателей качества продукции от требований спецификаций;

- идентификацию несоответствующей продукции;

- отделение несоответствующей продукции от соответствующей;

- проведение расследования причин и возможных последствий несоответствия;

- принятие решения о дальнейшем использовании несоответствующей продукции;

- действия в случае обнаружения несоответствия после отгрузки продукции заказчику;

- утилизацию и учет несоответствующей продукции.

11.1.1. Регистрация несоответствия. Несоответствие показателей качества продукции от требований спецификаций происходит в процессе производства и обнаруживается при проведении контрольных операций или у заказчика. Все установленные случаи несоответствия качества продукции от требований НД должны быть зарегистрированы и расследованы.

Примечание: Не все случаи обнаружения отклонений в качестве продукции требуют принятия решения о признании продукции несоответствующей нормам НД. Например, в случаях, когда в спецификациях специально устанавливают нормы производственного контроля качества лекарственного средства в более жестких рамках, чем нормы ФСП, с тем, чтобы добиться от персонала умения работать в условиях минимальных интервалов в таких показателях качества, как содержание действующего вещества, время распадаемости или растворимости таблеток, экспозиция продукции при стерилизации и т.д. и т.п.

Регистрации подлежат только отклонения показателей качества продукции или условий ее производства, контроля, хранения, транспортировки и поставки в случае их неоднократного выхода за рамки норм, установленных в НД (в том числе в описании процесса) или же их приближения или вхождения в «зону тревоги» или «зону риска», если таковые установлены требованиями спецификаций. Другими словами, предприятие само в соответствующих стандартах организации (спецификациях) само точно определяет, в каких конкретно случаях отклонения регистрируются, расследуются и корректируются.

Способ и место регистрации отклонения устанавливается в соответствующих спецификациях для каждого вида возможного (прогнозируемого) отклонения.

11.1.2. Идентификация несоответствующей продукции. Вся продукция, признанная несоответствующей требованиям спецификаций, должна быть идентифицирована. Способ идентификации выбирается, исходя из вида продукции, и должен исключать возможность ее непреднамеренного применения. Для идентификации, как правило, используются надписи, этикетки, наклейки (стикеры), бирки, отметки в сопроводительной документации или иное принятое в НД понятное и различимое обозначение.

Способ идентификации должен давать ясное и однозначное представление о статусе продукции. Статус продукции при этом может быть следующим.

а) При контроле серии продукции (входном, операционном-постадийном или готовой продукции) в ОКК обнаружено несоответствие. Способ идентификации статуса до принятия решения о ее дальнейшей судьбе:

- до завершения всех предусмотренных НД процедур расследования несоответствия укрепление на всех упаковках продукции (полупродуктов) данной серии этикеток с надписью, например, «Карантин несоответствия» или «Контроль несоответствия» с указанием должностного лица, присвоившего этот статус, даты и времени его присвоения;

- внесение соответствующих отметок в карточки складского учета;

- внесение необходимых записей в другие внутренние документы организации, если это определено НД на несоответствующую продукцию;

- другой способ.

Примечание: Отделение несоответствующей продукции по месту также является одним из способов идентификации и заключается в помещении идентифицированной несоответствующей продукции в специально отведенное промаркированное место. В случаях, когда трудоемкость отделения несоответствующей продукции слишком высока, допускается ограничиться только отчетливой визуальной идентификацией такой продукции.

б) Продукция признана несоответствующей, подлежащей переработке (переделке). Способ идентификации статуса:

- удаление со всех упаковок серии несоответствующей продукции этикеток предыдущего статуса, т.е. идентифицирующих карантинный статус ее несоответствия;

- немедленное укрепление на всех упаковках серии продукции, подлежащей переработке, этикеток с надписью, например, «Несоответствующая продукция, подлежащая переработке»;

- внесение необходимых записей во все внутренние документы организации, прослеживающие дальнейшую технологическую судьбу несоответствующей продукции, подлежащей переработке, в том числе и предусматривающей присвоение ей очередного номера производственной серии;

- внесение при необходимости записей в карточки складского учета;

- другой способ;

в) Продукция признана дефектной (браком) и подлежит утилизации (уничтожению или возвращению поставщику). Способ идентификации статуса:

- удаление со всех упаковок серии несоответствующей продукции этикеток предыдущего статуса, т.е. идентифицирующих карантинный статус ее несоответствия;

- немедленное укрепление на всех упаковках серии дефектной продукции, подлежащей уничтожению или возврату, этикеток с надписью, например, «Брак, подлежит уничтожению» или «Брак, подлежит возврату поставщику»;

- перемещение всей серии дефектной продукции в промаркированную зону брака;

- внесение соответствующих записей во внутреннюю документацию организации, включая карточки складского учета и бухгалтерскую документацию;

- другой способ.

11.1.3. Отделение несоответствующей продукции от соответствующей. Процедуры описаны в п. 11.1.2.

