Задание 1: Проанализируйте предложенный материал и самостоятельно подберите примеры, иллюстрирующие особенности развития психологической службы за рубежом
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка Цели освоения дисциплины:помощь будущему педагогу-практику в осмыслении назначения и специфики службы практической психологии образования как отрасли прикладной психологии; расширение знаний студентов по вопросам организации профилактической, консультативной, диагностической и коррекционно-развивающей работы психолога с детьми дошкольного возраста, персоналом дошкольного образовательного учреждения, родителями. Задачи курса:проанализировать современное состояние психологической службы образования с учетом возможных перспектив ее развития;дать знания о специфике предмета детской практической психологии, целях, задачах и принципах организации психолого-педагогической помощи детям;дать представление о различных направлениях деятельности практического психолога в ДОУ с учетом возрастных особенностей периода детства;помочь педагогу сориентироваться в достаточно большом объеме имеющихся в арсенале практического психолога диагностических методик; выработать у студентов умения и навыки самостоятельного использования в работе с детьми различных коррекционных и развивающих программ. Место дисциплины в структуре ООП: Учебная дисциплина относится к «Профессиональному циклу» ООП (базовая часть Б.3) и опирается на знания, умения, навыки, полученные студентами в процессе изучения общей, возрастной, детской психологии. В свою очередь, детская практическая психология является прикладной отраслью психологической науки и сферой приложения психологических знаний к проблемам и нуждам педагогического процесса образовательного учреждения. Требования к результатам освоения дисциплины:процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОПК-4: способен нести ответственность за результаты своейпрофессиональной деятельности; в области педагогической деятельности: ПК-3: способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; ПК-4: способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-5: готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; ПК-6: способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: место и роль практической психологии в системе образования; основные научные понятия, используемые в работе практического психолога образования; специфику организации основных направлений работы практического психолога в ДОУ; особенности организации работы практического психолога с детьми разных возрастных групп, их родителями, педагогами ДОУ; ряд диагностических методик, позволяющих «инструментально» оценить уровень психического развития ребенка; ряд коррекционных и развивающих программ с учетом возрастных особенностей и нарушений в развитии психики ребенка; уметь: ориентироваться в проблемах психического развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте с целью своевременного обращения к специалисту;осуществлять совместную с практическим психологом деятельность по реализации диагностических и коррекционно-развивающих программ;самостоятельно осмысливать значимость и возможность практического педагогического применения психологических знаний; владеть: системой основных научных понятий;умениями теоретического анализа психологической литературы, самостоятельного осмысления и обобщения изученного материала;навыками работы с психологическим инструментарием в рамках данной проблематики. Тема 1. Современное состояние службы практической психологической помощи детям за рубежом (Франция, США, страны Восточной Европы). Исторический аспект, современное состояние и перспективы развития детской практической психологии в России Литература: 1. Веселова В.В. Психолого-педагогическая служба "Гайденс" в средней школе США// Сов. Педагогика, 1982, №6. 2. Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001. 3. Практическая психология образования/ Под ред. И.В.Дубровиной М., 2000. 4. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития// Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избр.тр.: в 2 т. Т.1.- М.-Воронеж, 2005.-С.170-211. 5. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. Прага, 1961. Задания для самостоятельной работы Задание 1: Проанализируйте предложенный материал и самостоятельно подберите примеры, иллюстрирующие особенности развития психологической службы за рубежом. Практическая психологическая служба за рубежом развивалась на протяжении всего 20 столетия. Родоначальником ее выступил французский психолог, доктор медицины и права Альфред Бинэ (1857-1911). Выполняя заказ Министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выделять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательной школе, А.Бинэ разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта детей. Впоследствии он создал тесты и для общей диагностики интеллектуального развития всех детей от 3 до 18 лет. Ученый был убежден, что интеллект является врожденным качеством и его уровень не изменяется с возрастом. Система селекционного отбора пошла гулять по миру. Один из последователей А.Бине, В.Штерн придумал термин IQ – «коэффициент интеллекта»; Ф.Гальтон ввел термин «тест». И в современных странах не отказались от подобного просеивания. Создаются целые батареи тестов на диагностику памяти, внимания, интеллекта и др., используемые при поступлении в школу, колледж, институт, при наборе новобранцев, при профессиональном отборе. И нет вины А.Бинэ в том, что, зачастую, создатели тестов предают забвению один из основополагающих принципов разработки тестовых методик, выдвигаемых А.Бинэ: при конструировании заданий необходимо строить их так, чтобы уровень знаний ребенка, его опыт не влиял на ответ, то есть они должны исходить из того минимального опыта, который имеется у всех детей данного возраста.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |