Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О мышлении как функции разума



2016-09-16 446 Обсуждений (0)
О мышлении как функции разума 0.00 из 5.00 0 оценок




Мышление – это явление, феномен человека разумного. Это свойство и информационная функция разума. Явление или свойство – это факт, он просто есть, существует, его нельзя принарядить словосочетаниями типа эффективное или качественное мышление, но у мышления есть разные формы проявления, о чём будет сказано позже. Психологи утверждают, что мышление - это свойство мозга, а не разума, но как это сомнительно. Мышление – это приём, переработка и транслирование информации существующей в виде мыслей и образов. Базисом в мышлении является разум, он и выстраивает мысли как информационные сгустки в цепочку или какую-либо более сложную знаковую структуру, чтобы возник смысл, который можно анализировать и преобразовывать. После того как разум распознает, расшифрует, разложит мысли «по полочкам» и постигнет их смысл, можно начинать манипуляцию с мыслями, т.е. размышлять, обдумывать, сопоставлять, анализировать, делать логические построения, выстраивать аналогии и синтезировать новые мысли с новым смыслом. С момента рождения новых мыслей начинается творчество, т.е. в основе творчества лежит мышление.

Можно ли мышление организовать и избавиться от хаоса мыслей? Это каким-то образом, автоматически выполняет разум, путём просеивания разнотемных роящихся мыслей через какие-то свои фильтры, сортируя по темам первоочерёдности, актуальности и важности, выдавая в сознание своеобразную тематическую подборку по смыслам, т.е. разум по каким-то своим критериям оценки распознаёт нужные или непотребные мысли, своеобразно отделяет «зёрна от плевел» или более современно - от спама. Хаос мыслей витающих в мировом информационном пространстве мешает думать на определённую тему и требует дополнительно к автоматической фильтрации разума сосредоточения внимания и воли личности, чтобы отгонять параллельно входящие в разум или приходящие на ум навязчивые мысли другой тематики, заставляющие отвлекаться от основной мысли. Каждый из людей испытывает нечто подобное и может подтвердить, сколько посторонних мыслей приходит, например, во время чтения или разговора с кем-либо. Это суждение предположительное и таких гипотез множество, каждый чувствует шквал мыслей или нудится отсутствием нужных.

Однако, как функционирует разум на самом деле? Механизм или технологию мышления пока никто не опубликовал. Разум, как «чёрный ящик» на входе поглощает информационные ресурсы в виде смеси чужих мыслей, а на выходе выдаёт мысли, но уже как свой продукт. Кроме чужих мыслей на вход поступает ещё информация от органов чувств и из памяти, а также информация из неизвестных пока нам источников в виде знаний и сведений, например, из ноосферы, космоса или духовного мира. Из всего этого конгломерата разум производит продукт мышления, имеющий и несущий смысл, действительная сущность которого таинственна, ибо этот продукт нематериальный, следовательно, его невозможно исследовать материальными средствами и зафиксировать на материальных носителях.

Является ли понятие мышления аналогичным таким понятиям как обдумывание, осмысливание, рассуждение, сопоставление, анализирование, воображение, мечтание, выдумывание, фантазирование или это специфические функции разума в дополнение к функциям соображения, смекалки, находчивости, изобретательности, креативности и др.? Если это всё синонимы, обозначающие манипуляцию с мыслями и образами, то всё упрощается, а если нет? В толковых словарях эти понятия близки, но нигде не указано, что они не имеют материальной основы и являются духовными явлениями по своей сути.

Если мысли и образы считать своеобразной, специфической информацией, природу которой ещё предстоит открыть, то оперирование ими и есть суть мышления. Работа с информацией всем привычна и обыденна, но информация субстанция нематериальная. Как может материальный мозг работать с нематериальным объектом? Загадка. Тайна.

Мыслями можно оперировать, соотнося их с настоящим, прошлым и будущим, поэтому их можно условно разделить по видам: мысли о прошлом – воспоминания, мысли о будущем – мечтания, воображение, выдумывание, фантазирование, загадывание, мысли теперешние – размышления, рассуждения, осмысливание, обдумывание, соображение, видения. Соотнесение одних видов мыслей с другими – это сопоставление, анализирование, синтезирование, компиляция, отгадывание. Особый вид текущих мыслей – это сотворение, создание или генерация новых мыслей, а также мысли парадоксальные как результат озарения, осенения, догадки, интуитивного пришествия или воспринимаемые как «шепот внутреннего голоса» или «голоса сердца».

Таким образом, оперирование мыслями приведенных видов – это и есть мышление, процесс или механизм мышления, что является синонимами.

Информация является носителем смысла, который служит кодом понимания и постижения. Смысл – категория нематериальная, т.к. его нельзя обнаружить, зафиксировать, измерить, ощутить органами чувств, но можно сохранить в памяти как виртуальный образ, преобразить в мысли и материализовать с помощью речи или письма. Но в результате мыслительных преобразований и высказываний смысл, как и любая информация, может исказиться до неузнаваемости. Отсюда исходит непонимание или разное понимание одного и того же разными людьми, говорящими на одном языке, но абсолютное непонимание, если говорят на разных языках. Феномен разноязычия до конца ещё никто не объяснил, разве что в Библии в фрагменте о строительстве Вавилонской башни.

Музыка – это один из видов информации, но какой у неё смысл? Материального или физического смысла у музыки, как знаковой системы, нет, но есть духовный смысл различной глубины и яркости, вызывающий переживания души с выражением эмоций, столь же глубоких и ярких. Музыкальный язык единый международный в отличие от языков народов мира, почему? Это язык звуковых образов и музыкальное мышление оперирует звуками и музыкальными фразами, которые в таком же виде и сохраняются в памяти. Если музыкальное произведение в форме песни, то текст словесный сочетается с музыкальным, если соблюдены законы звуковой и ритмической гармонии.

Операции с цифрами и знаками, выражаемые математическими формулами, т.е. вычисления, теории, выкладки, доказательства, программы и др. излагаются языком математики – также единым международным языком, несущим своеобразный смысл, понимаемый однозначно специалистами. Все относящееся к материальному миру можно описать языком математики или промоделировать. На этой основе делаются попытки создания материального искусственного интеллекта, но интеллект – понятие духовное, чисто человеческое и в этом нестыковка. Возможны ли искусственные мысли? - вопрос риторический.

Графика – другой вид информации, но у неё какой смысл? Графика тоже искусственная знаковая система, имеющая единое международное значение и понимание. Графика также имеет духовный смысл, вызывающий переживания души, т.е. вещь для материального тела бесполезная, как и музыка.

Аналогично можно сказать и о хореографии и обо всём другом, относящемся к духовной деятельности человека. Язык жестов и мимики глухонемых – тоже феноменален.

Смысл является фундаментальным понятием для человека во всей его разумной деятельности. Смысл – это истина любой информации. Философы пытаются найти истину, а находят, по сути, смысл, как конечную инстанцию рассуждений.

Найти смысл – это значит понять и наоборот. Следовательно, мышление – это умственная работа со смыслом, т.к. каждая мысль несёт в себе смысл: информационный, образный, логический, понятийный, эмоциональный и т.д.Слова и знаки что-либо обозначают – именно в этом их смысл. Они несут и хранят смысл.

У каждой мысли в виде фразы или информационного сгустка своя смысловая нагрузка, т.е. одни мысли мощнее других по ёмкости и качеству информации. От одних мыслей можно отмахнуться, как от «назойливых мух», а другие мысли настолько ярки и ёмки, что содрогаешься от них и удивляешься, как может прийти такое в голову. Архимед в своё время даже выкрикнул в потрясении «Эврика!».

Мысли тяжело отличить от образов, когда вспоминаешь прошлые события или мечтаешь, т.к. смысл сопровождается образами не только зрительными, но и слуховыми, запаховыми, вкусовыми, тактильными. По аллегории, воспоминание о прошлых событиях достаётся или извлекается из памяти комплексно, более подробно, чем просмотр фильма, т.к. сопровождается даже пережитыми эмоциями и впечатлениями. Прошлые события можно мысленно анализировать и в этом случае прошлое соединяется с настоящим – это парадоксальная победа над временем, что в материальном мире невозможно, а в духовном начале человека можно мысленно перемещаться и в пространстве и во времени, особенно в будущее и мнгновенно!

Оперирование мыслями или мышление в режиме текущего времени ярко проявляется в речевом общении людей. В разговоре технология мышления состоит из последовательного подбора слов по смыслу, в контексте с фразой по правилам языка. Но и без разговора мы мыслим словами, разговаривая молча просебя, с самим собой, подбирая из словарного запаса памяти нужные слова в нужном контексте. Дополнительно к словам привлекается воображение для создания образного фона, чтобы правильно и однозначно сформировать смысл фразы, как в мысленной форме, так и в речевой. Только к речи голосом машинально добавляется сопровождение жестами и мимикой, т.е. подключается язык эмоций. В речи и письме проявляется вся наглядность мышления. Они как тест на интеллектуальность.

В зависимости от эмоционального состояния и уровня переживаний, от темы и цели, мышление может принимать разные формы проявления. Например, мышление в форме рассуждений с анализом фактов и ситуации можно назвать логическим мышлением. Логические умозаключения даже формализованы законами логики, когда одно суждение вытекает из другого, а выстроенная цепочка логических доказательств - убедительна и неоспорима. Формальная логика мышления осуществляется по схеме: тезис – анализ – синтез. Искусство логических рассуждений, как формы эффективного мышления, уходит своими корнями в эпоху Сократа, когда диалог между мудрецами был похож на интеллектуальный поединок. Мышлениев форме созерцания с выводами из него, пожалуй, самое древнее.

Если надо найти выход из создавшегося положения, то это уже ситуационное или креативное мышление, особенно наглядное в шахматной игре.

Очень распространена абстрактная форма мышления, когда оперируешь понятиями знаковых систем, например, математическими формулами, схемами, чертежами. Самая абстрактная форма мышления, когда выражаешь гармонию нотными знаками, при этом в сознании звучит виртуальная музыка.

Игра воображения, мечтание и фантазии – это тоже весьма распространённая форма мышления. Результатом такого мышления являются произведения литературы и игры, особенно современные компьютерные. Эта форма мышления является одним из инструментов творчества.

Уникальной и парадоксальной является чувственная форма мышления, в основе которой лежат предчувствия и интуиция. Разум и сознание тут ни при чём. Это душа напрямую подсказывает единственно правильное решение, выход из безвыходного положения, а может быть и нечто судьбоносное. Такая подсказка приходит в разум, как бы, из другого мира. Предчувствия и ощущения невозможно выразить словами напрямую, поэтому прибегают к употреблению аллегорий и образных сравнений, аналогий, притч и др.

Особо стоит рассмотреть феноменальный вид мышления, связанный с генерацией, с рождением, с синтезом или созданием новых мыслей. Это, очевидно, продукция разума, способного творить своё, т.е. быть источником новой информации с новым смыслом. Этотвидмышления можно охарактеризовать как творческое мышление. Это всеобщий вид мышления для людей, как с гуманитарным, так и с техническим образованием и соответствующей профессиональной деятельностью, только продукты мышления разные. У гуманитариев творения направлены на удовлетворение духовных или культурных потребностей, а у учёных и инженеров на удовлетворение материальных потребностей людей. Так как духовное и материальное начала переплетены в человеке неразрывно, то и произведения разума получаются двуедиными, например, такой материальный объект как автомобиль может, помимо выполнения транспортной функции, приносить ещё эстетическое наслаждение красотой и изяществом форм.

Феноменальный вид мышления самый загадочный и таинственный, т.к. никто не может понять и объяснить, откуда исходят мысли и механизм их возникновения. Мозг, как материальный объект, может генерировать только материальные импульсы энергии электрохимической природы. Их можно зарегистрировать приборами и измерить в электрических величинах потенциала напряжения и силы тока, изобразить форму импульсов, например, на электроэнцифалограмме. Но мысль, как смысл – субстанция нематериальная, а по закону природы – подобное создаётся подобным. Мысль – это не вещество и не энергия, и не имеет материальных свойств типа массы, размеров, формы, какой-либо структуры, напряженности и т.д., она не подчиняется законам физики, химии и вообще любой науки, она мнгновенна и вездесуща, т.е. неуправляема с материальной точки зрения. К понятию смысла можно отнести и знания, как информацию о чём-либо.

В зависимости от характера личности, его мировоззрения, способностей и наклонностей, стиль мышленияможет быть гуманитарным или техническим. Это возможно связано с преобладанием активности левого и правого полушарий мозга и спецификой воспитания и образования. Это именно стиль мышления как проявление психики, а не его вид или форма, которые были рассмотрены ранее.

Мысль несёт смысл – это её основная и единственная информационная функция!

Смысл также нематериален, как и мысль – подобное несёт подобное. Если воспользоваться аналогией из радиотехники, то мысль это несущая электромагнитная волна промодулированная смыслом.

Одна и та же мысль может возникнуть в сознании одновременно нескольких людей. Наука подтверждает факты открытий одного и того же знания разными людьми независимо друг от друга. Достаточно много утерянных знаний переоткрываются заново, а сколько товаров и изделий разных производителей весьма похожи друг на друга, хотя разработаны независимо. Следовательно, существует какой-то виртуальный банк данных, где заархивированы понятия, законы, знания, мысли и другая информация вне времени и пространства, очевидно в духовном мире.Кто скажет точнее?

Мысли чужие вторгаются в разум как непрошенные гости, мешают друг другу и собственным мыслям, когда человек о чём-то размышляет. Человек может думать об одном и одновременно фиксировать другие мысли и образы, которые отвлекают и мешают сосредоточиться на чём-то одном. Например, студенты на лекциях усердно внимают, излагаемое преподавателем, но вдруг начинают «витать в облаках» - это факт. За время лекции может посетить голову студента десятки «потусторонних» мыслей из собственной памяти и извне. Это явление можно охарактеризовать как отвлечённое мышление и отнести его к виду паразитирующего мышления.

Возможно ли организовать или упорядочить процесс мышления? Можно ли мышлением управлять? Переходить по своей воле от одного вида мышления к другому возможно, но отключиться от внешнего источника информации, т.е. от внешнего мира невозможно. Разве что путём отключения сознания, но тогда и процесс мышления прекращается как таковой. Можно уснуть, переведя тем самым сознание в дежурный режим, но во сне активного и осознанного мышления тоже нет, зато подсознательное мышление есть, однако его тяжело объяснить, как факт и процесс.

Можно мыслить и выражать мысли под гипнозом или под действием психотропных средств, но это по чужой воле, что неприемлемо как насилие, однако на востоке пользуются методом самогипноза или медитацией с феноменальными результатами. Можно пользоваться методами активизации мышления, рассматриваемые в парапсихологии, но это опасно для неподготовленных и непосвящённых.

Можно волевым усилием сосредоточиться на нужной мысли и целенаправленно размышлять над чем-либо, отгоняя другие мысли, но это трудно и многим не под силу, зато у гениальных личностей это основная форма или стиль мышления. Гении вообще мыслят парадоксально и этот феномен пока никто не объяснил.

Как же управлять мышлением, особенно в режиме генерации новых собственных мыслей? Здесь мозг и разум не помощники. Всё гениальное, как правило, просто. Если ничто материальное не помогает, то необходимо использовать духовную сущность человека – подключить силу воли, силу духа, эмоции и личностные качества, проявить характер. Однако не все могут обращаться к душе за помощью, а надо, ибо творчество без души невозможно. Без подключения эмоций в творческом мышлении не обойтись.Эмоции нематериальны – это вотчина души человеческой. Положительные эмоции как катализатор инициируют процесс творческого мышления. В состоянии вдохновения собственные мысли генерируются легко, а если при этом радость переполняет душу, то приходят гениальные мысли и создаются шедевры, приходят озарения и потрясающие догадки.

Кто не подключает душу к творению, тот ничего значимого не создаст – это аксиома.

И ещё очень эффективный фактор, способствующий творческому мышлению – это жгучее, страстное желание. Для того, чтобы сосредоточиться и активизировать мышление необходимо очень сильно захотеть решить задачу или реализовать замысел и мечтать об этом постоянно – такие мечты со временем сбываются неожиданно. По аналогии желание действует как температура – чем сильнее желание, тем выше градус творчества и все мыслительные процессы ускоряются. Нужно научиться страстно желать, а это опять таки вотчина души.

Мышление как функция разума, весьма сложная категория. Для полного уяснения, что же такое мышление нужно дать понятное объяснение, а что же такое разум? Он загадочней и непостижимей понятия мышления, которое здесь рассмотрено из субъективных соображений и опыта автора. Разум – это причина, а мышление следствие.

Для полного уяснения, откуда берутся мысли необходимо рассмотреть сущность феномена подсознания. От него идёт поток информации даже во сне. Разум оперирует и с подсознанием, но это тема следующего рассмотрения.

1.13.2. Мысли первичны – феномен происхождения

Как для веществ началом служат атомы, так для научного творчества началом служат мысли и идеи. Но никто ещё не открыл структуру мысли и её свойства. Можно ли мыслью управлять, измерять силу мысли и её проникающую способность? Могут ли мысли притягиваться к чему-либо или отталкиваться? Существуют ли мысли положительные и мысли отрицательные и какую они совершают работу? Вопросов много. С мыслями приходится работать как со строительным материалом, но как работать с неизвестностью? Эти таинственные незнакомки гуляют сами по себе и никто ещё не создал теорию мысли как, например, теорию атома. А жаль.

Можно ли мысли расщеплять на более мелкие части? Можно ли из мыслей синтезировать более крупные формы и как? Мысли мелкие или крупные, светлые или тёмные, лёгкие или тяжелые, какой они формы или вида? Мысли реальны. Они существуют. Ими обмениваются с помощью речи или знаковых систем, т.е. с применением посредников, а можно ли напрямую понимать и отправлять мысли и что для этого надо? Сущностью мыслей занимается наука парапсихология, но и она, рассматривая феноменологию человеческой психики, пока только накапливает факты, но объяснить их не может с позиций современной науки. Мысль это кто или что? Что это за субстанция? Мы мыслим, но каков механизм мышления? Мы оперируем мыслями, не зная, что это такое. Человек без мыслей жить не может, значит они жизненно необходимы как вид энергии или информации. Чтобы понять сущность мыслей надо ставить эксперименты и получать факты. Надо начинать с себя. Можно ли экранировать приход мыслей или у них безграничная проникающая способность?

Мысли делаются из мыслей в соответствии с утверждением, что подобное лечится подобным, подобное растворяется в подобном или подобное рождает подобное. Как одни мысли превращаются в другие мысли? Нам уже привычно, что одни виды энергий превращаются в другие. Если мысль отнести к неизвестному виду энергии, то далее всё просто – психика человеческая с ней работает, как и со всеми другими, но мы ещё не постигли глубин психического или духовного в человеке. То, что мысль – это не вещество является аксиомой, но мысль может быть продуктом превращения одних видов энергии в другие. Наиболее приемлемая гипотеза, что мысль является информацией ещё не трансформирована в научную теорию, однако все знания человечества построены и получены из мыслей. Кто оспорит? Но если принять за факт, что информация является специфическим видом энергии, то надо менять всю существующую научную парадигму, т.е. менять мировоззрение человечества. Следовательно, мысль первична, начало начал во Вселенной, из них всё построено и строится. Не зря утверждают, что кто владеет информацией тот владеет миром.

Откуда появляются мысли и куда исчезают. Они явно выполняют работу сотворения всего, а из физики следует, что для выполнения работы нужно затратить энергию и где-то её взять. Наука добывает знания, но не знает из чего они состоят. Факты материальны, мысли нет. Знания – это смесь фактов с мыслями.

Информация – это всё то, что имеет смысл, а что не имеет смысла? Шум. Что ещё? Всё сущее имеет смысл иначе его бы не было. Какой смысл существования мыслей и зачем они? Мысли существуют в силу каких-то причин - значит должны быть и следствия.

Гипотетически мысли могут существовать как явление природы, как один из видов энергии, но тогда они должны существовать и без человека – в этом и парадокс. Если есть космический или вселенский разум, значит, есть и вселенские мысли как его продукт. Гипотетически все знания оттуда. Люди лишь открывают и познают законы природы и её свойства. Следовательно, всё было до людей и всё будет после. Но есть мысли и человеческого происхождения. Мы ими пользуемся как информацией, т.е. как расходным материалом, по аналогии с водой и воздухом.

Психология изучает следствия мыслей, но какая наука изучает и объясняет мысли, как причину всего?

Исследования и разработки людей направлены в бытовую сферу, на то, без чего невозможно обойтись, но исследования сущности мыслей как жизненно необходимой субстанции не проводятся, хотя мысли первичны. Какие мысли у людей - такие же действия, поступки и поведение. Люди с нарушением мышления, т.е. умалишенные – люди ли?



2016-09-16 446 Обсуждений (0)
О мышлении как функции разума 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О мышлении как функции разума

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)