Философия техники и методология технических наук
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, исторические этапы формирования и задачи философии техники. Соотношение философии науки и философии техники. Техника, ее социальная природа и сущностные характеристики. «Естественное» и «искусственное», «техническое» и «нетехническое» Функциональная, структурная и субстанциальная стороны техники. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность человека. Познание и практика, исследование и проектирование. Техническая и инженерная деятельность. Современная техногенная цивилизация, ее отличия от традиционных обществ. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и критика техники. Идея технократии. Техника и технология. Классификация технологий. Взаимоотношения науки и техники в истории научно-технического прогресса. Особенности методологии технических наук и методологии проектирования. 1.2. Техника как предмет исследования естествознания Технические науки Специфика технических наук, их возникновение и этапы развития. Отношение технических наук к естественным и социальным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Дисциплинарная организация технических наук. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках. Техническая теория (специфика строения, особенности функционирования и этапы формирования; концептуальный и математический аппарат, особенности идеальных объектов технической теории; абстрактно-теоретические схемы технической теории). Роль инженерной практики и проектирования, конструктивно-технических и практико-методические знаний в создании техники.
Особенности неклассических научно-технических дисциплин Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин, их отличия от классических научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования. Социальная оценка техники как прикладная философия техники Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий технического прогресса. Социальная оценка техники как область исследования системного анализа, как проблемно-ориентированное и междисциплинарное исследование. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания. Право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.
1.6. Философские и методологические вопросы конкретных научно-технических направлений
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |