Задание 2: Проанализируйте возрастную динамику свободного общения детей (методика Т.А.Репиной «Одномоментные срезы структуры группы детского сада в свободном общении»)
Таблица 1
Примечание: * - за 100% берется общее количество срезов; ** - за 100% берется общее число детей группы; *** - указывается среднее количество контактов на одного ребенка в 10 срезах. Таблица 2
Примечание: * - показатели девочек – в графе слева, показатели мальчиков – в графе справа, данные по выраженности потребности в общении, экстенсивности и избирательности представлены в %, по интенсивности - среднее количество контактов на одного ребенка в 10 срезах за 1 час наблюдений в свободной игре. План ответа: 1) Как видно из таблицы №1, от младших возрастов к старшим увеличивается длительность времени, которое дети проводят в совместных играх. Увеличивается также интенсивность общения, особенно от младшего дошкольного к среднему. Это связано с резко возросшей на 5 году жизни потребностью в игре и общении со сверстником. Объединения, создаваемые по инициативе детей, становятся более крупными. Максимальное число старших детей в игровом объединении 8-12 человек. Увеличивается с возрастом и экстенсивность, и избирательность общения, особенно в старших группах, а в подготовительных несколько снижаются. Из всех параметров общения наиболее яркая возрастная динамика проявилась по первому и третьему параметрам. 2) На основании полученных данных для каждого ребенка можно определить и круги реального общения, в зависимости от числа контактов, установленных с тем или иным сверстником, а также в зависимости от длительности общения с ним в одном игровом объединении. По последнему показателю все самодеятельные игровые объединения были разделены на: - устойчивые (1 круг общения), в которых ребенок играл не менее 40% времени; - относительно устойчивые (2 круг общения), существовавшие от 40 до 20% времени; - неустойчивые (3 круг общения), существовавшие менее 20% времени. 3) В общей структуре группы наибольшее число объединений неустойчивых. В младших группах они составляют 94%, в средних – 86%, в старших – 75%, в подготовительных – 67%. С возрастом увеличивается число устойчивых и относительно устойчивых игровых объединений. Так, в группах 7-го года жизни по сравнению с младшими группами почти в 7 раз расширяются 1 и 2 круги избирательного общения. 4) Полученные данные (таблица №2), характеризующие половую дифференциацию и половые различия детей 3-7 лет в свободном общении со сверстниками, обнаружили у них убедительно представленную консолидацию со сверстниками своего пола. Это проявилось в избирательности, широте круга общения и его интенсивности. Половые особенности проявились в том, что у девочек всех возрастных групп ярче выражена избирательность общения и их игровые объединения более устойчивы, чем у мальчиков, но у мальчиков во всех дошкольных возрастах, кроме младшего, больше величина игровых объединений.
Задание 3: Ответьте на вопрос, смогут ли родители, используя предложенную схему наблюдения, сделать выводы об особенностях своего отношения к ребенку. Материалы для самооценки родителей Заведите дневник Ваших отношений с ребенком на какую-либо часть дня или на целый день. Каковы были Ваши действия?
Каждый день, вечером, вспомните, сколько раз Вы сказали ребенку: - Я занята. - Посмотри, что ты натворил. - Не говори так быстро. - Это надо делать не так. - Неправильно. - Хорошо. - Когда же ты научишься?! - Сколько раз я тебе говорила! - Нет. Я не могу. Вспомните, обсуждали ли Вы ребенка с другими в его присутствии: - Он сведет меня с ума! - Я никак не могу заставить его… Ну и как?
Тема 5. Консультативная работа практического психолога в детском образовательном учреждении с родителями; с педагогами Литература: 1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995. 2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990. 3. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии// Хрестоматия. Дети с нарушениями развития/ Сост. В.Астапов. М., 1995. С.250-261. 4. Детская практическая психология/ Под ред. Т.Д.Марцинковской. М., 2001. 5. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.А.Бодалева. М., 1988. 6. Чейпи Д. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Подготовьте сообщение или доклад по следующим тематическим разделам:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (806)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |