Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классические формы диалектики: идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса



2016-09-16 3570 Обсуждений (0)
Классические формы диалектики: идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса 5.00 из 5.00 3 оценки




 

Философское знание всегда стремилось к осмыслению как связного и целостного, к выявлению важнейших тенденций его изменения и развития. В настоящее время перед человечеством стоит множество проблем, от решения которых зависит будущее всего мира. Поможет ли философия, в частности диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии, в поиске путей выхода из сложившейся ситуации?

Диалектическое понимание мира как философское направление явилось итогом длительного развития диалектической мысли.

Идеи диалектики (греч. - веду беседу, рассуждаю) впервые возникли на заре человеческой культуры в философско-научных и философско-религиозных взглядах и представлениях Египта, Вавилона, Индии, Китая. Гениальные догадки о развитии высказывали древнегреческие философы -милетцы, Гераклит, Эмпедокл, Эпикур. Мир существует как связное целое вечно. Нынешнее его состояние - одна из пройденных им ступеней, то есть мир постоянно движется, изменяется. Гераклит утверждал: "Мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь". Утверждая идею развития мира, греческие мыслители не доказывали ее в подробностях, не дошли до понимания развития как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого, а остановились на циклической повторяемости -возвращении мира после прохождения им гигантских ступеней "на круги своя".

Определенный шаг в осмыслении развития как процесса качественных изменений был сделан в средневековой философии. Так, А. Блаженный уподоблял историю общества жизни человека, считая, что общество проходит те же этапы развития: детство, отрочество, юность, зрелость, старость, смерть. Неповторимость индивидуальной и общественной жизни в известной мере преодолевала цикличность модели развития. П. Абеляр уже определял искусство диалектики как "понимание истины вещей", а свой диалектический талант рассматривал и как харизму (греч. - милость, божественный дар) и как возможность доказать господство "естественного разума" в его пропедевтических границах (пропедевтика греч. - обучаю предварительно).

Философия Нового времени продвинулась вперед в рассмотрении идеи развития благодаря использованию достижений в области естественных наук (гипотезы Р. Декарта об образовании звезд, Солнца, Земли в результате длительных вихреобразных движений частиц материи; идеи Ж. Ламарка об историческом развитии земной поверхности, которую позже развил Ч. Лайель, утверждавший, что под влиянием внутренних и внешних факторов происходит совершенствование строения растительных и животных организмов, что человек произошел от животного и др.), пробуждению огромного интереса к истории общества в период буржуазных революций, а также изучению неясных догадок средневековой и античной философии.

Г. Гегель, выдающийся представитель немецкой классической фи­лософии, разработал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма. Постоянное движение, изменение он находил и в природе, однако подлинное развитие выявил в истории общества и прежде всего в духовной культуре. Духовные процессы общества представлялись ему наиболее важными, определяющими все остальное. Реальная история стран, народов осмысливалась как воплощение развития духа, идей.

Остановимся на том, что нового внес Г. Гегель в развитие диалектической мысли.

Во-первых, Г. Гегель попытался последовательно и всесторонне применить принцип развития в качестве основополагающей идеи научного понимания мира. Все области человеческого бытия (наука, мораль, право, философия, религия, материальное производство, государство, политика) были им представлены как постоянно развивающиеся из некоторой первоосновы через ряд промежуточных форм к наиболее полному и совершенному своему выражению.

Во-вторых, ему удалось окончательно преодолеть стихийность диалектики, доставшейся философии Нового времени в наследство от античности. Это означало, что диалектика применялась им сознательно и была тщательно разработана как научная теория. Именно Г. Гегель открыл и сформулировал основные законы и категории диалектики, установил между ними строгую связь. В построении диалектики как науки он использовал принцип развития. Г. Гегель показал внутреннюю связь логических категорий как вытекающих друг из друга на основе преодоления внутренних противоречий предшествующей ступени.

В-третьих, Г. Гегель создал "Науку логики" (1812—1816), про­изведение, в котором дал не только полный анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, но и создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики.

Диалектика Гегеля в известной мере переросла потребности ес­тествознания своего времени и, тем более, потребности социального развития. Точнее, ее теоретическая и практическая значимость появилась и подтвердилась лишь в XX веке в неклассической физике и в области социального познания.

Рассмотрим особенности гегелевской диалектики, отличающие ее от другой формы классической диалектики - марксистской.

Диалектика Г. Гегеля - идеалистическая диалектика, по законам которой происходит развитие Абсолютного Духа, Идеи: начиная от Духа "в себе" к полному и исчерпывающему познанию и реализации Духом самого себя. Идеалистический характер его философии не позволил Г. Гегелю быть до конца последовательным, и в угоду своей системе он часто переходил на позиции метафизики: развитие у него имеет начало и завершение, конец. Свою эпоху Г. Гегель представлял вершиной самоутверждения Абсолютной Идеи, считая, что вершина в философии достигнута в гегелевской философии, вершина государства - в прусской монархии, вершина права - в прусском праве. На этом развитие абсолютной идеи прекращается, и действительность закостеневает в достигнутых формах.

Прогрессивные и консервативные тенденции философии Г. Гегеля, определяющие ее двойственность, внутреннюю противоречивость, стали отправной точкой для дальнейшего развития классической формы диалектики.

В марксистской философии диалектика явилась определяющим эле­ментом всей системы философского знания. С одной стороны, материа­листическая диалектика есть сознательно и последовательно применяемый метод построения мировоззренческого знания, с другой стороны, это -учение, теория, где разработаны в деталях методы понимания мира как развивающегося. В. Ленин в работе "Карл Маркс" определил, поэтому, марксистскую диалектику как "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде".

В настоящее время в учебной и научной литературе сложился оп­ределенный стандарт изложения классической диалектики как науки, включающей следующие разделы:

· общий характер диалектики (определение, единство диалектики, логики и теории познания, объективная и субъективная диалектика и т. д.);

· основные принципы диалектики (всеобщей связи и развития);

· основные законы диалектики;

· группа категорий диалектики.

Не ставя задачи глубоко осветить все разделы диалектики, обратимся прежде всего к определению диалектики как учения об универсальных связях, изменении, развитии. Принципы диалектики присутствуют уже в ее определении. Они охватывают фундаментальные идеи, очерчивают предмет, т. е. означают, что диалектика исходит из убеждения в том, что все предметы материального мира, а также продукты духовной деятельности находятся в теснейшей, неразрывной связи друг с другом и именно поэтому вовлечены в "Гераклитов поток развития", которого не минует ни один предмет и ни одно его мысленное отображение в человеческой голове.

Всеобщая связь - это предпосылка, условие и результат развития, это выражение материального единства мира. Когда мы говорим о всеобщей взаимосвязи, то имеем в виду следующее:

все вещи принадлежат этому миру, являются его моментом, частью, могут воздействовать друг на друга;

все предметы находятся не в одном каком-либо, а в многообразных отношениях друг с другом.

Исходя из этого, всеобщность означает неисчерпаемость связей. Связь - это такое отношение между вещами, при котором они находятся во взаимодействии, т. е. изменение одного предмета вызывает изменение другого. Понятие "связь" мы раскрыли через понятия "отношение" и "взаимодействие", и это не случайно.

Отношение означает лишь некоторую оппозицию вещей друг к другу, их раздельность, дифференцированность, поэтому это - абстрактное, формальное определение, фиксирующее лишь оппозицию вещей друг к другу. Взаимодействие - более содержательное и конкретное определение, означающее, что они могут изменять друг друга. Связь - еще более конкретное понятие, вскрывающее структурность, устойчивость взаимодействия, определенную его направленность. Именно категория "связи" вскрывает сущность отношения вещей друг к другу. Важным предметом диалектики стали универсальные, категориальные связи, которые постепенно осмысливаются как диалектические закономерности.

Рассмотрим некоторые типы всеобщих связей, объединенных в парные категории.

Единичное и общее. Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим свойствам от других предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сходство, однотипность единичных предметов. Связь единичного и общего носит всеохватывающий, фундаментальный характер, без глубокого осмысления этой связи невозможно познать мир. Особенное выступает в диалектике как промежуточное звено между единичным и общим. Скажем Илья Глазунов -художник - человек. Раскрывая связь вещей и явлений с помощью категорий единичное, особенное, общее, материалистическая диалектика утверждает, что общее воплощает в себе все богатство индивидуального, отдельного, что единичное не существует без общего, а общее без единичного.

Явление и сущность. Другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с соотнесением поверхностного и глубинного уровней действительности, суть которых заключена в категориях явление и сущность. Явление - это внешняя, наблюдаемая, подвижная характеристика предмета. Сущность - это внутренняя, скрытая, относительно устойчивая характеристика предмета, явления. Сущность и явление диалектически связанные, не совпадающие противоположные предполагающие друг друга. Возможность человеческого познания обеспечена диалектической связью сущности и явления: познание сущности достигается через познание явлений. Сейчас в центре внимания ученых различных стран постоянно возрастающее явление функциональной неграмотности, которое проявляется в том, что дети в высокоразвитых, так и в среднеразвитых странах плохо ориентируются в мире, особенно в нестандартных ситуациях, не проявляют духовной активности, не применяют практически приобретенные в школе знания. Вот такова внешняя характеристика явления, для выяснения его сущности ученые неоднократно собирались на конференции, в том числе и на международный семинар. Сущностные характеристики, по их мнению, заключаются в образовании принципа механической, формальной обработки интеллекта по заранее разработанным образцам, неумении рационально использовать и одновременно духовно сохранять и оберегать чужую интеллектуальную мудрость.

Принцип системности дополняет принцип всеобщей связи, отражая внутренние и внешние связи предмета, обеспечивающие его устойчивость, стабильность и качественную определенность. Он требует разграничения внешней и внутренней сторон предмета, сущности и ее проявлений, единства и многообразия сторон предмета, раскрытия формы и содержания, элементов и структуры, случайного и необходимого, вероятного и жестко детерминированного в системах и т. д.

В качестве системного можно рассматривать любой объект, однако не ко всем объектам целесообразно применять принципы и методы системного подхода (например, толпа, куча и т. д.) Системный объект всегда обладает целостной устойчивой структурой, в результате взаимодействия элементов данной системы возникают новые (интегрированные) свойства. Для системных объектов характерно последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня, т. е. иерархичность строения.

Рассмотрим некоторые типы структурных связей, объединенных в парные категории.

Система, структура, элемент. Система обладает всеми чертами категорий диалектики и служит организующим звеном концептуального аппарата отражения реальных связей. Под системой мы понимаем упо­рядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой. Под структурой понимается относительно устойчивый способ связи элементов целого, при этом характер связи может быть более слабым (когда элементы могут существовать как самостоятельные, хотя и теряют вне связи с целым ряд своих свойств) и более сильным (в отрыве от целого такие элементы не могут существовать, например, биологический организм). Элемент, таким образом, выступает как конечный в данной системе компонент, например, атом в системе "молекула", электрон в системе "атом". Однако "неделимое" в одной системе оказывается делимым в другой:

Принцип системности и связанный с ним системный подход — важные методологические направления в современной науке и практике, потому что они нацелены на всестороннее познание предмета, на воспроизведение его сущности и ее проявлений при взаимодействии с другими материальными системами.

Принципы всеобщей связи, развития, системности получают свою конкретизацию в принципах причинности и детерминизма.

Идея причинности - ядро принципа детерминизма, но она не ис­черпывает всего его содержания. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет явлений, которые бы не порождались тем или иным следствием. Отметим, что причинные отношения присутствуют не только в процессе развития, но и в деградации, распаде, то есть при любых изменениях как естественных, так и искусственно (целенаправленно) производимых людьми. Принцип причинности обозначает необходимые генетические связи явлений, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие).

Причина и следствие. Причина устанавливает источник происходящих в мире изменений, следствие устанавливает последующие за этим явления. Причинно-следственные связи имеют универсальное значение для познания мира. При этом нужно учитывать всю их сложность, изменчивость, многозначность, "оборачиваемость". Взаимодействие, например, представляет сложный тип связи, когда причина и следствие влияют друг на друга, выполняя одновременно роль и причины, и следствия, как-то: учитель-ученик, почва-растение, актер-зритель. Повод не вызывает сам по себе следствия, он служит ускорителем, толчком к ускоренному проявлению следственных событий. У А. Моруа есть сюжет, в котором описывается человек, опоздавший на поезд, после чего, как он сам считает, жизнь его складывается крайне неудачно. Герой считает, что несколько секунд отделили его от счастья. Коренная причина кроется, естественно, не в обстоятельствах, а в характере человека.

Философский детерминизм (лат. - определять) - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому можно познать, объяснить, предсказать события, имеющие, однозначно определяемую и вероятностную природу, исходя из того, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено. Реальные явления и процессы детерминированы, они возникают, развиваются и уничтожаются, в результате действия определенных причин.

При всей близости принципов причинности и детерминизма они не тождественны. Последний включает категории необходимости, случайности, вероятности, возможности и действительности.

Случайность и необходимость. Необходимость есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях. Однако конкретная форма осуществления необходимости может быть различной и выступает как случайная. Необходимость как способ неизбежного разрешения проти­воречия (любого процесса, протекающего во времени и в пространстве) прокладывает себе дорогу через случайность, а случайность оказывается "дополнением и формой проявления" необходимости. Непредсказуемость случайностей кажется противоречащей принципу детерминизма, однако это не так: случайные события и причинные связи -это следствие хотя в настоящее время и неизвестных, но все же реально существующих условий и причин. Вероятность - мера возможности выступления случайного события, с помощью аппарата математической статистики рассчитывается возможность реализации различных вариантов следствия.

Возможность и действительность. Возможность есть предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Действительность фиксирует настоящее существование предмета. Возможность и действительность рассматриваются как по­следовательные ступени развития явления. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса любого явления. Диалектика как учение о развитии включает в себя не только основополагающие идеи - принципы, отражающие универсальные, структурные, причинные связи, являющиеся предпосылкой, условием и результатом развития, но и известные диалектические законы "развития вообще".

Закон единства и борьбы противоположностей. Категории закона: "противоречие", "противоположность", "единство противоположностей", "борьба противоположностей", "тождество", "различие", "конфликт".

Все материальные образования в процессе взаимодействия друг с другом испытывают определенные изменения, что может привести к их превращению в иные материальные образования при определенных усло­виях. Чем же обусловлен процесс изменения взаимодействующих систем, их развитие?

Взаимодействие представляет по своей сути противоречие, т. е. отношение взаимосвязанных, но различных сторон, тенденций, процессов в рамках одной системы, а именно действия и противодействия. Некий объект воздействует на другой объект, вызывая в нем определенные изменения, однако и объект, на который оказывается воздействие, не пассивен. Он активно сопротивляется данному воздействию, противодействует ему, стремясь сохранить свою самостоятельность и устойчивость. Отсюда, оба объекта являются противоположностями, так как представляют стороны одного материального образования и имеют противоположные направления изменения. Взаимодействие противоположностей представляет противоречие или борьбу противоположностей. Например, форму и содержание рассматривают как противоположности, потому что они имеют прямо противоположные тенденции изменения: форма непременно повторяется, содержание имеет тенденцию не повторяться.

Противореча друг другу, противоположности, однако, не расходятся в органической связи, взаимопроникают друг в друга, представляя собой единство противоположностей. В чистом виде нет ни формы, ни содержания, и то, что делает один предмет родственным другому, представляет единство формы и содержания. Противоположные стороны предмета и тенденции существуют только в единстве, т. е. единство выражает определенное совпадение противоположностей в тех или иных моментах, тенденциях, выступая уже как диалектическое противоречие.

Таким образом, противоречие есть единство и борьба взаимоисключающих и одновременно взаимоопределяющих противополож­ностей. Единство противоположностей временно, относительно, при определенных условиях оно возникает, какое-то время существует, а потом в результате борьбы составляющих его противоположностей разрушается, заменяется новым единством, которое в будущем также не вечно. На смену ему приходит новое единство и так далее. Борьба является, поэтому, абсолютной, она присутствует на всех стадиях существования единства, представляя связующее звено между старыми новым, приходящим ему на смену единством. Таким образом происходит развитие.

Надо иметь в виду, что противоположности не только исключают друг друга, но и совпадают между собой, между ними складываются отношения различия (несущественные различия и существенные различия) и тождества. Только существенные различия выступают в виде противоречия, потому что они содержат различные тенденции, различные направления изменения и развития.

Механизм действия закона единства и борьбы противоположностей. Закон показывает источник развития. Начиная с несущественного различия, противоречие может переходить на стадию существенного различия, которое при определенных условиях развивается в противоположности. При дальнейшем развитии противоречия противоположности переходит в стадию крайностей, где вступают между собой в конфликт, переходят друг в друга, обусловливая этим разрешение противоречий. После разрешения противоречий данный объект переходит в новый с новыми противоречиями.

Закон взаимного перехода количественных и качественных, изменений. Категории закона: "свойство", "количество", "качество", "мера", "скачок".

Свойства объекта проявляются в ходе его взаимодействия с другими объектами. Каждый материальный объект имеет много свойств как существенных, так и менее существенных, внутренних и внешних, одни свойства отличают данный объект от другого, выступая как особенное, другие, составляя общее, указывают на сходство данного объекта с другими. Отсюда следует, что свойства не полностью раскрывают природу объекта, а только одну из его сторон, поэтому свойство можно определить как частичное выражение качества. Только категории качества и количества раскрывают природу объекта, его определенность. Качество есть совокупность свойств, указывающих на определенность объекта, при утрате существенных свойств данный объект превращается в другой, отличающийся от первого. Количество есть совокупность свойств, указывающих на размеры, величину объекта.

Качество и количество неразрывно взаимосвязаны друг с другом, предел, до которого это единство существует, образует меру. Однако рано или поздно происходит уничтожение старого новым, поэтому данное единство временно.

Изменение количества происходит непрерывно, изменение качества всегда происходит в виде перерыва непрерывности - в виде скачка. Скачок есть форма перехода одного качества в другое, когда постепенное количественное изменение прерывается и происходит переход количественных изменений в качественные. Существуют следующие виды скачков: взрывные, когда качество изменяющегося предмета преобразуется быстро и полностью, и постепенные, когда происходит последовательное, медленное отмирание элементов старого качества и накопление элементов нового качества. По глубине и значению скачки можно разделить также на революционные и эволюционные. При первом происходит ломка основного качества вещи, при втором - основное качество вещи сохраняется.

Механизм действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Непрерывные постепенные количественные изменения, нарушив меру предмета, выходят за его границу, совершается качественное превращение одного объекта в другой. Качественные изменения всегда обусловлены изменениями количественными, в свою очередь, и качество также влияет на изменение количества. Через скачок происходит переход одного объекта в другой обязательно с изменением количества, но с ломкой или сохранением основного качества.

Закон отрицания. Категории закона: "диалектическое отрицание", "отрицание отрицания". Разрешение противоречий осуществляется через отрицание одних качественных состояний объекта другими, потому что в процессе развития утверждение нового всегда связано с отрицанием старого. Диалектика состоит в том, что через отрицание утверждается новое. Всякое ли отрицание утверждает новое и является диалектическим? Попытка полностью разрушить, уничтожить объект считается "голым", "зряшным" отрицанием, не дающим нового. Такое отрицание может рассматриваться как диалектическое. Возьмем другой пример: эмбриональное формирование организма человека сменяется младенчеством, оно, в свою очередь, детством и т. д.

Каждая новая фаза отрицает предыдущую, но не уничтожает, не разрушает ее, а заимствует из нее все лучшее и переносит в новую фазу. Старое продолжает существовать в новом, но в снятом, т. е. превращенном, измененном виде. Это и есть диалектическое отрицание. Повторение старого на новом, более высоком уровне носит характер развития, а не круговорота. Развитие будет иметь уровень выше, чем больше отличается результат отрицания от первоначального состояния. Но ведь на этом развитие не заканчивается, и полученный результат подвергается новому отрицанию. Закон отрицания показывает направление развития, выступая как единство преемственности, поступательности, традиционности и повторяемости, цикличности, как бы возврата к старому в процессе развития. Развитие осуществляется не по прямой линии, а по спирали, которая относительно отражает направление более сложного развития.

Механизм действия закона отрицания. Первое отрицание, как ступень к новому, заимствует самое ценное из данного объекта, безжалостно расставаясь со старым, ненужным. Второе отрицание - отрицание отрицания - ведет не к простому восстановлению исходного объекта, а к появлению нового, которое внешне может и напоминать старый объект, например, зерно, но по своему существу будет от него отличаться.

Проанализировав основные принципы диалектики - принцип всеобщей связи, принцип системности - принцип детерминизма, различные типы универсальных связей, выраженные в законах и категориях, можно сформулировать основной принцип философской теории развития -принцип развития.

Развитие - это особый тип изменения, оно фиксирует сущность движения как способа бытия материи, при этом движение выступает как самодвижение - постоянное разрушение старого и создание нового. Новое состояние объекта - результат изменения его структуры или состава, возникновения или исчезновения его элементов или связей. И все-таки, не всегда легко отличить развитие от изменения предмета, которое также может быть связано с количественным или качественным характером объекта, например, с превращаемостыо элементарных частиц, физиологическими изменениями в организме и т. д. Выделяют необратимость, направленность и закономерность изменения объекта как свойства развития, отличающие его от изменения. Обратимость характеризует процессы функционирования, например цикличность типа "вода-пар-вода", при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться в объекте, и, наконец, отсутствие зако­номерности характерно для случайных процессов катастрофического типа.

Развитие живых организмов на Земле, культуры различных народов и т. д. показали, что этот процесс не является универсальным и однородным. Если рассматривать крупные линии развития (органическая эволюция), то внутри наблюдается взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия развития прогрессивная, переплетается с изменениями, которые образуют тупиковые ходы и даже направлены в сторону регресса (обратное движение).

В настоящее время в самом общем виде прогресс определяют как тип (или направление) развития объектов, сложных систем от низших форм к более высоким и совершенным. Достаточно четко и эмоционально охарактеризовал прогресс русский философ К. Леонтьев. Он считал, что в прогресс надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Вера в прогресс должна быть пессимистической, а не благодушной, все ожидающей какой-то весны. Развитие, по Леонтьеву, есть восхождение от простейшего к сложнейшему, это ход от бесцветности к оригинальности и сложности. Нетрудно догадаться, что рожден скепсис и пессимизм К. Леонтьева относительно "безоблачного будущего".

Регресс представляет собой тип развития, дня которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению необходимых функций. Регресс и прогресс взаимосвязаны: регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогресса развития системы, как живого организма, так и общества.

Принцип развития предполагает и принцип историчности, т. е. рассмотрение возникновения объекта, его современного состояния и будущего. Принцип историчности помогает установить внутренний механизм исторического процесса, конкретное историческое состояние объекта, движущие силы, условия развития и т. д. Историзм пронизывает не только науку об обществе, но и естествознание. Принцип историчности в биологии был научно обоснован и применен Ч. Дарвином. Невозможно только при помощи теоретической мысли выявить развитие природы и человеческой истории. Обобщенная картина истории развития объектов представляет как бы итог становления, взятый во всей полноте.

 



2016-09-16 3570 Обсуждений (0)
Классические формы диалектики: идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Классические формы диалектики: идеалистическая диалектика Г. Гегеля и материалистическая диалектика К. Маркса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)