Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Об основополагающей роли учителя



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Об основополагающей роли учителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Человеку по своей природе даны дары: мыслить и говорить, познавать и постигать, понимать и прозревать, творить и созидать, а также совести и свободы воли. Всё это дарится духовной сущности человека одновременно с даром жизни и не отнимается смертью, ибо нематериальное изъять невозможно ничем и никем.

Однако мало кто в полной мере понимает, насколько одарён человек с рождения, поэтому не развивает и не использует это благо для радостного благоденствия, а ведь именно с этой миссией и предназначением появился человек на Земле.

Следовательно, задача воспитания и образования состоит в развитии этих даров и научении пользоваться ими повседневно.

Кто, у кого и как учится – тот тем и становится, ибо подобное творит подобное.

Чтобы в мир приходили великие личности, недостаёт только Великих Учителей.

 

 

Глава 3. Основы прикладного технического творчества

О понятиях и заблуждениях

Техническое творчество является уделом личностей склонных к инженерной деятельности. Их ещё называют «технарями», производственниками или практиками, использующими теоретические основы естественных наук (естествознания) в прикладных целях для удовлетворения потребностей людей и предприятий в различных видах технологий и техники – от гвоздя до космических станций. Однако большинство людей не знают, чем конкретно занимаются инженеры и профессионалы технических специальностей, затрудняются ответить на вопрос, чем отличаются изобретатели от рационализаторов и кто такой «Самоделкин» как собирательный образ. Целесообразно разобраться в понятиях и определениях. Учёные занимаются исследованиями и инженерной деятельностью, а инженеры, кроме практических разработок и усовершенствований занимаются исследованиями, их работа переплетена созданием изобретений, но что такое изобретение? Большинство людей заблуждаются в понятиях и определениях. Цель этой главы расширить понятия и скорректировать мировоззрение о техническом творчестве.

О заблуждениях

Многие утверждают, что изобретатели и рационализаторы являются золотым фондом любой державы, а изобретательство локомотивом научно-технического прогресса. Так ли это?

Если да, то инженерный труд был бы самым престижным и высокооплачиваемым, т.е. элитным, а в вузы на инженерные специальности был бы конкурс во много раз больший, чем на экономические или юридические специальности. В Украине противоположность этого утверждения налицо и статистика убедительно это доказывает. Лучшие учёные и инженеры-изобретатели эмигрировали из страны, гуманитарное образование стало преобладающим, а количество изобретателей и рационализаторов асимптотически приближается к нулю. Так, если в 1987 году их в Украине было порядка 1260000 человек, то в 1997 году осталось менее 48000 человек, а в 2007 чуть более 36000 человек и даже в самой активной в прошлом Днепропетровской области – почти 5000 человек - тенденция вопиет о катастрофе. В чём причины? Во-первых, в мизерном госбюджетном финансировании науки – менее 0,5% от ВВП при необходимом минимуме в 1,7% (в странах большой семёрки этот уровень 2,5…3,0%), во-вторых, в унизительно нищенских зарплатах узаконенных державой для учёных и инженеров уровнем минимальной зарплаты в стране, в - третьих, в примитивизме законодательства в сфере создания и коммерциализации интеллектуальной собственности. Об интеллектуальной собственности будет сказано отдельно в главе 5.

Так как научные исследования и разработки, строительство новых предприятий и модернизация действующих в Украине после развала СССР на порядки сократились, то технарям в отечестве стало нечего делать – государственных заказов практически нет, а от новых хозяев предприятий тем более.

Это и есть эффективно работающая антимотивация для изобретателей и предпринимателей. Сохранившиеся ныне (реликтовые) энтузиасты изобретатели сохраняют активность по инерции, но они вымирают.

Изобретательство в СССР было бесплатным хобби интеллектуалов и даже выплачивалось поощрительное вознаграждение в 200 рублей при получении авторского свидетельства. Но сейчас для реализации процедуры патентования и получения патента на изобретение надо заплатить Укрпатенту тысячи гривен в виде пошлин и сборов за услуги, а потом поддерживать патент в силе в течение двадцати лет – и опять поборы.

Коммерциализируя изобретательскую деятельность, государственные чиновники весьма эффективно убивают в Украине изобретательство. Достаточно привести простой факт. С целью экономии бюджетных средств Украинский институт промышленной собственности (Укрпатент) частично перевели на самоокупаемость, утвердив десятки видов пошлин и сборов за оказываемые им услуги. Например, постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.04 № 1716 «Про затвердження Порядку сплати зборів за дії, пов'язані з охороною прав на об'єкти інтелектуальної власності» былиузаконены проплаты за подачу заявки на изобретение в сумне 25гривен, за проведение квалификационной экспертизы заявки на изобретение 200 гривен, за публикацию о выдаче патента 30 грн. и другие относительно небольшие суммы, которые в состоянии были оплатить изобретатели. Но следом, во исполнение требований международного соглашения TRIPS, постановленим Кабинета Министров Украины от 19.09.07 № 1148 «Про внесення змін до Порядку сплати зборів за дії, пов'язані з охороною прав на об'єкти інтелектуальної власності» узаконены новые проплаты за подачу заявки на изобретение в сумне 800 гривен, за проведение квалификационной экспертизы заявки на изобретение 3000 гривен, за публикацию о выдаче патента 200грн. Также резко возросли годовые сборы за поддержание патента в силе от 300 грн. за первый год до 3800 грн. за пятнадцатый и далее. Этот скачёк цен за услуги государственных чиновников послал изобретателей в «нокдаун»!Вместо «полновесных» изобретений стали активне подавать заявки на выдачу декларационных патентов на полезные модели, к которым нет требований по мировой новизне и высокому изобретательскому уроню, их легко оспорить и аннулировать, их можно сравнить с полуфабрикатом изобретений. Об этом чуть позже, но уже ныне появилось понятие полезного моделирования, которое, учитывая сложившиеся тенденции, в будущем превзойдёт по массовости изобретательство.

Нищие учёные и инженеры, не имея средств, перестают изобретать для задела на будущее, а заказчиков на разработки крайне мало. Сейчас изобретают лишь то, что заказывают, а не то, что хочется, как было в Союзе. Структура загрузки Укрпатента существенно изменилась, т.к. основная доля заявок принадлежит заявкам на патентование знаков для товаров и услуг, промышленных образцов и полезных моделей – изобретения «вышли из моды», в 2007, 2008, 2009 годах выдано соответственно всего 4058, 3832, 4050 патентов на изобретения и то почти половина из них иностранным заявителям, что позорно для страны с почти 46 миллионным населением. По аналогии, это сравнимо с тем, что супружеские пары из-за нищеты и неопределённости отказываются иметь детей.Что будет в стране через 20 лет легко спрогнозировать.

 

О понятиях

Изобретательство и изобретательность – это принципиально разные понятия по сути и источникам, хотя лингвистически похожи.

Изобретательство – это организованная деятельность по созданию изобретений в сфере техники и технологий, защищаемых патентами, согласно законодательству о промышленной собственности (если нет патентов – изобретательства тоже нет). Здесь есть многие ограничения и узкие рамки, т.е. законодательно предписаны жесткие «правила игры», истоком которых являются требования к изобретению (мировая новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость, существенные отличия, форма изложения сути в описании изобретения с причинно-следственными связями, объёма прав в формуле изобретения и др.). Если что-то не соответствует «правилам игры», то уже формальная экспертиза заявки на изобретение дальше её не пустит. Здесь успех обеспечивает совместная работа двух групп профессионалов: разработчиков новых технических решений (инженеров, конструкторов, учёных, технологов, проектировщиков, иногда рабочих) и патентоведов (патентных поверенных). Инженеры – решатели задач, патентоведы – оформители юридических прав на техническое решение этих задач и защитники нарушенных прав авторов и владельцев. Конечный продукт изобретательства – объект права промышленной интеллектуальной собствен-ности, подтверждённый патентом. Это конкретный предел и узость понятия.

Рационализация – это оптимизация существующего и создание рядовой технической новизны. Всё принципиально новое – на базе открытий – это «высший пилотаж» изобретательства.Возможно ли научить делать открытия – кто ответит?

Изобретательству, полезному моделированию и рационализации можно научить, т.е. дать качественное инженерное образование с основами творчества и эвристики, а мастерство придёт с опытом и стажем работы, но значительно быстрее, если освоить известные методики интенсификации технического творчества (о чём в разделе 3.10. будет сказано более подробно), в том числе с применением компьютерных программ автоматизированного проектирования. Оптимальная гармония и универсальность достигаются тогда, когда инженеры-разработчики получают второе высшее патентоведческое образование (специальность 7(8) «Интеллектуальная собственность», специализация 2419.2 – профессионал в сфере интеллектуальной собственности) и действуют единолично от замысла до получения патента. После получения патента необходимо сотрудничество с патентным поверенным для защиты прав и коммерциализации разработки, особенно за рубежом, т.к. зарубежное сотрудничество узаконено только через патентных поверенных.

Отдельной должности (и профессии) – изобретатель в действующем законодательстве не существует, т.е. их нет – изобретают по совместительству или согласно договору с заказчиком в соответствии с его техническим заданием. В официальных должностных инструкциях и функциональных обязанностях специалистов - изобретательство не предусматривается, т.е. и его оплаты тоже. Изобретательство как хобби не запрещается, но и не поощряется. Это как самодеятельность.

В приложении 3.2. приведены должностные инструкции для патентоведов и инженера-конструктора. Ознакомьтесь со всей тщательностью и сделайте для себя выводы.

Массовость изобретательства всецело зависит от интенсивности и объёма научных исследований и разработок, проводимых в стране - здесь пропорциональность прямая. В равной мере массовость изобретательства зависит от мощности и эффективности мотивации труда разработчиков.

Разработчиками новой техники являются инженеры, занимающиеся проектированием и конструированием по должности. Их продукцией, в основном, является техническая и технологическая документация, проекты, опытные и головные образцы оборудования, в которых воплощены новые технические решения, разработанные на основе известных знаний и умений, усваиваемых в процессе учёбы в вузах. Если известных знаний недостаточно, то появляется необходимость заниматься изобретательской деятельностью или изобретательством, сущность которого в создаваемой впервые новизне мирового уровня с техническими решениями, превышающими все существующие аналоги по технико-экономическим показателям и технологическим параметрам, что поднимает существующий мировой уровень техники в развитии на одну ступень, чем обеспечивается конкурентное преимущество. Для официального закрепления конкурентного преимущества необходимо вновь созданную мировую новизну запатентовать в соответствии с требованиями законодательства и получить монопольное право изготавливать и продавать самую совершенную разработку. Конечным продуктом изобретательской деятельности является патент на изобретение или полезную модель.

Таким образом, изобретательство – это создание новизны выше мирового уровня техники, а не просто проектно-конструкторские разработки, улучшающие или совершенствующие старый уровень техники, за что инженерам платят зарплату. Следовательно, изобрести – это превысить мировой уровень технического развития и доказать это получением патента на изобретение.

Почётное звание заслуженного изобретателя страны присваивают выдающимся инженерам, имеющим десятки запатентованных разработок, часть из которых введена в хозяйственный оборот, приносит пользу и доход.

Изобретательность – это свойство личности – субъекта творческой деятельности и в этом нет пределов. Изобретательность нужна во всех сферах человеческой деятельности и является краеугольным камнем творчества созидания и выживания. Изобретательность – понятие векторное и динамичное, она реализуется в режиме импровизации при возникновении ситуаций, требующих быстрого и правильного решения. Любого, а не только технического, как в изобретательстве. Здесь не может быть применено планирование, т.к. решать задачи, возникающие здесь и сейчас – надо немедленно (промедление смерти подобно).

Научить изобретательности невозможно – это природное свойство личности с подсказкой интуиции и жизненный опыт.

Сделать что-либо, кое-как - можно и не применяя изобретательности – это известный и широко применяемый непрофессионалами метод проб и ошибок. Сделать эффектно, эффективно, оптимально, быстро и красиво – это шедевр изобретательности и мера таланта. Здесь проявляется в истинном величии интеллект, профессионализм и духовность личности. Это плоды прекрасного воспитания, образования, самосовершенствования и целеустремлённости человека.

Так как каждый сам себе менеджер по жизни, то изобретательность жизненно необходима всем людям, а изобретательство присуще только «технарям» - их ничтожно мало по сравнению с шестью миллиардами землян.

Эффективный менеджмент – это проявление изобретательности, находчивости, интуиции на фоне анализа ситуации с синтезом управленческих решений, как конечного продукта. В менеджменте творчества многократно больше, чем в техническом изобретательстве и ответственности несоизмеримо больше, т.к. одно неправильное или несвоевременное решение директора может привести к банкротству фирмы (бизнеса). Ответственность персональная. (Изобретать же можно неспешно с правом на ошибку и варианты, а улучшать техническое решение можно до бесконечности. Ответственность в изобретательстве минимальная, цена тоже, т.к. охранная грамота не производит продукции или добавленной стоимости, являясь лишь потенциалом),

Инновационный менеджмент – это жизненное начало и локомотив изобретательства, содержащий в своей основе изобретательность как инструмент, позволяющий выходить из безвыходных ситуаций и доводить дело до конца.

Инженеры-разработчики и учёные (изобретатели), как правило, не в состоянии довести дело до конца. Их предел возможностей – создавать полуфабрикат в виде технологий, рабочей документации, опытных образцов или моделей будущего товара. Далее всё зависит от инвесторов.

Инновационный менеджер – это предприниматель, организующий введение изобретений (разработок) в хозяйственный оборот, т.е. коммерсант-универсал высшей категории - превращающий потенциал изобретения в реальный доход. Инновационные менеджеры-предприниматели – это и есть элита прорыва обороны сопротивляющихся противников инноваций. Они не могут работать в одиночку – это синергетики-катализаторы в команде профессионалов-единомышленников.

Триада (троица) профессионалов необходимая и достаточная для воплощения в жизнь инноваций это: инновационный менеджер - как вождь бизнеса, обеспечивающий привлечение инвестиций, формирование команды и вдохновляющий людей, инженер-творец(учёный) – как создатель и владелец новизны, патентовед (патентный поверенный) – как маркетолог-юрист - сородитель и защитник интеллектуального капитала инженера-владельца. Выпадение одного из этих лиц неизбежно приводит к краху любого бизнес-проекта. Вся трагедия в том, что большинство «новых украинцев» этого не понимает.Только единство действий этих лиц способно наполнять рынок товарами и технологиями, создавать новые рынки, предвосхищать потребности покупателей.

Аллегорически, указанная троица представляет собой базовый элемент конструкции здания экономики знаний 21го века.

 



2016-09-16 448 Обсуждений (0)
Об основополагающей роли учителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Об основополагающей роли учителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (448)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)