Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ



2016-09-16 432 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Как мы уже выяснили, рынок представляет собой определенный способ взаимодействия производителей и потребителей продукции.

Рыночный порядок взаимодействия экономических субъектов предполагает наличие конкуренции, экономического соперничества производителей, потребителей, производителей и потребителей. Вопрос конкурентности в экономике — это вопрос, в каком количестве представлены на рынках различных товаров и услуг независимо действующие производители и потребители, а также вопрос степени свободы их прихода на эти рынки и ухода. Частную собственность, свободное ценообразование, конкуренцию принято считать столпами рыночной системы.

Раньше нами рассматривался рынок вообще, предполагалась его чисто конкурентная структура. В современных условиях рынки с таким типом конкуренции занимают небольшое место. Выяснение других типов конкуренции позволит углубить понимание экономических процессов, определить специфику взаимодействия экономических субъектов, их возможности, условия ценообразования и другое. Решив завести "четвероногого друга" — собаку, человек обычно берет специальную справочную литературу, чтобы познакомиться с физиологией, привычками, рекомендациями по уходу за собаками. Вместе с тем не существует собаки вообще, есть конкретные породы собак — овчарка, ризеншнауцер, сенбернар, колли и т. д. И кто будет спорить с тем, что между бульдогом и пуделем существует разница? Поэтому будущему владельцу важно получить сведения не только о собаках вообще, но и об особенностях конкретной породы. Человеку, стремящемуся разобраться в экономике, необходимо понять устройство рыночной связи вообще и конкретные ее условия при различных типах конкуренции. Каждый из нас выступает в роли покупателя, большинство из трудоспособных людей — в роли продавца (например, реализуя трудовые услуги), некоторые из нас — в роли предпринимателя. Знание условий конкуренции поможет лучше оценить собственные возможности и шансы, прогнозировать ситуацию, попытаться заранее подготовить альтернативные варианты поведения.

Рынок не может эффективно работать без конкуренции. В то же


148 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

время он не обладает достаточным иммунитетом против устремлений ограничить или даже устранить конкуренцию. Последнее означает присутствие на рынке только одного субъекта в роли, например, продавца — такое явление называется чистая монополия. Сам рынок не может защитить себя. На помощь приходит государство, которое проводит политику регулирования конкуренции. Для украинской экономики это в значительной мере является новой и довольно серьезной проблемой.

Итак, в этой главе мы намерены разъяснить сущность и значение конкуренции в экономической системе, ее типы (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), формы, а также деятельность государства по регулированию конкуренции.

 

10.1

КОНКУРЕНЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ: СУЩНОСТЬ,

СУБЪЕКТЫ, ЗНАЧЕНИЕ

Понятие конкуренции

 

"Конкурировать" в буквальном переводе с латинского означает "сталкиваться". Столкновение интересов, их соперничество является одним из элементов нашей жизни. Можно даже сказать о том, что она наполнена соперничеством интересов.

У двух парней одновременно могут возникнуть симпатии к одной девушке, они будут соперничать за получение ее благосклонности; сотрудники одной организации могут соперничать за получение более высокой должности; выпускники школ соперничают за право быть принятыми в высшее учебное заведение; политические партии соперничают за места в органах государственной власти... Этими примерами мы хотели бы показать, что конкуренция является довольно широким понятием, охватывающим едва ли не все сферы человеческой жизнедеятельности. Конкуренция всегда выступает как результат редкости, ограниченности чего-либо.

Конкуренция в экономике — это соперничество экономических субъектов за лучшую реализацию своих экономических интересов. Соперничающими экономическими субъектами являются продавцы и покупатели товаров (рис. 10.1). Лучшая реализация экономических интересов для первых будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, для вторых — получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведется за деньги покупателей, а среди покупателей — за товары продавцов.


Глава 10. Конкуренция и монополия 149

 

 

Конкуренция покупателей может вестись:

а) денежными голосами, т. е. готовностью заплатить больше денег за желаемый товар. Получается своего рода аукцион, постоянно действующий, имеющий множество "мест" или "точек" проведения. Победителями становятся те покупатели, которые достигли перевеса в предложении количества денег за товар. Такая форма конкуренции покупателей является основной, абсолютно преобладающей. Она "улавливает" экономический интерес продавца, стремящегося максимизировать денежные поступления;

б) завоеванием особого отношения у тех, кто располагает благами. В преобладающей части конкурентных случаев, чтобы заполучить желаемый товар достаточно иметь большую денежную силу, с помощью которой можно победить конкурентов. Но так происходит не всегда. Дружеские, родственные и другие привилегированные отношения некоторых покупателей с продавцами могут повысить конкурентоспособность этих покупателей, обеспечить им лучшую доступность к благам. Это может касаться получения кредита, экономических ресурсов и потребительских товаров, заключения договора на"аренду помещения, получения работы, места для обучения в престижном вузе, льготной путевки в профсоюзном комитете и т.д. Эти примеры иллюстрируют реальность, одновременно указывая на то, что формы человеческого сотрудничества не являются совершенными;

в) применением особых личных данных в получении желаемого товара или услуги. Например, если цена на какой-то товар фиксируется государством, а спрос на него при данной цене значительно превышает предложение, денежные возможности становятся бесполезным инструментом


150 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

в законном соперничестве за приобретение данного товара. Он становится дефицитным, не задерживается на прилавках магазинов или в других местах реализации. Тогда покупатели пускают в ход .другие средства. Одни из них пытаются предвидеть, когда и где наиболее вероятно появление дефицитного товара, другие готовы проявлять свои физические данные (выносливость, силу), выстаивая многочасовые очереди или втискиваясь в переполненный троллейбус или автобус, добиваясь таким образом получения транспортной услуги. Такие явления более заметны в условиях централизованно-плановой экономики.

Конкуренция продавцов может вестись путем:

а) использования ценовых методов. Цель продавца — максимизировать денежные поступления от реализации своего товара. Денежная выручка зависит от физического объема производства и цены за единицу проданного товара. Выделиться среди конкурентов можно, установив, например, более низкую цену на товар. Это привлечет внимание покупателей: при прочих равных условиях они увеличат покупки у данного продавца и, тем самым, произойдет отток денежных голосов, денежных поступлений у других продавцов. В основе более низкой, по сравнению с конкурентами, цены могут лежать меньшие издержки на производство и реализацию товара, или стремление за счет уменьшения прибыли на единицу товара увеличить ее общую массу за определенный период времени. Ценовое соперничество может принимать довольно острые формы, нередко оно даже именуется как "ценовая война", оно может быть направлено на полное подавление конкурентов;

б) использования неценовых методов. В этих случаях внимание покупателей, их деньги привлекаются действиями, не связанными с манипуляциями ценами на товары. Продавец стремится обеспечить более высокое качество своего товара, создать благоприятные условия для его послепродажного обслуживания (например, создание сервисных центров по ремонту автомобилей). Продавец стремится вести активную маркетинговую деятельность — изучать запросы потребителей, выявлять нюансы, тенденции, чтобы соответствующим образом реагировать на них, и, тем самым, опережать конкурентов. Активно используется реклама, информирующая потенциальных покупателей о товаре, пропагандирующая его свойства, отличительные характеристики.

В целом в современной экономике, чтобы преуспевать, продавцы должны постоянно заниматься повышением конкурентности своих позиций.


Глава 10. Конкуренция и монополия 151

 

Значение конкуренции

 

В начале этой главы уже подчеркивалось основополагающее значение конкуренции в современной экономической системе. Теперь нам следует более подробно остановиться на этом вопросе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функ­ции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

B-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы


152 Раздел II. СИСТЕМА РЫНКА

 

многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса труда.

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

 



2016-09-16 432 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)