Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа №3



2016-09-16 2101 Обсуждений (0)
Практическая работа №3 0.00 из 5.00 0 оценок




 

«Решение задач на энергетический и пластический обмен»

 

Цель: проверить, закрепить знания об обмене веществ и энергии в организме и в клетке.

Вариант №__

 

№ вопроса
№ ответа                              

 

 

Контрольные вопросы:

1. __________

________________________

____________

____________

____________

 

2. __________

________________________

____________

____________

____________

 

3. __________

____

____________

____________

 

4. __________

____

____________

 

5. __________

____

____________

_____________________ гр.___13

Практическая работа №4

 

«Решение задач на транскрипцию и трансляцию»

Цель: проверить, закрепить знания о синтезе белка.

 

Вариант №__

Задача №1

_____________

 

Задача №2

______________________________

 

Задача №3

____________________________

 

Задача №4

___________

 

Задача №5

___________

Контрольные вопросы:

1. __________

__________

2. __________

__________

3. __________

__________

4. __________

__________

5. ____________________

__________

_____________________ гр.___14

Лабораторная работа № 4 ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ, ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И КРИВОЙ

Цель: изучить изменчивость у растений на примере листьев ивы, составить вариационный ряд, и построить вариационную кривую.

Оборудование: линейки; листья лавра благородного, дуба, рябины, липы, ивы и т. д. — не менее чем по 100 единиц.

Краткий теоретический материал

Модификационная изменчивость— массовое явление: изменения наблюда­ются не у одного организма, а у группы. Всю группу объектов, которая подле­жит изучению, называют генеральной совокупностью. Часто бывает затрудни­тельно или вообще невозможно ее изучить. В таком случае изучают часть особей — выборочную совокупность, на основании которой дают общую харак­теристику. Выборку необходимо брать из однородного материала и без специ­ального отбора, так чтобы она отражала генеральную совокупность.

В зависимости от характера варьируемого признака модификационная из­менчивость бывает качественной и количественной. При качественной измен­чивости разница между объектами выражается качественным показателем, ко­торый у одних объектов присутствует, а у других нет. Например, пыльцевые зерна жизнеспособны (фертильны) и нежизнеспособны (стерильны), растения болеют определенной болезнью или нет, и т. д. Количество объектов с опреде­ленной качественной оценкой обычно выражается в процентах. Количествен­ная изменчивость характеризуется степенью выраженности признака. Она под­разделяется на прерывистую (дискретную) и непрерывную. В первом случае признаки выражаются в целых абстрактных числах, между которыми нет пере­ходов (количество листьев на растении, количество колосков в колосе и т. д.). Во втором случае варьируемые признаки измеряются единицами, между кото­рыми возможны переходы (масса, длина, толщина и т. д.).

Объективную характеристику количественной изменчивости можно дать лишь при использовании статистического метода исследования: составления вариа­ционного ряда и обработки его параметров.

Отдельное значение признака, который варьирует, в вариационной статис­тике принято называть варианта (ее обычно обозначают буквой х). Число, которое обозначает, сколько раз повторяется варианта, называется частотой встречаемости варианты — р. Число особей, входящих в исследуемую группу (объем совокупности), обозначают через п. Совокупность может быть представ­лена как ряд вариант: х,; х2; х3; х4 ... я. ... хп, где х1 — любая варианта; хп -последняя варианта.

Минимальная (xшin) и максимальная (xmах) варианты совокупности служат пределами вариации.

Расположение вариант совокупности по степени возрастания или убывания признака, от xmin до xшах или наоборот, составляет вариационный ряд. Напри­мер, при изучении числа лопастей листьев дуба получены следующие первич­ные данные: 7, 8, 12, 10, 9, 13, 11, 12, 8, 10, 15 и т. д. Если определить наименьшую и наибольшую варианты и распределить все варианты в возраста­ющем порядке (от наименьшей к наибольшей), получим вариационный ряд, который будет иметь вид: 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15.

При построении вариационной кривой на оси абсцисс откладывают средние значения классов (или варианты), а на оси ординат — частоту встречаемости вариант.

Основные показатели ряда варьируемого признака — средняя арифметичес­кая х и среднее квадратичное отклонение а. Средняя арифметическая опреде­ляется по формуле:

Xср. = Σ хi/n

Средняя арифметическая дает общее представление о группе объектов, но она не раскрывает степени варьирования изучаемого признака. Средние ариф­метические могут быть одинаковыми для двух групп объектов в том случае, когда между ними есть существенная разница. Cредней арифметичес­кой недостаточно для характеристики совокупности, поскольку ее главной осо­бенностью является разнообразие членов.

Для определения изменчивости совокупности можно использовать вариаци­онный размах, т. е. разницу между максимальной и минимальной вариантами. Но данная величина непостоянна и с увеличением объема выборки может изме­няться. Поэтому необходим показатель, с помощью которого можно было бы обобщить изменчивость всех вариант. Таким показателем является среднее квадратичное отклонение.

 

Ход работы 15

1. Изучите предложенные объекты одного вида. Измерьте их величину или число каких-либо деталей строения, массу, длину органа и т. п. у 25 экзем­пляров предложенного преподавателем объекта (один объект изучает группа уча­щихся из 4 человек).

2. Полученные данные занесите в таблицу:

(Признак, вид организма)

 

№ экз.
Величина признака                                                  

 

3. Совместно с другими участниками группы, изучающей такой же признак, выявите минимальное и максимальное значение измеряемого признака, опре­делите размах его изменчивости (из максимального значения вычитают минимальное).

Размах изменчивости признака: _____

Разделите полученную величину на 10, чтобы получить классы величин для разности полученных данных. Величина классового интервала равна: _____

Определите границы 10 классов. Составьте вариационный ряд. Данные за­пишите в таблицу.

Данные для вариационного ряда

X - длина листа              
р - частота встречаемости              

 

 

4. Изобразите полученный вариационный ряд в виде вариаци­онной кривой.

 

5. Вычислите среднюю арифметическую изучаемого признака - _________________________

_____________

 

6. Сделайте вывод о распределении особей по данному признаку в выборке

(каких особей в выборке больше, а каких меньше).

Вывод:______

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

____________

Дополнительное задание:

Опросите учащихся всех групп вашего курса о размерах их обуви или одежды. Составьте вариационные ряды и вариационные кривые по матери­алам опроса (отдельно для девочек и мальчиков). Сделайте вывод о том, насколько в промышленности и торговле учитываются закономерности из­менчивости количественных признаков людей.

 

Вариационный ряд: _____________________________

____________

____________

____________

____________

 

Вариационная кривая:

 

 
 

 


____________________ гр.___17



2016-09-16 2101 Обсуждений (0)
Практическая работа №3 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа №3

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2101)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)