Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационные структуры для реализации нововведений



2016-09-16 372 Обсуждений (0)
Организационные структуры для реализации нововведений 0.00 из 5.00 0 оценок




Положительный опыт многих стран свидетельствует о перспективности для широкого и эффективного внедрения новейших технологий, коммерческой реализации инноваций, созданных вследствие научных исследований и разработок, функционирования сети таких инновационных структур как технологические (научные) парки, технополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационно-технические центры, малые и средние инновационные предприятия, а также промышленно-финансовые группы, промышленные кластеры и т.п.

Наиболее распространённые в мире организационные структуры (формы), обеспечивающие функционирование и развитие инновационной деятельности приведены в таблице 4.7.1.

Таблица 4.7.1.

Виды организаций Краткая суть деятельности
1. Технопарк Комплекс самостоятельных организаций, обеспечивающий научно-производственный цикл создания новшеств (НИИ, КБ, ВУЗы, опытные заводы)
2. Технополис Специально созданный комплекс, охватывающий весь цикл инновационных работ широкой тематики.
3. Региональные научно-промышленные комплексы, научно-технические центры Проводят фундаментальные и прикладные исследования в разных сферах с экспериментальной проверкой и оформлением патентов, изобретений, методов, концепций, ноу-хау и других видов ИС.
4. Бизнес-инкубаторы Организации, создающиеся местными органами власти или большими компаниями с целью «выращивания» новых видов бизнеса.
5. Специализированные подразделения фирм (творческие бригады, проектные группы и др.) Создаются в корпорациях, на больших предприятиях и фирмах, выпускающих наукоёмкую продукцию. Определяют инновационную стратегию, создают задел на будущее.
6. Венчурные (рисковые) фирмы Создаются для генерации идей, их опробования и разработки с созданием опытных образцов и мелкосерийного промышленного производства. Характеризуются чрезвычайной инновационной активностью с высоким риском, связанным с абсолютной новизной.
7. Консультационные и аналитические фирмы Прогнозируют развитие технологий, появление нового спроса на инновации, виды продукции и услуг. Определяют (формулируют) перспективные цели и задачи, формируют тематику исследований и разработок.
8. Стратегические альянсы, консорциумы, совместные предприятия, кейрецу и др. Различные формы международной научно-технической кооперации фирм, которые создаются с целью совместного выполнения дорогостоящих НИОКР, взаимного обмена производственным опытом, распределением рисков во время проведения всего цикла работ.
9. Временные научно-технические коллективы Создаются с целью разработки конкретной научно-практической проблемы на определённый период.
10. Специализированные структуры в государственных органах управления Создаются для финансирования и координации инновационной деятельности в стране и регионах.

Дальнейшее развитие организационно-правовых основ обеспечения деятельности структур, которые объединяют научные исследования по производству и реализации на рынке наукоемкой продукции предусмотрено Законами Украины «О научной и научно-технической деятельности», «Об инновационной деятельности» и Концепцией научно-технического и инновационного развития Украины.

Основной целью создания технопарков, технополисов и других инновационных структур является тесное сближение научного и образовательного потенциала того или иного региона с материально-технической базой промышленности, сокращения продолжительности инновационного цикла, обеспечения выравнивания научно-технологического и инновационного развития разных регионов, активизация малого инновационного бизнеса.

Как считают отдельные зарубежные ученые и специалисты, последняя цель имеет первостепенное значение. Подчеркивая, что мощным генератором современных материальных благ, единственным средством, которое обеспечивает победу в жесткой глобальной конкуренции являются высокие технологии, новейшие научно-технические и технологические достижения, они подчеркивают, что дело не столько в самих технологиях, не столько в возможности общества их непрерывно производить, сколько в умении своевременно их передавать на рынок, быстро организовывать на их основе выпуск нужной потребителям продукции и услуг.

Тем не менее, эффективная передача новейших технологических инноваций из научно-исследовательских институтов (НИИ), высших учебных заведений (ВУЗ) может стать лишь благодаря активному сотрудничеству между наукой, производством, центральными и, в особенности, региональными органами исполнительной власти и потребителями при полной реализации конкретным разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности.

Эффективной формой реализации упомянутого сотрудничества и права является малый инновационный бизнес (МИБ), который развивается в технологических (научных) парках (далее - «технопарк») и инновационных (технологических) бизнесах-инкубаторах, которые поддерживают на льготных условиях инициативную форму малого инновационного предприятия, причём ученый, изобретатель становится собственником прибылей от реализованных результатов исследований, новых технологий, изобретений и т.п.

Технопарк оказывает содействие концентрации внимания ученых на возможных коммерческих применениях будущих результатов исследований. Вместе с тем, технопарк является лишь средством коммерциализации инноваций, которая предоставляет ученым, преподавателям ВУЗов возможность сотрудничать с базовой научной организацией, где они могут и в дальнейшем пользоваться лабораторным оборудованием, каналами информации, библиотекой, общаться с коллегами, привлекать к работе на своей фирме бывших студентов и аспирантов. В условиях технопарка ученый может работать по совместительству, не перерывая научного или учебного процесса. При этом он может положиться на квалифицированную команду менеджеров, которую подберёт ему руководство технопарка. Ученый также может продать лицензию на право использования изобретения или ноу-хау одной из фирм технопарка.

Научным предпринимателям легче психологически перестроиться из научного окружения в коммерческое, если малое инновационное предприятие (МИП) расположено вблизи от НИИ или ВУЗа.

По оценкам некоторых специалистов, не меньше 10-15 % университетских ученых являются потенциальными предпринимателями. Научная работа вырабатывает ряд очень полезных в мире бизнеса качеств:

· ученый-предприниматель, приобретя за годы научной работы глубокие технические знания в своей узкой области и нескольких сопредельных, намного лучше знает продукцию, с которой имеет дело, чем специалисты, которые возгорелись инновационным бизнесом сразу после ВУЗа или же после работы на руководящих административных должностях;

· ученый, как правило, хорошо знакомый с методиками анализа числовых данных и компьютерной техникой, которая дает возможность ему освоить финансовую сторону дела, маркетинг, бухгалтерию в МИП, а также получить консультативную помощь в технопарке (бизнесе-инкубаторе);

· учитывая то, что современные исследования имеют, как правило, комплексный характер и выполняются подразделениями, группами научных работников, руководство ними дает возможность ученому приобрести способности, привычки очень близкие к тем, что нужны руководителю МИП. Остается лишь психологически перестроиться, лишь бы приспособиться к работе в условиях коммерческого риска.

Если любое предпринимательство является рискованным делом, то инновационное — и подавно. Мировой опыт свидетельствует, что лишь одна инновация из 10 доходит до рынка и только 10-30 % новых МИП выживают в первые 2-3 года. Поэтому новаторам-предпринимателям надо создавать коммерческие условия для быстрой реализации их научных достижений, изобретений с возможностью обмена опытом с коллегами, здоровой конкуренции, получения адекватного льготного финансирования, обеспечения квалифицированным менеджментом, маркетингом, сервисом.

Современная концепция МИБ, которая доминирует в мире, требует формирования особой среды, которая направляет наукоёмкий бизнес в нужное русло, делает его выгодной и престижной сферой применения творческих способностей, создаёт условия, чтобы в поле зрения общества попадали все эффективные разработки и изобретения. Такой средой являются технопарки, бизнесы-инкубаторы, инновационно-технологические центры, технополисы и научно-промышленные агломерации (регионы научно-инновационного развития).

Поддерживается утверждение, что основным, опорным «модулем» в этой системе является технопарк. Он содержит, как правило, полный комплект всех необходимых и достаточных для коммерциализации результатов НИОКР и «выращивания» новых МИП-компонентов, которые представляют науку, производство, сферу управления, финансовую сферу. Здесь выработаны процедуры распределения полномочий между представителями этих сфер, формы и методы их взаимодействия, специфические задачи, которые решает каждый из них. Отсутствие в технопарке того или другого компонента опускает его на низшую ступень иерархии инновационных структур (ИС) — к бизнесу-инкубатору, а их наращивание, увеличение числа «модулей» приводит к возникновению ИС высшего порядка — технополисов, регионов научно-инновационного развития.

Под положительными изменениями имеется в виду создание новых рабочих мест в тех регионах, где традиционные области промышленности испытывают спад, формирование нового очертания региона как территории, способной создать, привлекать и поддерживать новые формы производства. Если в технопарке есть земля, здания и сооружения, можно рассчитывать на внимание перспективных фирм, инвесторов и т.п. Существующие в регионе раньше отсталые предприятия имеют возможность стать субподрядчиками МИП. что дает возможность поднять общий технологический уровень промышленности региона, квалификационный уровень рабочих.

Действующие фирмы региона смогут ознакомиться с новыми (по крайней мере, для них) технологиями, получить лицензии на их использование в производстве и продаже продукции, воспользоваться услугами квалифицированных консультантов из числа специалистов технопарка.

Во всех развитых странах местные органы управления конкурируют друг с другом, стараясь создать или привлечь самые большие инновационные предприятия и ИС, в т.ч. зарубежные, обеспечивая им льготные условия экономической деятельности, привлекая преимуществами близкого соседства с подобными себе (что создает эффект агломерации), качеством жизни, даже пейзажами, которые милуют глаз.

Местная власть, как правило, поддерживает инициативу создания технопарка, предоставляет ему земельный участок, частично финансирует строительство (или гарантирует заем), передает для реконструкции старые здания, входит в наблюдательный совет или орган управления технопарком. Из-за отсутствия инициативы со стороны НИИ ВУЗы иногда проявляют её сами, создают технопарк, привлекая на паевых основах других участников.

В определении технопарка, в соответствии с упомянутым Законом, предусмотрено также, что он может создаваться как «объединения на основании соглашения об общей деятельности юридических лиц (участников)». Как свидетельствует уже приобретенный опыт, на практике это обстоятельство создает ряд неудобств из-за общего использования участниками технопарка, его дочерними и общими предприятиями инновационных и инвестиционных проектов.

Сущность технопарка наглядно отображает следующее определение:

«Технопарк — это организация, которая является юридическим лицом или, соответственно законодательству, осуществляет по доверенности права юридического лица, имеет тесные связи с одним или несколькими высшими учебными заведениями и/или научными центрами, промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти и управления и осуществляет на территории, которая находится под ее юрисдикцией, формирование современной инновационной среды для поддержки инновационного предпринимательства путём создания материально-технической, социально-культурной, сервисной, финансовой и другой базы для эффективного становления, развития, поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малых и средних инновационных предприятий, коммерческого освоения научных знаний, изобретений, ноу-хау и наукоёмких технологий и передачу их на рынок научно-технической продукции для удовлетворения потребности в этой продукции региона и страны».

Более лаконичное определение: «Научный (технологический) парк— научно-производственный (как правило, территориальный) комплекс, в который входят исследовательский центр и близлежащая к нему компактная производственная база, в которой на условиях аренды размещаются малые наукоемкие фирмы».

В последнем определении подчеркнуто ведущую роль исследовательского центра в создании и функционировании технопарка. В роли исследовательского центра могут выступать: высшее учебное заведение (университет), государственная лаборатория или институт, научно-исследовательское подразделение организации государственного или частного сектора. Наиболее распространенный в промышленно развитых странах вариант связан с университетами, где большие ВУЗы традиционно являются не только учебными заведениями, но и главными центрами фундаментальной и прикладной науки.

Исследовательский центр является ключевым элементом технологического парка, который вытекает из самой идеи создания таких организаций и из тех целей, которые перед ними стоят: организационными, экономическими, политическими и административными (в наилучшем понимании этого слова) мерами подстегнуть, интенсифицировать процесс разработки и, что еще важнее, реализации новых наукоемких технологий ради экономического роста. Чтобы использовать достижения науки, их нужно, прежде всего, иметь. Создаются же они, как правило, в исследовательских центрах, и уже это одно предоставляет таким центрам роль главного компонента паркового комплекса.

Кроме того, в последнем определении технопарка отмечено, что в него входит «близлежащая компактная производственная зона». Вместе с тем приобретенный с 1999 г. опыт работы первых украинских технопарков свидетельствует, что его участниками являются предприятия, расположенные по всей территории Украины.

Наверное, следует согласиться с утверждением отдельных менеджеров технопарков Украины, что современные средства телекоммуникаций и информационные технологии на манер электронной почты, Интернета предоставляют возможность объединить разрозненные в пространстве элементы технопарка в единое целое, не собирая их на одной территории, а создавая своего рода виртуальные объединения.

Тем не менее, в этом определении не отображена роль технопарков в создании наукоемких фирм.

Весьма правильно утверждение руководителей российской Ассоциации «Технопарк», что «центральным звеном технопарка является инкубатор бизнеса, где «взращиваются» (инкубируются) малые новообразованные инновационные фирмы, которые составляют его по мере своего становления. Размещаясь на территории технопарка, эти фирмы окружают инкубатор своеобразным кольцом. Постепенно технопарки превращаются в зоны развития передовых областей промышленности, коренным образом изменяя города и территории, отчасти давая им «второе дыхание».

Технопарк — это, образно говоря, завод, «сырьем» для которого является наиболее дорогой на планете ресурс — интеллект, знания, а «готовой продукцией» — наукоемкие фирмы и высокие технологии.

Ученый, инженер, студент, изобретатель приходят в технопарк со знаниями, изобретениями, идеями, а выходят из него через 3-5 лет квалифицированными предпринимателями в сфере высоких технологий, с собственным капиталом, фирмой и наукоёмким, конкурентоспособным товаром или услугой.

Итак, инновационный бизнес-инкубатор — это здание или несколько строений, где на ограниченный срок на правах аренды размещаются новообразованные малые инновационные предприятия-клиенты, которым на льготных условиях предоставляются финансовые, материально-технические и информационные ресурсы, консалтинговые и сервисные услуги для коммерциализации результатов научных исследований и изобретений и передачи их на рынок инновационной продукции.

Инновационный бизнес-инкубатор может функционировать как в составе технопарка, так и в автономном режиме.

Технополис — это научно-производственный комплекс с развитой инфраструктурой сферы обслуживания и жилым комплексом, который охватывает территорию отдельного города. В его экономике главную роль играют исследовательские центры и высшие учебные заведения, которые разрабатывают новейшие технологии, и предприятия, основанные на применении этих технологий. Аналогами технополиса в России являются наукограды, которые создаются на базе закрытых со времен СССР городов военно-промышленного комплекса и Академгородок Сибирского отделения Российской академии наук.

Если научно-производственный комплекс на подобие технополиса выходит за пределы города и охватывает регион, то это образование носит название научно-промышленной агломерации, региона науки, зоны освоения (развития) новых и высоких технологий (как, скажем, в Китае).

Следует отметить, что в зарубежной практике часто понятия «технопарк» отождествляется с понятием «инновационно-технологический центр» (ИТЦ) (сеть подобных структур функционирует в Германии, России и друг странах). Тем не менее, в последнее время приобретает распространение концепция, в соответствии с которой особенность инновационных технологических центров состоит в том, что они по своей сущности являются структурами организационной, консалтинговой, информационной поддержки инновационных предприятий, фирм, которые уже сформировались, окрепли.

Универсальность технопарка сравнительно с инновационно-технологическим центром (ИТЦ) состоит в том, что он вырабатывает одновременно два «продукта»: технологии, которые требует рынок, и малые инновационные предприятия, которые стали на ноги, тогда как ИТЦ производит лишь технологии, поскольку имеет дело с уже успешно функционирующими фирмами, которым не нужен процесс инкубации, они требуют меньше услуг, чем малые новообразованные предприятия. В основном фирмы, которые поселяются в ИТЦ, требуют офисных и производственных площадей.

Обе инновационные структуры, как технопарк, так и ИТЦ, должны дополнять друг друга.

Технопарковые структуры создаются, как свидетельствует мировая практика, преимущественно для реализации приоритетов научно-технологического развития, прорыва в принципиально новых областях инновационной деятельности. Созданию этих структур объективно оказывает содействие низкая ресурсоемкость наукоемких производств, их малотоннажность, высокие требования к чистоте окружающей среды, потребность в кадрах научных работников и инженеров высокой квалификации, которые при современных условиях трансформации научно-технического потенциала Украины могут эффективно применять приобретенные знания и практический опыт в малых и средних инновационных предприятиях, которые функционируют в рамках технопарков.

Для быстрого развития производств, которые базируются на микроэлектронике, лазерной технике, биотехнологии, информационная и социальная инфраструктуры, близость к квалифицированным потребителям преобладают над близостью к источникам сырья, поставщиков комплектующих изделий. Из-за этого наукоемкие производства объективно концентрируются близ научных и просвещенских центров на сравнительно небольшом пространстве.

На эффективность функционирования технопарков и технополисов влияет государственная научно-техническая и региональная политика, уровень технологического развития, роль местных органов власти и степень участия в деятельности технопарков местных предприятий и организаций, состояние экономической среды и возможности доступа к рынкам, уровень развития средств связи и транспорта, качество жизни в регионе.

О степени эффективности того или другого технопарка можно судить, исходя из масштабов формирования в регионе инновационной сети, а также степени кооперации предприятий и организаций, которые концентрируются в технопарке и вокруг него. Они должны активно взаимодействовать между собою и общими усилиями, комбинируя свои научные и производственные потенциалы, создавать и распространять новые технологические ресурсы. Благодаря накоплению технологий и опыта, концентрации в регионе предприятий здесь создаются конкурентные преимущества и, в конце концов, перспектива развития. Важно при этом, лишь бы инновационный процесс, который развивается на кооперативных основах, приобрел постоянный характер и оказывал содействие динамике научно-технического и промышленного развития региона.

Основными компонентами технопарка являются: территория и здания; научно-исследовательский центр (высшее учебное заведение) с его кадровым и научным потенциалом; инновационный бизнес-инкубатор; промышленные предприятия и фирмы, которые превращают научный потенциал исследовательского центра в рыночную продукцию; административно-управленческая структура, которая обеспечивает функционирование всего комплекса как единого целого; учреждения инфраструктуры поддержки — производственной и бытовой.

Исследовательский центр (высшее научное учреждение) выполняет в составе технопарка такие функции:

· является источником технических идей, разработок, изобретений, реализованных фирмами-клиентами парка, и, в значительной мере, поставщиком кадров для этих фирм и для руководства парком;

· выступает собственником или совладельцем парка, как правило, через специально созданную для руководства парком ассоциацию, консорциум, акционерное общество, которое имеет все права юридического лица;

· проводит конкурсный отбор фирм-клиентов, для чего организуется коллегиальный орган типа научно-технического (экспертного) совета, который тщательно анализирует заявки претендентов, оценивает перспективность и реальность их идей и отчасти имеет даже право вето на прием;

· организует квалифицированную консультативную помощь клиентам парка силами персонала исследовательского центра по техническим, юридическим, финансовым и другим вопросам;

· предоставляет клиентам на льготных условиях право пользования лабораторным оборудованием, испытательной аппаратурой, компьютерными мощностями, сетью Интернет, библиотекой, другими объектами собственной инфраструктуры;

· обеспечивает частично или полностью клиентов парка бытовыми услугами (столовой, рекреационными сооружениями, залами для совещаний и конференций);

· вместе с другими участниками технопарка создает специальный фонд венчурного капитала, где клиенты могут получить льготный кредит, если им тяжело это сделать вне парка из-за высокой степени риска, связанного с перспективами реализации их идей.

Мировой опыт свидетельствует, что в инкубаторах, в особенности тех, которые расположены в границах технопарков. создаются оптимальные условия для молодых малых инновационных фирм. Здесь в стартовый период (как правило, до трех лет) действует льготная налоговая система, предоставляются многочисленные посреднические услуги: маркетинг, техническая экспертиза, управленческое консультирование, информационное обеспечение, лицензирования, очень распространенное также венчурное финансирование.

За рубежом рядом с венчурным капиталом в технопарках объединяются финансы государства, коммерческих банков, промышленных корпораций, благотворительных фондов, собственные средства граждан. То есть риск, который есть и будет спутником инновационной деятельности, пропорционально распределяется между всеми кредиторами, инновационные же фирмы получают возможность сконцентрировать усилие на разработке и внедрении новейших технологий, получая сравнительно дешевые банковские кредиты и надежную защиту от неблагоприятной внешней среды.

Кроме того, пребывание нескольких малых инновационных предприятий в общем помещении дает возможность существенным образом сократить текущие затраты на бухгалтерские, канцелярские функции, службы эксплуатации, средства информатики; установить между фирмами, которые функционируют в инкубаторе, более тесные контакты, обмениваться опытом. Все это создает дополнительный синергетический эффект.

Мировой опыт подтверждает, что коэффициент полезного действия технопарков по выращиванию новообразованных малых и средних инновационных фирм довольно велик сравнительно с общими условиями. Они выпускают из-под своей крыши около 80 % крепких малых фирм от общего числа принятых в технопарки, тогда как вне технопарков — лишь 20 %.

Кроме выполнения своих основных функций, технопарки, как свидетельствует зарубежный опыт, становятся центром притяжения всех структур поддержки инноваций.

Бизнес-инкубаторы, которые являются юридически и хозяйственно самостоятельными прибыльными организациями, прежде всего, занимаются развитием независимых субъектов хозяйствования, а не производством конкретной товарной продукции. В этом и состоит основная принципиальная особенность бизнесов-инкубаторов, несмотря на великое множество наименований подобных структур в разных странах (технологический бизнес-центр, предпринимательский центр и т.п.).

В связи с этим, основным показателем деятельности бизнесов-инкубаторов наряду с традиционными (прибыль, рентабельность и т.п.) являются такие, которые отображают их специфику, в частности:

· количество фирм, которые функционируют на площадях бизнеса-инкубатора;

· размеры фирм, их возраст и происхождение;

· специализация фирм, уровень их наукоёмкости;

· темпы возрастания показателей экономической деятельности фирм-клиентов;

· удельный вес фирм, которые изменят профиль своей деятельности после выхода из инкубатора;

· удельный вес малых (средних) предприятий, которые прекратили свою деятельность на разных этапах существования, как за счет ошибочности идей и предпосылок, заложенных при их учреждении, так и коммерческой невозможности.

Важной составной экономического механизма функционирования инкубаторов, рядом с источниками финансирования, связями со спонсорами, отношениями с клиентами, является процедура «вывода» малых предприятий из инкубаторов. Как свидетельствует зарубежный опыт, при нормальных условиях клиенты в инкубаторе находятся от 2 месяцев до 2-3 лет (большинство — до 1 года). Срок пребывания фирмы в инкубаторе предопределяется, с одной стороны, продолжительностью цикла освоения высокотехнологическими малыми предприятиями новой технологии или продукции, а с другой - внедренной руководством инкубаторов системой стимулов, которые подталкивают новые фирмы к ускорению отладки собственного дела, причем счет гибкости арендной платы или установления низкого уровня оплаты работы руководства фирмы-клиента.

Для крупномасштабной реализации инноваций в мире все шире используются потенциальные возможности новых рыночных структур с разной формой собственности (консорциумы, промышленно-финансовые группы, ассоциации, кластеры, партнерства, альянсы и др.) в условиях развития горизонтальных связей между предприятиями и научными организациями. В частности, заслуживает внимания и государственную поддержку создание консорциумов (в т.ч. и транснациональных), как одна из эффективных форм кооперационной интеграции научных и учебных организаций и промышленных (агропромышленных) предприятий.

Консорциумы, как правило, являются временными объединениями на договорных началах, созданными для координации работ по реализации конкретных масштабных проектов и программ. При этом государство может стимулировать их создание путём участия в финансировании на начальных этапах общих НИОКР.

Относительно этого, может быть полезным опыт США по организации партнерств, консорциумов университетов и научных организаций с фирмами.

В случае партнерства университет и фирма заключают сделку относительно исследования в определенной научной области, с углубленной проработкой конкретной проблемы, развития идеи к конкретной технологии и передачи её на рынок. Партнерство, как правило, является продолжительным и финансируется из фондов промышленности.

Организация партнерства дает возможность не только распределять риск между несколькими независимыми участниками, а и объединить их опыт и знания. Успех партнерства в значительной мере зависит от эффективности коммуникаций между партнёрами.

В практике промышленно развитых стран важное значение для организации инновационной деятельности, в частности — передачи технологии, приобретает деятельность консорциумов высоких технологий, в т.ч. международных. К таким принадлежат, в частности, группа «Sematech», что объединяет 14 фирм США, которые специализируются на выпуске полупроводниковых приборов, консорциумы (технологические альянсы) «General Motors» - «Toyota» - «Toshiba» - «Siemens» и т.п., а также европейские «консорциумы-зонтики», которые действуют под прикрытием таких программ ЕС, как «Eureka», «Esprit» и др. На примере этих консорциумов видно, что отдельное государство и их объединения могут играть положительную экономическую роль в преодолении фирмами барьеров на пути к взаимодействию и организации передачи технологий.

Важная роль в активизации инновационной деятельности, в особенности на стадии внутреннего и внешнего трансфера технологий, должна принадлежать промышленно-финансовым группам (ПФГ). Законом Украины «О промышленно-финансовых группах», предусмотрено, что в состав ПФГ могут входить научные учреждения, а их конечной продукцией является научно-техническая документация и прочие объекты интеллектуальной собственности. Создаются ПФГ по решению правительства на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных областей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы по межгосударственным соглашениям.

Структура ПФГ в значительной мере зависит от характера интеграции и цели функционирования. Интеграция ПФГ может строиться на горизонтальных, вертикальных и смешанных основах. Может также происходить и обычная диверсификационная интеграция, когда организационно-хозяйственные связи между участниками группы малозаметны.

С точки зрения решения стратегических задач относительно передачи технологий перспективными являются ПФГ, созданные по вертикальным, вертикально-горизонтальным и диверсификационным принципами. Если горизонтальная интеграция является внутриотраслевой, то вертикальная объединяет предприятия нескольких областей, но связанных технологической цепью. В рамках ПФГ существует возможность не только ускорить внедрение нововведений и создавать сложные наукоемкие изделия, а и повысить технологический уровень предприятий-производителей комплектующих изделий, запасных частей и т.п. Примером такой интеграции может быть интеграция авиастроительных предприятий Украины с моторостроительным объединением «Мотор-Сич». По типу дивесификационной интеграции предприятия (компании) объединяются на основах слияния или поглощения одной компании другой, о чем свидетельствует опыт зарубежных транснациональных компаний, деятельность которых охватывает, как правило, наукоемкие области.

Основная цель таких ПФГ — развитие инновационного потенциала, выпуск качественной продукции и прорыв с ней на мировые рынки, то есть внешний трансфер технологий. Для осуществления этих функций целесообразно создавать при ПФГ межотраслевые научные (исследовательские, технологические, инновационные) центры, которые бы занимались вопросами поддержки и развития научно-технического потенциала предприятий, которые входят в состав ПФГ, используя опыт транснациональных корпораций по созданию инновационных подразделений при больших корпорациях. Эти центры должны действовать в тесном контакте с региональными инновационными центрами, о которых говорилось раньше.

Заслуживают внимания такие добровольные объединения, как ассоциации, которые являются, по сравнению с другими, менее «жесткими» организационными структурами, а некоторые из них вообще функционируют на общественных основах. Ассоциирование может быть двух видов. В первом объединяются однородные научные, учебные и производственные субъекты для решения общих задач. Во втором - разнородные субъекты объединяются с целью концентрации ресурсов для решения сложной комплексной проблемы или же достижения конкретной цели.

Значительного распространения в индустриально развитых странах приобрели сетевые производственные системы — кластеры. Пока что, именно эти специфические неформальные объединения ради общей цели производственных и исследовательских структур являются одним из наиболее эффективных механизмов быстрой диффузии инноваций в производство и обеспечение высокой конкурентоспособности товаров, услуг, предприятий и регионов.

Территориальные инновационные кластеры имеют в своей основе стабильную систему распространения новых знаний, технологий, продукции, то есть инновационно-технологическую сеть. Они формируют и используют общую научную базу. Спецификой кластерных структур является широкое участие в них гибких предпринимательских структур малого и среднего бизнеса, которые активно оказывают содействие формированию инновационных «точек возрастания».

Предприятия кластера получают дополнительные конкурентные преимущества благодаря возможности при условиях жесткой конкуренции осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, сокращать стоимость трансакций, минимизировать затраты на внедрение инноваций. В кластеры объединяются много новых фирм, которые обслуживают конкретные промышленные ниши на высоком профессиональном уровне. Благодаря меньшей степени вертикальной интеграции внутри кластера или даже её отсутствия, новым фирмам значительно легче войти в его состав. При этом подчеркивается добровольность участия в кластере, хотя ответственность за взятые производственные обязательства не снижается, а даже возрастает. В кластерных структурах облегчается доступ к капиталу, поскольку географическая концентрация компаний, которые берут в нём участие, формирует благоприятную почву для возникновения внутренних кредитных союзов, а также создает благоприятные условия для привлечения венчурного капитала, прямых иностранных инвестиций и т.п. «ангелов бизнеса». Существенным также есть то, что территориальная близость большого количества фирм облегчает обмен между ними идеями и передачу знаний от специалистов фирм, которые входят в кластер, к предпринимателям, которые начинают своё собственное дело внутри кластера.

Эффективное функционирование технопарков, бизнесов-инкубаторов, других ИС малых и средних инновационных предприятий требует создания развитой инновационной, рыночной и бытовой инфраструктуры. Это, в частности, инновационные (венчурные) фонды, инновационные биржи, бизнес-центры, информационно-компьютерные центры коллективного пользования, бюро патентной и юридической защиты интеллектуальной собственности, независимой экспертной оценки инновационных проектов, информационно-маркетинговые, рекламные, лизинговые, аудиторские, сертификационные фирмы, центры подготовки и повышение квалификации предприятий-инноваторов, центры консалтинга и т.п.

В частности, фирмы-консультанты предлагают своим клиентам услуги по поиску новых технологий по заказам промышленных компаний, доработки технических нововведений к коммерческой стадии или их адаптации к другим сферам применения, получения патентов, маркет



2016-09-16 372 Обсуждений (0)
Организационные структуры для реализации нововведений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационные структуры для реализации нововведений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (372)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)