11.1.4. Проведение анализа причин и возможных последствий несоответствия. Принятие решения о проведении анализа (расследования) обнаруженного несоответствия, устранения его причин и последствий, осуществляется в соответствии с нормативной документацией организации, где указываются типовые виды несоответствий и ответственные за проведение анализа по каждому из них. Подробно описывается порядок расследования и приводятся названия всех документов, где это расследование регистрируется.

11.1.5. Принятие решения о дальнейшем использовании несоответствующей продукции. Рекомендации по результатам анализа и принятое решение о дальнейшем использовании продукции ответственный за проведение анализа оформляет «Протоколом анализа отклонения» или «Решением по проведенному расследованию причин несоответствия спецификации» или иным соответствующим документом с последующим «Уведомлением об отклонении от правил GMP» руководителя подразделения, в котором имело место несоответствие, а также его непосредственного начальника для принятия соответствующих мер. Как правило, рекомендации по проведенному расследованию выдает начальник ОКК, решение о дальнейшем использовании несоответствующей продукции принимает начальник ООК. Окончательное решение о переводе продукции в категорию брака, как уже отмечалось, принимает руководитель организации; он же санкционирует списание забракованной продукции, взыскание с виновных убытка и т.д.

После исправления (переделки) несоответствующей продукции последняя должна быть подвергнута повторной верификации, т.е. тестированию по всем показателям качества, заложенным в спецификациях на нее.

На основе результатов расследования несоответствия формируются предложения по корректирующим и предупреждающим действиям, которые являются самостоятельными документированными процедурами, как того требует ГОСТ Р ИСО 9000–2000, и направлены наустранение причины несоответствия и предотвращение повторного возникновения события.

11.1.6. Действия в случае обнаружения несоответствия после отгрузки продукции заказчику. В случае обнаружения самим предприятием-производителем несоответствия продукции после ее поставки заказчику должны быть описаны действий о немедленной идентификации такой продукции, оповещении заказчика о случившемся, проведении анализа причин и последствий несоответствия и, если это необходимо, замене продукции на соответствующую или возврате ее стоимости.

Примечание: Данные действия описываются для всех случаев выпуска продукции ненадлежащего качества, в том числе, проконтролированной с применением средств измерения, не поверенных или утративших метрологическую точность.

При обнаружении несоответствия продукции заказчиком в процессе хранения, дистрибьюции или применения и предъявления им претензий по качеству (рекламаций), должны быть описаны действия по немедленному получению необходимой информации от заказчика, проведению анализа несоответствия, информации заказчика о результатах анализа по несоответствию и принятом решении и, если это необходимо, проведении замены продукции на соответствующую (или другие действия, согласованные с заказчиком). Все эти действия, а также ответственные за их проведение, рассматриваются в документированных процедурах «Расследование рекламаций» и «Отзыв продукции с рынка». Порядок их рассмотрения описан в разделе 8 «Рекламации и отзыв продукции» ГОСТ Р 52249–2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств».

11.1.7. Утилизация несоответствующей продукции. Под утилизацией несоответствующей продукцией, в соответствии с терминологией стандарта ГОСТ Р ИСО 9000–2000, понимают действие, предпринятое для предотвращения ее первоначального предполагаемого использования. Поскольку первоначально предполагаемым использованием лекарственного средства является оказание лечебного действия при его приеме, то предотвращением этого действия является отбраковка и уничтожение несоответствующей продукции в случае, когда она не может быть переработана или когда ее переработка невыгодна экономически.

Уничтожение несоответствующей продукции должно быть произведено не позднее 10 дней со дня получения соответствующей санкции руководства организации специально созданной приказом руководства комиссией, в состав которой обязательно должен быть включен сотрудник ООК, а также руководитель подразделения* (цеха, участка, смены), где брак был произведен. Уничтожение может быть осуществлено в соответствии с Инструкцией о порядке уничтожения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ №382 от 15 декабря 2002 г.

В ряде случаев региональные администрации в рамках мероприятий по организационному обеспечению процесса уничтожения ЛС определяют предприятия, осуществляющие уничтожения лекарственных средств в централизованном порядке. В этих случаях такая работа для организации может быть осуществлена по контракту под надзором региональной комиссии.

11.2. Экономика несоответствий. Экономические службы организации учитывают брак (потери от брака) с целью анализа эффективности производства, рассчитывая абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на производства всей (серии) забракованной продукции с учетом расходов на ее утилизацию. Относительные показатели потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака к производственной себестоимости товарной продукции, в нашем случае – лекарственных средств. К упущенной выгоде в соотносимых показателях должно быть также отнесено время, затраченное на производство забракованной продукции, которое в случае доброкачественной работы могло бы быть использовано для получения продукции, соответствующей требованиям спецификаций.

Экономика несоответствий является важным и эффективным инструментом в руках администрации для борьбы с браком, бракоделами любого уровня, а также формирования мотивации бездефектной работы.

 



2016-09-16 865 Обсуждений (0)
УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УПРАВЛЕНИЕ НЕСООТВЕТСТВУЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (865)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)