Практическая работа 10
«Решение задач на составление и анализ цепей питания» Цель:изучить закономерности переноса вещества и энергии в экосистемах.
Оборудование:карточки с перечнем видов живых организмов (например: леопард, газель, трава; орёл, заяц, клевер; уж, лягушка, зелёный кузнечик, трава и т.д.). Ход работы
1. Изучите предложенный Вам перечень видов живых организмов. Определите, к какой функциональной группе в экосистеме принадлежит каждый организм (продуценты, консументы, редуценты).
Продуценты –– автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических (в основном растения). Консументы –– гетеротрофные организмы, растительноядные и плотоядные потребители готового органического вещества (преимущественно животные). Редуценты –– гетеротрофные организмы, разрушающие остатки мёртвых растений и животных и превращение их в минеральные соединения (бактерии, грибы и др.), используемые продуцентами.
На основании этого составьте цепи питания. Отметьте количество звеньев в каждой из них. 1. ________ 2. ________ 3. ________
2. Дополните схемы следующих цепей питания:
а) тимофеевка луговая à ________________ à ________________ à_______________ ( ___________________ ) б) опавшая листва à __________________ à _________________ à _______________ ( ___________________ )
Определите и укажите в скобках, к какому типу относятся эти цепи (пастбищная, пищевая цепь леса, водоёма, поля и т.д.).
3. Составьте одну из пяти предложенных цепей питания (по указанию преподавателя по вариантам). Все эти цепи питания должны начинаться с растений или мёртвых органических остатков (детрита). Промежуточным звеном · в первом случае должен быть дождевой червь, · во втором – личинка комара в пресном водоёме, · в третьем – комнатная муха, · в четвёртом – личинка майского жука, · в пятом – инфузория-туфелька. Все цепи должны заканчиваться человеком. 3.1. _______ 3.2. _______ 3.3. _______ 3.4. _______ 3.5. _______
4. На основании данных составленной Вами пастбищной цепи питания (пункт 2.) постройте пирамиду энергии по правилу десяти процентов, если известно, что на первом трофическом уровне использовано 1500 кДж энергии. _______ _______ _______ _______
5. Используя схему цепи питания: дуб (1)à растительноядные насекомые (1000) à насекомоядные птицы (100) à хищная птица (10), составьте пирамиду чисел. _______ _______ _______ _______
Не противоречит ли вид построенной пирамиды правилу десяти процентов? Свой ответ обоснуйте.__ ______________ ______________
6. Сделайте вывод о закономерности переноса вещества и энергии в цепях питания. Вывод:_______ Контрольные вопросы: 1. _______ ___________ ___________ 2. ________ ___________ ___________ 3. _______ ___________ ___________ 4. _______ ___________ ___________ 5. _______ ___________ ___________ _____________________ гр.___31 Практическая работа №11
“Решение задач на построение и анализ экологических пирамид, правило 10%”
Цель:научить применять знания для решения экологических задач.
Вариант №__
Задачи: 1. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ __________
2. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________ ________ _________ _____________ ________ ________
3. __________ ____ ____________ ____________ ________ ________ ________ _________ _________ _________
4. __________ ____ ____________ ________ ________ _________ ________ _________ ___________ ________ __________
5. __________ ____ _________ ________ ________ _________ _________ ___________ ________ _________ ____________ ________________________
Дополнительные задания: __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ __________ ____________________ _____________________ гр.___33
Практическая работа №12
“Решение задач на балансовое равенство в экосистеме”
Цель работы:закрепить знания о движении вещества и энергии в экосистемах, цепях и сетях питания, трофических уровнях, экологических пирамидах, круговороте веществ и потоке энергии в экосистемах, продуктивности биоценозов; научиться применять знания для выявления взаимосвязи и взаимодействия организмов, видов, популяций, экосистем, с целью установления закономерностей переноса вещества и энергии в экосистемах.
Вариант №__
Задачи: 1. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ __________
2. __________ ________________________ ____________ ____________ ____________ ________ _________ _____________ ________ ________
3. __________ ____ ____________ ____________ ________ ________ ________ ________34 _________ _________
4. __________ ____ ____________ ________ ________ _________ ________ _________ ___________ ________ __________
Контрольные вопросы: 1. __________ __________ __________ __________
2. __________ __________ __________ __________
3. __________ __________ __________ __________
4. __________ __________ __________ __________ __________ __________
_____________________ гр.___35 Лабораторная работа № 6
ВЫЯВЛЕНИЕ АРОМОРФОЗОВ И АЛЛОМОРФОЗОВ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ Цель: выявить ароморфозы и алломорфозы у растений и животных, установить их значение в эволюционном процессе. Оборудование: гербарные материалы растений различных отделов, их рисунки или фотографии; скелеты рыбы и земноводного (лягушки). Ход работы: 1. Рассмотрите растения различных отделов. Выявите наиболее существенные признаки, по которым отличаются друг от друга растения следующих отделов: мхи от водорослей, папоротниковидные от моховидных, голосеменные от папоротниковидных, покрытосеменные от голосеменных. Какие органы появились и какое эволюционное значение это имело? Результаты занесите в таблицу 1. Таблица 1. Ароморфозы у растений
Вывод:_____ 2. Рассмотрите скелеты рыбы и земноводного (лягушки). Отметьте черты усложнения скелета земноводных по сравнению со скелетом рыб. Результаты занесите в таблицу №2. Определите, с чем может быть связано появление новых признаков.
Таблица 2. Ароморфозы у животных Вывод:_____ 3. Сделайте вывод о значении ароморфозов и алломорфозов в эволюционном процессе. Вывод:_______ _____________
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |