Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ



2016-09-16 1346 Обсуждений (0)
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде чем напрямую рассматривать цвет как средство выразительности в художественной литературе, следует определиться со значением понятия «цвет» вообще. Определим самое общее значение данного слова.

«Цвет —качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами. Очень важны такие явления, как … индивидуальные наследственные особенности человеческого глаза… и психики.

Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным. Отсюда следует, что… для каждого наблюдателя истинный цвет — тот, который видит он сам» [21].

«Символ– то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления» [40].

«Символика – 1. Условное значение, придаваемое чему-либо. 2. Совокупность каких-либо символов» [39].

Таким образом, в данном исследовании символика цвета в творчестве В.Н. Набокова будет рассматриваться как совокупность тех значений, которые в творчестве писателя приобретают те или иные цветообозначения.

«Цветовая символика — … обширная область... Бесспорно, что цвета сами по себе имеют свою ценность и могут влиять на человеческую психику...

Несмотря на различие в индивидуальном восприятии различных цветов, древние культуры создали определённые виды цветовых символик в связи с желанием разобраться в мировом разнообразии и обосновать свои принципы миропорядка. В итоге основные цвета неоднократно связывали с основными странами света и элементами Народный язык выработал собственное толкование цветовой символики: красный — любовь, белый — невинность, а чёрный — смерть. Алхимия разработала свою цветовую символику, согласно которой зелёный — это сильный растворитель; а красный и белый образуют дуалистическую систему основополагающих (первичных) элементов мироздания — серы и ртути. У древних майя Центральной Америки стороны света были связаны с различными цветами в следующем порядке: восток — красный, север — белый, запад — чёрный, юг — жёлтый, в то время как в Древнем Китае восток, юг, запад, север и центр соответствовали синему, красному, белому, чёрному и жёлтому цветам. В европейской цветовой символике красные розы означали пылкую любовь, тогда как в Древнем Египте всё красное (цвета охры) считалось угрожающим и опасным» [26].

Из вышеописанного отметим, что восприятие цвета – вопрос сугубо индивидуальный, а обобщение характера цветового восприятия разных людей не может быть вполне объективным и не иметь исключений, хотя стоит отметить, что некоторые сходства в восприятии цвета разными людьми, безусловно, есть.

В художественной литературе, используя для обозначения цветов слова, авторы предлагают реципиентам обобщённое восприятие цвета, порождаемое подталкиваемой автором стандартной и усреднённой ассоциацией, однако цвет в литературе особенный вопрос, так как художественная литература обусловлена определённой системой образов, которые возникают при чтении определённого фрагмента текста, снабжённого неким описанием с указанием цвета. Более того, введение в повествование цвета никогда не бывает бессмысленным. Чаще всего цвет появляется в тексте для характеристики определённого объекта, но часто цвет либо сам является символом чего-то, либо выполняет своего рода вспомогательную функцию относительно предмета, нечто символизирующего.

«Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа и в последнее время — системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далёкие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий — «самый далёкий», а красный — «самый тёплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать её и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона» [38].

«Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7-ми основным планетам: красный — цвет Марса, синий — цвет Венеры, жёлтый — цвет Меркурия, зелёный — цвет Сатурна, пурпурный — цвет Юпитера, оранжевый — цвет Солнца, фиолетовый — цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определённая символика красок, дошедшая до наших дней» [34].

Стоит отметить, что писатель не называет (да и не может назвать) окраску всего без исключения, что он описывает.

«Цветовые эпитеты являются результатом интуитивного художественного отбора. Цветовые эпитеты выполняют в художественной литературе следующие три функции: смысловая (к примеру, розовый цвет лица — признак завидного здоровья персонажа, рыжеватость сапог — свидетельство их поношенности, цвет ассигнации указывает на её достоинство и т.д.); описательная … и эмоциональная, определённым образом воздействующая на чувства. Многоцветье, яркость неизбежно вызывают у читателя ощущение радости, праздничности» [35].

«Определить художественную функцию каждого эпитета, сравнения...– трудная и не всегда благодарная задача. У больших писателей средства выразительности художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако нет сомнения, что, многообразно воздействуя на ум и чувства читателя, мастера слова нередко обращаются и к его цветовому зрению» [35].

Афанасий Фет в своём стихотворении «Язык Цветов», несомненно, относящимся к лирике интимной, высказывает мысль, которую можно избрать в качестве своеобразного девиза данного исследования, в лаконичной форме определяющего его точку отсчёта.

«Каждый цвет уже намёк» [22]...

Обратимся к примерам обобщённых значений цветов, которые, являясь фундаментом данного исследования, необходимы для подтверждения действительного своего многообразия.

Красный цвет. «Напряжение сил, концентрация энергии — тяжёлый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.

Магическое воздействие — привлечение партнёра (любовная магия), обеспечение плодородия, здоровья, защита от злых духов, демонов, сглаза, порчи, болезни…

Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров…

Язык общения с богами и духами — окраска храмов и предметов убранства в них, жертвы храмам и святилищам, изображения богов и святых, сцен из священных книг, религиозных эмблем.

Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.

Знаки и сигналы … (опасности), запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках» [44].

Жёлтый цвет. «Состояния, связанные с позитивной энергетикой: веселье, разрядка напряжённости, радость, праздник, игра, красота.

Магическое воздействие — бессмертие, счастье в браке, лечение болезней, вызывающих желтизну (sic!) тела, знак земли и женского начала инь.

Знак отличия в обществе — одежда и головной убор царя, ритуальная одежда священника, знаки царской и жреческой власти — жезл, держава, крест…

Язык общения с богами и духами — слава, божественная власть, атрибут Аполлона, Зевса, китайских императоров, римских триумфаторов, жертва Аллаху, статуи Будды и его святых, одежда буддийских проповедников и монахов; свет, солнце, Бог, мудрость, праведность.

Язык ритуалов — инициации, праздники, обряды, церемонии.

Знаки и сигналы — предостережение, предупреждение; жёлтое с чёрным — знак запрета, жёлтый в виде золота — знак дороговизны и высокого качества товара.

Негативная символика жёлтого и золота — грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь» [44].

Интересно, что жёлтый цвет совмещает в себе порой совершенно полярные значения, являясь даже символом сумасшествия (жёлтый дом). Но, преобразуясь в золотой, становится торжественным, божественным, ритуальным символом.

Зелёный цвет. «Это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость. Цвет райского сада (Эдема), оазиса в пустыне, мусульманского рая.

Сакральные символы: в Китае — весна, дерево, Юпитер, Зелёный дракон; на Ближнем Востоке — Осирис, Таммуз, …, в Греции — Деметра, Персефона (богини плодородия); в Индии — будды из рода Кармы, а также кармический тип человека. В христианстве — символ земной жизни Христа и святых. В иудаизме — знаки двух колен Израилевых.

Язык общения между людьми: в древнем Риме зелёный цвет в мужской одежде обозначал изнеженность и противоестественные склонности; в новейшее время в Европе — иронию, буффонаду, буржуазность (как осуждаемое свойство).

Магическое воздействие. Лучше всего магическое действие зелёного цвета проявляется в изумруде.

Негативные символы: тление, разложение, демонизм, отвращение, злоба, зависть, тоска, безумие, ужас гибели. Эти значения происходят от цвета плесени, гниющих органических веществ, злобных мифологических животных (змеев, драконов), таинственных обитателей лесов … , глаз хищных ночных животных и птиц, горьких ядовитых трав, а также некоторых отделяемых человека, свидетельствующих о болезни» [44].

Синий цвет. «Символика синего исходит из очевидного физического факта — синевы безоблачного неба. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Сопряженные с ним значения — таинственность, мистицизм, святость, благородство и чистота (духовность), постоянство (в вере, преданности, в любви), совершенство, высокое происхождение (голубая кровь), правосудие (божье дело)» [44].

Синий цвет может также символизировать доброту, верность, постоянство, расположение. Он говорит о глубине чувств человека, его восприимчивости, олицетворяет стремление достичь цельности во всём. Синий цвет означает и полное спокойствие, являясь символом спокойных вод, ровного темперамента, творческого озарения.

«Синим изображают: предметы культа богов в Египте, Древней Греции и Риме (Зевс, Гера, Юпитер, Юнона); … , одежду первосвященника в Скинии; одежды Иисуса и Богоматери в иконописи и живописи; у Псевдо-Дионисия синий обозначает непостижимые тайны. В христианских храмах синие купола символизировали небо, потолки в храмах Древнего Египта — также.

В средневековой Европе синий был цветом костюма рыцаря, желающего продемонстрировать своей даме верность в любви; «синий чулок» — прозвище женщины, занимающейся наукой (возникло в Венеции в ХV веке).

Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к чёрному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и жёлтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего.

В Китае это цвет злобных демонических существ (мифы древнего Китая), в Японии — цвет злодеев и дьяволиц (театр Кабуки).

В мусульманской Индии — цвет печали, траура.

В теле человека синий и голубой хороши только как цвет глаз. Там же, где синий неуместен, он обозначает порок, наркоманию, болезненное состояние от холода, голода и пр.

Несколько иной характер имеет символика голубого. В наше время она то ли сомнительна, то ли откровенно негативна. Чаще всего этим цветом обозначают сентиментальность, эротизм (содомитского толка), маниловщину (пустые мечтания), легкомыслие и беспроблемность (в худшем смысле), мещанство.

Голубой противоположен розовому физически, но тождествен ему символически. Так сходятся крайности» [44].

Белый цвет. «Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия.

Символические значения белого:

1. Полный покой, безмятежность, недеяние, мир, тишина, чистота (саттва), пустота (шунья), целомудрие, девственность, сосредоточенность.

2. Магическое действие — белая одежда и окраска — средство, способствующее очищению, удаче в войне (у примитивных племён), долгой жизни, здоровью, благу.

3. Знак общественного положения — благородство, знатность, величие, благосостояние. Белые одежды египетских фараонов, жрецов Древнего Востока, тоги римских патрициев, платья женщин «из общества» в древности, Средневековье и в другие эпохи; «белые воротнички» — знак интеллигентности, белые костюмы, автомобили, рубашки, интерьеры — знак принадлежности к обеспеченному классу.

4. Язык общения с богами и духами — белые одежды богов, ангелов, святых, праведников в раю, … .

5. Язык ритуалов — белые одежды надевают во время праздников Крещения,Причастия, Рождества Христова, Пасхи, Вознесения, освящения храмов. У примитивных народностей множество ритуалов сопровождается окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц.

6. Знаки и сигналы: в Японии — хризантема, белые аисты и журавли; в Китае — знак Запада, осени и металла; в Индии — «белый образ солнца», цвет касты брахманов; в христианстве — белая лилия, белая роза — символы Девы Марии. Белый флаг — предложение мира. В геральдике белый цвет широко используется как символ.

7. Атрибут высшей красоты

8. Освобождение от оков традиции в искусстве.

9. Негативная символика белого цвета. Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание» [44].

Чёрный цвет. «Символика чёрного у большинства народов в основном негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, колодцев, в глубокой тени скрывается нечто таинственное и опасное. Чёрное делает бессильным зрение человека, что само по себе грозит опасностью.

1. Cмерть, разложение, распад материи, ночь (как время пассивности), печаль, горе.

2. Магический символ: чёрная магия, демонизм, колдовство.

3. Этические характеристики: гордыня, тайная зависть, греховность, злоба, подлость, мстительность. Чёрный — это цвет палачей, убийц, пиратов; известны выражения «чёрная неблагодарность», «чёрная злоба» и т.д [44].

Знакома нам и «чёрная» (равно как и «белая») зависть.

4. Язык общения с богами и духами: чёрный — это цвет Праматери-Земли, обитателей преисподней, демонических существ.

5. Язык ритуалов: похороны, свадьбы, оккультные обряды.

6. Знаки, символы: знак смерти на флагах анархистов, пиратов, знаки неофашистов — свастики, чёрные рубашки; чёрный лоскут в британском суде — знак смертного приговора, траурный костюм в Европе, чёрная ряса — знак монашества.

7. Позитивные значения чёрного: молодость, красота, покой (отдых).

8. Чёрные камни — талисманы»[44].

«Оранжевый, фиолетовый и пурпурный — цвета, промежуточные между основными, соседними в круге. Их значения во многом совпадают со значениями соседних цветов» [44].

Фиолетовый цвет. «Он выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, балансирует между красным и синим, а также между синим и чёрным. Отсюда его семантика и символика. Основные значения: траур, страх, печаль подавленного духа, таинственность (мистика), старость, угасание жизни, трагизм, болезненность, грустные обстоятельства (у немцев), любовная страсть (в средневековой Японии)» [44].

Пурпурный цвет. «Цвет богатства, царственности, высшей красоты. Он был едва ли не самым почётным и прекрасным в греко-римской Античности. У Гомера этот цвет носят герои и боги» [44].

Серый цвет. «Цвет бедности, скуки и тоски, городской тесноты, гнилого тумана. В древности и Средневековье он совершенно не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, цветом несчастья и посредственности. Серо-голубой цвет у древних римлян символизировал зависть. На древнем Востоке посыпали голову пеплом в знак скорби.

В древней русской литературе и фольклоре серый и сизый — эпитеты хищных животных или птиц («серый волк», «сизый орёл»); на эти цвета как бы переходит антипатия, питаемая людьми к этим животным. Серый цвет был отличительным признаком одежды бедного крестьянина (сермяга).

Позитивные значения серого. В эпоху позднего Возрождения серый приобретает ценность. Он становится цветом изящества, элегантности, благородства» [44].

Коричневый цвет. «Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе этот цвет весьма распространён, и во всех природных объектах ценится людьми. Однако в древности и в Средние века этому цвету придавали негативный смысл. В древнем Риме коричневые туники носили рабы или люмпен-пролетарии; для высших классов общества этот цвет был запретным. В культуре Ислама коричневый воспринимается как цвет распада и разложения» [44].

Известно такое определение фашизма, как «коричневая чума».

Как видим, восприятие цвета меняется со временем, оказывается разным у разных народностей; неизменно рядом с понятием «восприятие цвета» находится понятие «субъективность», в связи с чем в ходе данного исследования и будет учитываться не только мировой опыт, но и свойственная людям (в частности – писателям!) субъективность, а также классическая традиция восприятия того или иного цвета с учётом конкретного контекста.

Таким образом, рассмотрев варианты трактовки цветообозначений в мировой культуре, делаем вывод о том, что, если учитывать семантику цветов, их символическое значение, можно получить сведения, углубляющие смысл произведений, детали которых начинают приобретать новый, особенный смысл, причём цвет становится своеобразным символом-лейтмотивом, который помогает понять скрытый символический подтекст той или иной сцены в произведении.

 

ГЛАВА 2



2016-09-16 1346 Обсуждений (0)
ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЦВЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1346)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)