Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционные принципы российского федеративного устройства



2016-09-16 611 Обсуждений (0)
Конституционные принципы российского федеративного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




«Территориальное устройство – внутреннее административно-территориальное либо национально-территориальное деление государства, а так же разграничение властных полномочий между центральной, региональной и местной властью.

Империя

Федерация – сложное государство, территориальные единицы которого обладают ограниченной самостоятельностью, предоставленной им из федерального центра и закрепленная в федеральной Конституции.

Признаки федерации:

· Территория федерации состоит из территорий субъекта и федеральных территорий;

· На территории субъектов действует сложная правовая система, определенная сочетанием правовых актов субъекта и актов федерации;

· Субъекты имеют свой системы органов государственной власти, а также актов субъектов (Конституции и уставы) (свою законодательную, судебную, исполнительную власть);

· Имеют свои правовые системы и законодательство;

· Субъекты федерации не могут выйти из состава федерации, а сама федерация не может быть расторгнута по инициативе субъектов федерации.

Виды Федерации:

1. а) Симметричные (статус субъектов равен);

б) Ассиметричные (статус субъектов разный);

2. а) Территориальные;

б) Национальные.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

В Российской Федерации сложное государственное устройство - федерация. Субъекты РФ – части территории России, которые обладают собственным правовым статусом (есть разделение властей, конституция или уставе, законодательство). Перечень субъектов закреплен в ст. 65.

Виды субъектов:

· Республики (22);

· Края (9);

· Области (46);

· Города федерального значения (3);

· Автономная область (1);

· Автономные округа (4).

Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.

Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность объединения наций и народностей.

2. Суверенность и равноправие наций.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации.

5. Государственная целостность Российской Федерации.

6. Разграничение предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации.

1. Добровольность объединения наций и народностей в федеративное государство. Этот принцип построения Российского государства формировался исторически.

Добровольность объединения наций и народностей в Российской Федерации подтверждается содержанием Преамбулы Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы документов, составляющих Федеративный договор, подписанных представителями субъектов Федерации.

2. Равноправие наций проявляется также в конституционном закреплении положения о том, что "во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны" (ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно Конституции РФ, все субъекты имеют равный статус в Федерации, равный круг полномочий.

3. Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство.

Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Россия обладает всеми признаками Федерации: наличием федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в Федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и т.д. Вместе с тем Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется в том, что, суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России исторически обусловил существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов.

Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью Федерации.

4. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов Федерации. В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашел свое воплощение национально-территориальный принцип.

Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.

По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.

5. На обеспечение государственной целостности направлены положения Конституции РФ о том, что на ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74); устанавливается единая денежная единица - рубль, единая система налогов и сборов на всей территории Федерации (ст. 75); закрепляется верховенство федерального законодательства; устанавливается единая система исполнительных органов государственной власти (ст. 77).

6. Разграничение предметов ведения и полномо-чий Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

7. Равноправие субъектов Федерации. Этот принцип вытекает из более общего принципа национально-государственного устройства Российской Федерации, суверенности и равноправия наций. Анализируя сущность принципа равноправия субъектов Федерации, необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны".

В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.

В завершении вопроса необходимо отметить, что Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения. (Глава 3 Конституции РФ)



2016-09-16 611 Обсуждений (0)
Конституционные принципы российского федеративного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционные принципы российского федеративного устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)