Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ



2016-09-16 1026 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

 

 

Севастополь


 

Автор-составитель:

Ковалев Владимир Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе

--------------------------------

 

Рецензенты:

Долженко Алевтина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Филиала Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе

Савченко Владимир Васильевич - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики Севастопольского городского гуманитарного университета.

 

Основы обучения, контроля и оценки знаний студентов в вузе / Автор - составитель: Ковалев В.Н. – Севастополь, Изд, Филиал МГУ в г. Севастополе, 2016. - 132 с.

 

 

Учебно-методическое пособие раскрывает содержание базисных тем учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики». Данное пособие может быть также полезно для молодых преподавателей высшей школы.

 

Содержание

... Введение………………………………………………………………….…..…4

  Раздел – I. Методы т формы обучения в высшей школе……................  
  1.1. Особенности учебного процесса в высшем учебном заведении…..
  1.2. Пути совершенствования методов обучения………………………
  1.3. Классификация методов обучения……………………………………
  1.4. Значение активных и интерактивных методов обучения. Принципы их применения………………………………………………  
  1.5. Практические рекомендации по использованию активных и интерактивных методов обучения:  
  1.5.1. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС)………………………
  1.5.2. Метод «кейс-стади»…………………………………………………
  1.5.3. Метод решения практических задач………………………………
  1.5.4. Мозговая атака как метод активного обучения……………………
  1.5.5. Тренинг как интерактивный метод обучения……………………..
  1.5.6. Деловые игры………………………………………………………..
  1.5.7. Фокус-группы……………………………………………...................
  1.5.8. Методы «круглого стола»…………………………………………
  Раздел – II. Формы обучения в высшей школе…………………….. 2.1. Классификация форм обучения………………………………………
  2.2.Требования к организации лекций, семинаров, индивидуальных практикумов…………………………………........................................... 2.2.1. Вузовская лекция…………………………………………………. 2.2.2. Семинары…………………………………………………………. Раздел – III. Проверка и оценка результатов обучения студентов…… 3.1.Сущность контроля, проверки и оценки знаний…………………….. 3.2. Образовательная диагностика……………………………………….. 3.3. Тестовый контроль знаний…………………………………………..  
  Заключение………………………………………………………...
  Литература…………………………………………………………

Приложения………………………………………………………………….. 92


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость приведения методов и форм обучения студентов в соответствие требованиям современной жизни и профессиональной деятельности, возлагает на педагогику высшей школы обязанность научной разработки этой проблемы, в тесной связи с современными задачами подготовки квалифицированных кадров. Проблема форм и методов обучения не является новой. Она обсуждалась и решалась на всем протяжении становления педагогической науки. Посвященная ей научная и учебно-методическая литература достаточно разнообразна. Но если отвлечься от учебной литературы или научных монографий, в которых проблема выступает как частный вопрос, специальных работ посвященных отбору методов и форм организации обучения студентов-психологов в вузе не так уж много.

В настоящем учебно-методическом пособии лаконично в схемах и моделях мы определили понятийный аппарат и общепринятые классификации форм и методов обучения и контроля знаний студентов. Больше внимания мы уделили характеристике тех форм и методов обучения, которые оказались наиболее эффективными в вузе. Среди них есть как традиционные: лекции, семинары, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, так и относительно новые, перспективные: аудиторные и внеаудиторные индивидуальные практикумы, метод «кейс-стади», обучающие «фокус-группы», модификации «мозгового штурма», обучающие тренинги и другие.

Мы надеемся, что данное учебно-методическое пособие окажет определенную помощь молодым преподавателям Севастопольского филиала МГУ и студентам при изучении таких дисциплин, как «Педагогика» и «Методика преподавания психологии». Характеристика основных общеизвестных форм и методов обучения актуализирует их потребность на поиск новых модификаций дидактического инструментария, используемого в учебном процессе. Более детальное описание относительно новых, активных и интерактивных методов обогатит сокровищницу педагогических знаний молодого преподавателя.

Многолетний анализ текущего и рубежного контроля знаний студентов в вузе показал на наличие некоторых типичных серьезных ошибок, допускаемых преподавателями при составлении контрольных тестов. Последнее существенно влияет на степень объективности результатов контроля знаний. В этой связи авторы-составители в разделе «Контроль знаний студентов в вузе» особое внимание уделили именно тестовому контролю, тщательно разработав свод требований к тестовым заданиям.

При составлении данного учебно-методического пособия авторы-составители опирались на:

- принципы подбора форм и методов обучения, охарактеризованные в педагогике и психологии высшей школы профессором Л.Д. Столяренко;

- схемы-модели проектирования методов обучения, изложенные в учебнике по дидактике доцентом Е.В. Макагон;

- свод требований, предъявляемых к тестовому контролю знаний студентов, обозначенный в пособии «Социальная психологии в образовании» профессором Н.И.Ше- вандриным.
Раздел – I. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Учебный процесс в высших учебных заведениях – это система подготовки, организации и осуществления учебной деятельности, в основе которой лежит органическое единство и взаимосвязь преподавания и самообразования, направленных на достижение целей обучения.

Учитывая характерные черты и особенности юношеского возраста студентов, эффективность их обучения достигается при условии соблюдения системного подхода к организации, интенсификации обучения и методическому обеспечению учебного процесса, выбору методов и форм обучения.

Учебный процесс в высшем учебном заведении имеет характерные особенности:

1. Студентами дневного отделения МГУ являются молодые люди с малым жизненным опытом, но с активно формирующимся мировоззрением, и, нередко с собственным стилем и способом получения знаний, так как в МГУ поступают лучшие выпускники школ.

2. Юношеская аудитория достаточно хорошо мотивирована к обучению – её готовность учиться обусловлена конкретными целями и задачами будущей профессиональной деятельности по специальности. Именно этим и объясняется стремление к получению во время обучения глубоких и разносторонних знаний с целью их использования в будущей работе.

3. В филиале МГУ преобладает вахтовый метод обучения. В этой связи повышается требования к специализированным практикумам и к организации самостоятельной учебной деятельности студентов в лабораториях при консультативной помощи преподавателей.

Информационный взрыв и современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать студентам во время обучения, побуждают преподавателей искать выход из создавшегося положения и ликвидировать цейтнот за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности.

Интенсификация обучения – это передача большого объема учебной информации студентам, при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.

 



2016-09-16 1026 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1026)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)