Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация инноваций и их специфика



2016-09-16 428 Обсуждений (0)
Классификация инноваций и их специфика 0.00 из 5.00 0 оценок




Комплексный характер инноваций, их многогранность, разнообразие областей и способов использования требуют разработки их классификации. Классификаторов уже создано множество, но этот раздел даёт понятие лишь по некоторым из них, что необходимо и достаточно для понимания сути классификации инноваций. В таблице 4.9.1 предложен классификатор инноваций, использование которого позволяет оценивать их конкретнее, полнее, объективнее, комплексно определять их результативность и направления инновационного процесса, требующие корректировки или поддержки, а также выявлять неоднородность инноваций и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого инновационного процесса. Это похоже на попытку объять необъятное, но, тем не менее, с инновациями надо разобраться и попытаться их «разложить по полочкам».

Таблица 4.9.1

Классификация инноваций

N п/п   Классификационный признак Классификационные группировки инноваций  
Области применения инноваций Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.  
Этапы НТП, результатом которых стали инновации Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности инноваций «Бум», равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность инноваций Высокая, низкая, стабильная
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

 

Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам научно-технического прогресса (НТП):

- технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

- технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;

- организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта, снабжения, логистики и др.;

- информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства. Стоит только затронуть инновационными изменениями какой-либо вид деятельности предприятия, так сразу становится очевидной необходимость изменений в других сферах деятельности, т.к. предприятие является целостной гармонично спроектированной системой, где все элементы и структурно и функционально связаны, и даже в пространстве и времени. Поэтому невозможно создать универсальный классификатор инноваций, ибо инновации являются динамикой, а классификация является статикой, как своеобразная стандартизация. Однако попытки его создать не прекращаются.

Комплексная классификация предложена Ван Дейном. В ней выделено 12 основных признаков классификации, большинство из которых рассмотрены различными авторами. По данным признакам определено 39 типов инноваций. Поскольку некоторые признаки час­тично перекрывают друг друга, отдельные типы инноваций, выделенные по тем или иным признакам, иногда дублируют друг друга. Несмотря на это, рассмотренные признаки в целом позволяют дать объёмную характеристику совокупности инноваций. Согласно классификации Ван Дейна выделены следующие классификационные признаки:

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные и стратегические.

Реактивные инновации (РИ) — это обеспечивающие выживание фирмы инновации как реакция на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. (РИ) фирма вынуждена произвести вслед за конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке.

Стратегические инновации (СИ) — это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

Классификационный признак по предмету и сфере приложения инноваций предполагает их деление на продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы).

По характеру удовлетворяемых потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По месту и роли в процессе производства можно выделить основные и дополняющие инновации. Основные продуктовые инновации создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, дополняющие продуктовые — расширяют рынок в соответствующих областях. Основные технологические — составляют базис крупных технологических систем, дополняющие технологические — развивают имеющиеся базисные технологии.

По масштабам распространения могут быть выделены инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт, и инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Часто эти два типа инноваций во времени следуют друг за другом. Для иллюстрации этого момента можно позаимствовать примеры, приведенные А. Г. Кругликовым: электротехническая промышленность и электрификация народного хозяйства; автомобилестроение и автомобилизация; производство ЭВМ и компьютеризация.

Классификация инноваций по значимости предполагает выделение базисных (отраслеформирующих, проникающих в другие отрасли) инноваций; улучшающих (существенное усовершенствование базисных) и псевдоинноваций, представляющих незначительные изменения базисных.

По направленности воздействия на процесс производства инновации подразделяются на расширяющие, рационализирующие и замещающие. Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация — от ограниченного использования больших ЭВМ к массовому применению персональных компьютеров). Рационализирующие по сути близки к улучшающим. Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций. Например, замена газовых светильников на электрические.

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений затрагивает многие из рассмотренных признаков, но, тем не менее, её наличие позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к инновациям более высокого уровня, в какой-то мере развить классификацию по другим признакам.

Оригинальная, приводимая ниже классификация предложена чехословацким экономистом Ф. Валентой|:

- инновации нулевого порядка регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление её существующих функций;

- инновации первого порядка — изменение количественных свойств системы;

- инновации второго порядка — перегруппировка составных частей систе­мы с целью улучшения её функционирования;

- инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более совершенным и мощным двигателем);

- инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется (например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);

- инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа (воплощение бесчелночного ткацкого станка);

- инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функци­ональных свойствах системы и её части, которое меняет её функциональный принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классическо­го наземного (водного) транспорта транспортом на «воздушной подушке»).

Ещё более совершенную классификацию инноваций предложил Р.А.Фатхутдинов, которая приведена в таблице 4.9.2.

Таблица 4.9.2. Классификация инноваций по Р.А. Фатхутдинову

 

Классифика-ционная оценка Виды инноваций
По сфере деятельности предприятия - инновации на входе предприятия как системы – целевые, качественные или количественные изменения в выборе или использовании материалов, сырья, оборудования, информации, персонала и других видов ресурсов; - инновации на выходе предприятия – изменения результатов производственной деятельности, в качестве которых могут быть изделия, услуги, технологии; инновации структуры предприятия – целевые изменения в производственных, обслуживающих, вспомогательных процессах.
По содержанию деятельности - технологические инновации – направленные на создание и освоение производства новой продукции, технологий и материалов, модернизация оборудования, реконструкцию сооружений, реализацию мероприятий по охране окружающей среды; - производственные инновации – направленные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности, изменение структуры производства и т.д.; - экономические инновации – направленные на смену методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижения производственных расходов, усовершенствования материального стимулирования, рационализацию системы учёта; - торговые инновации – использование новых методов ценовой политики, новых форм взаимоотношений с поставщиками и заказчиками, предоставление и получение финансовых ресурсов в форме кредитов, интернет-магазинная торговля и т.д.; - социальные инновации – связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата в коллективе и т.д.; - управленческие инновации – нацеленные на усовершенствование организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использования новых способов обработки информации и документации, рационализацию канцелярских работ.
По интенсив-ности инновацион-ных ппремен - инновации нулевого цикла (регенерация исходных свойств) – целевая замена, сохраняющая и обновляющая существующие функции производственной системы или её части, например, новая краска для автомобиля; - инновации первого порядка (количественные изменения) – простое целевое приспособление к количественным требованиям при сохранении функций производственной системы или её части, например, расширение рынков сбыта; - инновации второго порядка (перегруппирование или организационные изменения) – простые организационные изменения, например, разделение отдела маркетинга на подразделение исследования рынка и подразделение стимулирования сбыта; - инновации третьего порядка (адаптационные изменения) – изменения, вызванные взаимным приспособлением элементов производственной системы, например, адаптация вспомогательных процессов к переменам в основных производственных процессах в связи с усовершенствованием производства продукции; - инновации четвёртого порядка (новый вариант) – простейшее качественное изменение, превышающее границы простых адаптивных перемен, например, оснащение определённой модели автомобиля более мощным двигателем; - инновации пятого порядка (новое поколение) – изменяются все или большинство функциональных свойств производственной системы, но базовая структурная концепция сохраняется, например, оснащение станка системой программного управления; - инновация шестого порядка (новый вид) – качественное изменение функциональных свойств производственной системы или её части; изменяется исходная концепция, но функциональный принцип остаётся, например, сотовая связь; - инновации седьмого порядка (новый род) – коренное изменение функциональных свойств производственной системы или её части, которая изменяет её основной функциональный принцип действия, например, появление транзисторов, интегральных схем, введение гибких производственных систем, транспорт на магнитной подушке и др.
По уровню объективного и субъектив-ного восприятия - абсолютная новизна – фиксируется, когда отсутствуют аналоги данной новации; - мировая новизна – фиксируется патентом на изобретение после экспертизы по сути; - относительная новизна – инновация была применена на других объектах или модернизирована на предприятии; - условная новизна – возникает вследствие непривычного сочетания известных элементов; субъективная новизна – новизна для определённых потребителей, которые ранее не были знакомы с данным продуктом.
По причинам возникнове-ния - реактивные – инновации обеспечивающие выживание фирмы на рынке, возникающие как реакция на преобразования, совершаемые основными конкурентами; - стратегические - инновации превентивного характера, обеспечивающие конкурентоспособность.

 

Достаточно подробную классификацию инноваций предложила Н.В.Краснокутская, которая приведена на схеме 4.9.1.

 

 

           
   
 
     
 


ПО ЭТАПАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА НОВОВВЕДЕНИЙ * создание; * доводка; * использование; * развитие; * перегруппировка; * ликвидация.
ПО СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ И ГЛУБИНЫ ПЕРЕМЕН * абсолютные; * относительные; * условные; * частичные; * новый вид. * новое поколение.
ПО

 

           
     
 
 
 

 

 


Схема 4.9.1. Классификационные признаки инноваций и инновационных процессов

 

Типизация инноваций по рассмотренным выше признакам позволит: осуществлять «привязку» к типу инноваций тот или иной тип стратегии (иными словами, тип инновационной стратегии любого уровня зависит от преобладающего типа инноваций); конструировать экономические механизмы и организационные формы управления в зависимости от типа инноваций (организационно-экономический механизм является подсистемой инновационной стратегии); определить положение, формы реализации и продвижения на рынке, которые также будут неодинаковы для различных типов инноваций.

В экономической литературе широко исследованы понятия технического уровня производства. В меньшей степени это коснулось научно-технического уровня и практически не рассмотрен вопрос о показателях инновационного уровня (или уровня иннова­ционного развития). Понятие инновационного развития отличается от технического развития и даже научно-технического тем, что содержит элемент динамизма, характеризует способность хозяйственной единицы развиваться на собственной основе в будущем. Соответственно этому различаются и показатели, измеряющие инновационное, научно-техническое и технические развитие.

Главное различие заключается в том, что в состав показателей инновационного уровня включаются элементы, которые дают возможность определить:

- перспективную потребность предприятия в научно-технических разработках;

- структуру затрат на перспективную ориентацию НИОКР;

- инновационную структуру трудового потенциала, показывающую кадровые возможности инновационного развития собственными силами;

- соответствие инновационных возможностей и потребностей предприятия;

- перспективы предприятия в ускорении научно-технического развития, перспективные возможности упрочения его положения на рынке.

Таким образом, важными этапами анализа инноваций являются их классификация по ряду основополагающих признаков, определение и сравнение показателей инновационного уровня.

Так как инновации являются весьма разноплановыми, многогранными, реализуемыми во всех сферах человеческой деятельности, то их классификацию можно унифицировать, применив принципы классификации весьма оправдавших себя в использовании - Универсальной десятичной классификации (УДК) и Международной патентной классификации (МПК), но это задача будущих поколений учёных, когда во всём мире будет единая статистика инноваций.

 



2016-09-16 428 Обсуждений (0)
Классификация инноваций и их специфика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация инноваций и их специфика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (428)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)