Конституционно-правовые нормы
Норма права -это общеобязательное правило поведения установленное государством и обеспечивающего его убедительными силами. Норма права носят общий характер, не индевидуальный. Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу ( условие, при котором применяется норма права), диспозицию (само правило поведения, определяющий порядок действия) и санкцию ( меры, применяемые за невыполнение либо нарушения требования нормы права) в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.). Норма конституционного права - нормы, с помощью которых регулируют правовые отношения. Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев. В зависимости от объема нормативности, функциональной роли: 1. исходные (отправные) нормы —это те нормы, из которых проистекают все другие юридические нормы. Их специфика выражена в диспозиции (например, «Президент Российской Федерации является главой государства» — ст. 80 Конституции РФ) 2. нормы-начала,в них закрепляются основные права и свободы человека. Выделяют: 1 нормы-дефиниции,которые закрепляют в обобщенном виде юридические термины, в данном случае признаки того или иного конституционного понятия (например «избирательное объединение», «политическая партия» и др.). В крупных законодательных актах такие нормы группируются в специальном разделе (главе, статье), как правило, называющемся «общие положения»; 2 нормы-принципы:в них сформулированы общие или отраслевые правовые принципы и задачи данной совокупности юридических норм; 3 определительно-установленныенормы, которые содержатся в преамбулах Конституции РФ и законодательных актов. Они, например, фиксируют важнейшие факты из национальной истории, поворотные события в жизни страны и не могут быть изменены или отменены без применения установленного порядка внесения поправок и изменений в Конституцию РФ или в законодательный акт; 4 нормы-правила поведения (нормы-предписания): • регулятивные нормы, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия; • охранительные нормы, определяющие условия применения мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. По предмету правового регулирования, то есть по кругу блоков общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Это нормы, регулирующие: •основы конституционного строя - Глава 1 Конституции РФ; • основные права и свободы, обязанности человека и гражданина - Глава 2 Конституции РФ • федеративное устройство Российской Федерации Глава 3 Конституции РФ; • основы организации и деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти Глава 5 Конституции РФ; • основы организации и деятельности местного самоуправления Глава 8 Конституции РФ. По юридической силе, то есть в зависимости от вида нормативного правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права и места, которое она занимает в иерархии норм Конституции РФ. 1.нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных правовых актах, но и в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ 2. нормы, зафиксированные в гл. 3–8 Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ 3. нормы конституционного права, закрепленные в Федеральных конституционных законах, в федеральных законах, идут вслед за нормами Конституции РФ, после них на федеральном уровне следуют конституционно-правовые нормы, закрепленные в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных источниках конституционного права. По территории действия различают следующие виды норм: 1. общефедеральные, то есть действующие на всей территории Российской Федерации; 2. действующие на территории отдельного субъекта РФ; 3. локальные (действующие в масштабе отдельно взятого муниципального образования). По назначению в механизме правового регулирования: 1.Материальные нормы отвечают на вопрос, что регулируется, и закрепляют меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности являются:основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов. 2. Процессуальные нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального права. В качестве примеров можно назвать большую часть норм о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе. Так, в Конституции РФ записано, что Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ заседают раздельно (ч. 1 ст. 100 Конституции РФ). По характеру правового предписания выделяют: 1. Императивные и директивные нормы, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (например, норма ч. 1 ст. 50 Конституции РФ запрещает повторное осуждение за одно и то же преступление). 2. Диспозитивные нормы, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом выбора одного из действий, предусмотренных в данной норме (например, норма ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусматривает возможность прохождения альтернативной гражданской службы вместо несения военной службы). По форме выражения диспозиции конституционно-правовой нормы: 1. Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений право совершать действия в целях удовлетворения своих интересов. Это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ и др.), права и свободы человека и гражданина (например, норма ч. 2 ст. 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»). Таким образом, в этих нормах используются следующие слова: «вправе», «имеет право», «разрешается» и т. п. 2. Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права. Примером обязывающих конституционных норм являются: норма ст. 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»; норма ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Как видно из этих примеров, в предписаниях такого рода используются слова «обязан», «необходимо», «должен» и т. п. 3. Запрещающие нормы запрещают совершать определенные действия. В форме запретов фиксируется, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ «никто не может присваивать власть в РФ» (ч. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6) и др. По времени действия: 1. Постоянные нормы, то есть действующие в течение неопределенного времени. 2. Временные нормы: • нормы конституционного права, выраженные в актах временного действия, в переходных положениях конституций и др. (например, п. 6 заключительных и переходных положений Конституции РФ: «Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел»); • действующие лишь в определенные периоды времени, например при чрезвычайном или военном положении.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |