И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГЕ
В процессе группового психологического тренинга ведущий использует различные методы групповой работы, методические средства и приемы. Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых из них.
Диагностические процедуры Диагностические процедуры могут использоваться в тренинге: □ для отбора участников в группу; □ как средство получения участником новой информации о себе; □ как средство самопонимания и самораскрытия; □ для обеспечения и контроля эффективности тренинговых процедур и тренинга в целом. При использовании руководителем в процессе работы группы психодиагностических тестов и методик первоначально ему необходимо создать у участников потребность в понимании себя, потребность самоисследовании и самоизучении. В процессе самоизучения происходит более глубокое самопонимание, появляется желание обсудить с группой полученную информацию, то есть происходит выход на самоанализ, самораскрытие и групповой анализ. Недопустимо использовать психодиагностические тесты и методики только для того, чтобы в последующем интерпретировать их результаты участникам. Информирование В процессе тренинга ведущий может осуществлять как запланированное, так и ситуативно необходимое информирование участников с целью их развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур. Информирование проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь». Оно может осуществляться в виде монолога ведущего с последующим обсуждением или без него. При этом возможно использование различных вспомогательных средств (видео, аудио и др.). В процессе информирования ведущий может помогать отдельным участникам, испытывающим затруднения, предоставляя им обратную связь и поддерживая в процессе действия. Информирование на актуализированном в группе материале наиболее эффективно, так как оно более наглядно, актуально и значимо для участников.
Психогимнастические упражнения Психогимнастические упражнения, используемые в тренинге, очень разнообразны и включают в себя совокупность различных заданий, представленных ведущим. Они могут быть направлены на: отработку желаемого поведения, развитие познавательных процессов, расширение границ понимания, фокусирование на чувствах, развитие самосознания, коррекцию самопредставления, регуляцию эмоционального состояния участников и многое другое. При этом именно выполнение упражнений является основным, а в некоторых случаях единственным средством тренировки желаемого поведения. Тренировка эффективного поведения может состоять из следующих этапов: □ определение поведения, которое нуждается в изменении; □ моделирование желательного поведения; □ при необходимости определение и нахождение дополнительного ресурса для успешности выполнения желаемого поведения; □ отработка нового поведения в течение одного или нескольких занятий; □ распространение нового поведения на ситуации вне группы; □ получение обратной информации о поведении участника вне группы. Развитие самопредставления включает выполнение участниками упражнений, направленных на их самопрезентацию друг другу и получение активной обратной связи. Как уже было сказано ранее, группа при этом является своеобразным психологическим зеркалом, в котором участники могут лучше разглядеть себя. Также упражнения являются эффективным средством развития внимания, памяти, наблюдательности, мышления и др. Ролевые игры В самом широком смысле ролевая игра — это метод, суть которого заключается в разыгрывании участниками различных ролей. В данном определении к ним можно отнести как сюжетно-роле-
вые игры со сложной организацией, наличием сюжета, большим количеством участников и различных ролей, так и разыгрывание роли одним участником. Правильно организованное и управляемое разыгрывание ролей не несет угрозы целостности личности участников, поскольку они «всего лишь играют вымышленного персонажа», экспериментируют с «новым измерением». Таким образом, разыгрывание ролей как метод, несущий структурированное переживание, менее опасен в отличие от других неструктурированных методов, так как позволяет участникам «укрыться за ролью» и при необходимости — выйти из нее. Тем не менее разыгрывание ролей является мощным механизмом изменения. В процессе ролевой игры участникам предоставляется возможность выражать чувства и мысли, так или иначе действовать, но исходя из той роли, в которой они находятся, и в соответствии с имеющимися у данной роли возможностями. Разыгрывание ролей: □ позволяет участникам выйти на собственные ограничения и раздвинуть эти границы; □ приводит к расширению границ самосознания; □ помогает выразить скрытые чувства и разрядить накопленные переживания; □ дает возможность поупражняться в различных типах поведения; □ высвечивает динамику группового взаимодействия, формального и неформального; □ устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями; □ помогает научиться контролировать свои эмоции [4; 7; 29; 66]. Морри Ван Ментс1 выделяет следующие способы разыгрывания ролей: 1.Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и 1 См.: Ван Ментс М. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.: «Питер», 2001.
наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним. 2.Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно. 3.Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах. 4.Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, или между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т. п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы. 5.Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними. 6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а
особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего. 7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях возможно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста. Психодраматические приемы Суть психодрамы как метода групповой работы определяется в разыгрывании участниками ролей в моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный смысл. Можно перевести слово «психодрама» с латинского языка как «действие души». Жизнь в психодраматической группе формируется как специфическая реальность, в которой участники экспериментируют с разными жизненными ситуациями, ролями и формами поведения. В классическом варианте метод психодрамы заключается в следующем. Основные участники. Протагонист — главный герой, он предлагает материал для разыгрывания, задает сценируемую ситуацию, ее постановку и сам играет. Действуя в ней и затем участвуя в обсуждении, он приобретает более полное видение ситуации, себя, других людей, формирует новый опыт в совокупности с новыми поведенческими образцами. Вспомогательные Я — это члены группы, которые изображают отсутствующих участников разыгрываемой сцены. При этом вспомогательное Я может получить роль как реального лица, так и субличности, образа сновидения, части тела, вещи, идеи — всего того, что представляет чувственный мир протагониста. Ведущий психодрамы — руководитель группы. Он несет ответственность за организацию сеанса, управляет им, выбирает подхо-
61 дящие техники, регулирует эмоциональную напряженность и включенность участников.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (860)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |