Практическая работа №3
«Решение задач на энергетический и пластический обмен»
Цель: проверить, закрепить знания об обмене веществ и энергии в организме и в клетке. Вариант №__
Контрольные вопросы: 1. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________
2. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________
3. __________ ____ ____________ ____________
4. __________ ____ ____________
5. __________ ____ ____________ _____________________ гр.___13 Практическая работа №4
«Решение задач на транскрипцию и трансляцию» Цель: проверить, закрепить знания о синтезе белка.
Вариант №__ Задача №1 _____________
Задача №2 ______________________________
Задача №3 ____________________________
Задача №4 ___________
Задача №5 ___________ Контрольные вопросы: 1. __________ __________ 2. __________ __________ 3. __________ __________ 4. __________ __________ 5. ____________________ __________ _____________________ гр.___14 Лабораторная работа № 4 ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И КРИВОЙ Цель: изучить изменчивость у растений на примере листьев ивы, составить вариационный ряд, и построить вариационную кривую. Оборудование: линейки; листья лавра благородного, дуба, рябины, липы, ивы и т. д. — не менее чем по 100 единиц. Краткий теоретический материал Модификационная изменчивость— массовое явление: изменения наблюдаются не у одного организма, а у группы. Всю группу объектов, которая подлежит изучению, называют генеральной совокупностью. Часто бывает затруднительно или вообще невозможно ее изучить. В таком случае изучают часть особей — выборочную совокупность, на основании которой дают общую характеристику. Выборку необходимо брать из однородного материала и без специального отбора, так чтобы она отражала генеральную совокупность. В зависимости от характера варьируемого признака модификационная изменчивость бывает качественной и количественной. При качественной изменчивости разница между объектами выражается качественным показателем, который у одних объектов присутствует, а у других нет. Например, пыльцевые зерна жизнеспособны (фертильны) и нежизнеспособны (стерильны), растения болеют определенной болезнью или нет, и т. д. Количество объектов с определенной качественной оценкой обычно выражается в процентах. Количественная изменчивость характеризуется степенью выраженности признака. Она подразделяется на прерывистую (дискретную) и непрерывную. В первом случае признаки выражаются в целых абстрактных числах, между которыми нет переходов (количество листьев на растении, количество колосков в колосе и т. д.). Во втором случае варьируемые признаки измеряются единицами, между которыми возможны переходы (масса, длина, толщина и т. д.). Объективную характеристику количественной изменчивости можно дать лишь при использовании статистического метода исследования: составления вариационного ряда и обработки его параметров. Отдельное значение признака, который варьирует, в вариационной статистике принято называть варианта (ее обычно обозначают буквой х). Число, которое обозначает, сколько раз повторяется варианта, называется частотой встречаемости варианты — р. Число особей, входящих в исследуемую группу (объем совокупности), обозначают через п. Совокупность может быть представлена как ряд вариант: х,; х2; х3; х4 ... я. ... хп, где х1 — любая варианта; хп -последняя варианта. Минимальная (xшin) и максимальная (xmах) варианты совокупности служат пределами вариации. Расположение вариант совокупности по степени возрастания или убывания признака, от xmin до xшах или наоборот, составляет вариационный ряд. Например, при изучении числа лопастей листьев дуба получены следующие первичные данные: 7, 8, 12, 10, 9, 13, 11, 12, 8, 10, 15 и т. д. Если определить наименьшую и наибольшую варианты и распределить все варианты в возрастающем порядке (от наименьшей к наибольшей), получим вариационный ряд, который будет иметь вид: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15. При построении вариационной кривой на оси абсцисс откладывают средние значения классов (или варианты), а на оси ординат — частоту встречаемости вариант. Основные показатели ряда варьируемого признака — средняя арифметическая х и среднее квадратичное отклонение а. Средняя арифметическая определяется по формуле: Xср. = Σ хi/n Средняя арифметическая дает общее представление о группе объектов, но она не раскрывает степени варьирования изучаемого признака. Средние арифметические могут быть одинаковыми для двух групп объектов в том случае, когда между ними есть существенная разница. Cредней арифметической недостаточно для характеристики совокупности, поскольку ее главной особенностью является разнообразие членов. Для определения изменчивости совокупности можно использовать вариационный размах, т. е. разницу между максимальной и минимальной вариантами. Но данная величина непостоянна и с увеличением объема выборки может изменяться. Поэтому необходим показатель, с помощью которого можно было бы обобщить изменчивость всех вариант. Таким показателем является среднее квадратичное отклонение.
Ход работы 15 1. Изучите предложенные объекты одного вида. Измерьте их величину или число каких-либо деталей строения, массу, длину органа и т. п. у 25 экземпляров предложенного преподавателем объекта (один объект изучает группа учащихся из 4 человек). 2. Полученные данные занесите в таблицу: (Признак, вид организма)
3. Совместно с другими участниками группы, изучающей такой же признак, выявите минимальное и максимальное значение измеряемого признака, определите размах его изменчивости (из максимального значения вычитают минимальное). Размах изменчивости признака: _____ Разделите полученную величину на 10, чтобы получить классы величин для разности полученных данных. Величина классового интервала равна: _____ Определите границы 10 классов. Составьте вариационный ряд. Данные запишите в таблицу. Данные для вариационного ряда
4. Изобразите полученный вариационный ряд в виде вариационной кривой.
5. Вычислите среднюю арифметическую изучаемого признака - _________________________ _____________
6. Сделайте вывод о распределении особей по данному признаку в выборке (каких особей в выборке больше, а каких меньше). Вывод:______ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ Дополнительное задание: Опросите учащихся всех групп вашего курса о размерах их обуви или одежды. Составьте вариационные ряды и вариационные кривые по материалам опроса (отдельно для девочек и мальчиков). Сделайте вывод о том, насколько в промышленности и торговле учитываются закономерности изменчивости количественных признаков людей.
Вариационный ряд: _____________________________ ____________ ____________ ____________ ____________
Вариационная кривая:
____________________ гр.___17
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2101)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |