Предмет и основные концепции философии науки
Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Позитивизм XIX века - первый этап становления философии науки. О.Конт и концепция «позитивной науки». Дж.Милль и Г.Спенсер. Конвенционализм А.Пуанкаре и психофизика Э.Маха - второй этап развития позитивистской философии науки. Неопозитивизм первой половины XX века - третий этап эволюции философии науки. Венский кружок. Анализ языка науки. Постпозитивизм второй половины XX века и расширение поля философской проблематики в современной философии науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Идея социокультурной детерминации научного знания. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Преднаука и наука (в собственном смысле слова). Натурфилософия как своеобразная преднаука античности. Поиски «первоначал» мира. Античная атомистика. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек - творец с маленькой буквы. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Научно-технический прогресс. Структура научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различения. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Исследование влияния философских концепций на развитие научных теорий в работах А.В.Койре. Методология науки. Соотношение философских, общенаучных и частнонаучных методов познания. Диалектика как метод познания целостных саморазвивающихся систем. Принципы диалектического метода. Общенаучные методы эмпирического познания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение приборов в систематическом наблюдении. Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование и идеализация. Мысленный эксперимент. Формализация. Язык науки. Роль математических методов исследования в современной науке. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Анализ и синтез. Аналогия и моделирование. Виды моделей. Роль моделирования в современных научных исследованиях. Формы научного знания. Их классификация. Научный факт. Данные наблюдения и эксперимента как форма эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Научная проблема. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Научная гипотеза. Особенности научной гипотезы, ее роль в научном познании. Научная теория. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Становление развитой научной теории. Классический и неклассические варианты формирования теории. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа). Естественнонаучная и философская картины мира.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |