Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)



2016-09-16 1439 Обсуждений (0)
Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В России в 30-е годы 19 века начался кризис крепостнического хозяйства, усилились противоречия между крепостными и по­мещиками. В этих условиях получили значительное распространение демократические, и даже революционные идеи. Это нашло свое выражение в движении декабристов и, в особенности, у революционных демократов.

Революционные демократы вели борьбу по вопросам о судьбах России против двух крайних течений: славянофилов (Хомя­ков, Самарин, Киреевский, братья Аксаковы) и западников (Грановский, Боткин, Каверин и др.).

А.И. Герцен (1812-1870 - сын помещика и крепостной женщины (разночинец). С ранней юности он выступал против крепостни­чества и царского деспотизма с пропагандой демократических идей, поэтому подвергся преследованиям и был вынужден иммиг­рировать. В эмиграции он издавал журнал "Полярная звезда" и газету "Колокол". Главные произведения его называются: «Письма об изучении природы». "Дилетантизм в науке".

В.Г. Белинский (1811 -1848). Гениальный литературный критик, основатель революционно-демократической эстетики, блестя­щий публицист. Основные работы: ''Взгляд на русскую литературу", "Эстетическое отношение искусства к действительности".

Н.Г. Чернышевский (1828 -1889). Его труды: "Антропологический принцип в философии", "Что делать?".

Н.А. Добролюбов (1836 -1861).Друг и соратник Чернышевского, его труды: "Физиологическо-психологический взгляд на начало и конец жизни", "Основания опыта по психологии".

Эти ученые были материалистами в понимании природы. Они обосновывали первичность материи, вторичность сознания, позна­ваемость мира, объективность законов развития природы, боролись при этом против идеализма различных направлений. Критикуя идеализм Гегеля, Герцен доказывал, что мышление - это закономерный результат развития природы. Белинский от­стаивал идею, что сознание - это свойство мозга. Они обосновывали материальное единство мира. Например, Чернышевский писал: «Все предметы разнообразны, но все они одинаковы в том, что материальны». Добролюбов отмечал: "Все существующее это различные состоя­ния материи, которая находится в постоянном развитии".

Критикуя Канта, они доказывали, что законы природы существуют объективно, что движение, пространство и время сущест­вуют реально и объективно и неразрывно связаны с материей, что понятия материи, движения, пространства и времени являются отражением соответствующих реалий в нашем сознании.

Критикуя теорию тепловой смерти Вселенной, Чернышевский писал: «Если бы могло настать такое состояние, оно было бы уже наставшим с бесконечно далекого прошлого. Формула, предвещающая конец движения во Вселенной противоречит факту существования движения в наше время». Борясь против дуализма, они доказывали, что мышление и сознание не могут существовать без своего материального носи­теля, при этом подчеркивали связь дуализма с религией. Они боролись против вульгарного материализма, обосновывая то, что духовные процессы не сводимы к физиологическим. В отличие от других революционных демократов, у Чернышевского имеются отдельные антропологические идеи, т.е. он по­нимал человека как биологическое существо, недооценивая роль конкретно-исторических общественных отношений.

Революционные демократы вели борьбу против позитивизма (простого собирания научных фактов), отстаивая необходи­мость тесной связи и взаимодействия между материалистической философией и естествознанием. Чернышевский писал: "Философия должна опираться на данные естественных наук и наоборот, развитие естественнонаучных знаний невозможно без материалисти­ческого воззрения на мир". Герцен отмечал: "Нужно ликвидировать разрыв между философией и естествознанием, иначе философия по­грязнет в оторванных от мира абстракциях, естественные науки утонут в бездне фактов".

В вопросах теории познания, по Чернышевскому, агностицизм - это философия пассивного примирения с существующим положением вещей. Герцен кри­тиковал односторонность как эмпиризма, так и рационализма, обосновывая тесную связь между чувственным отражением и мыш­лением.

Белинский по вопросу о возможности познания писал: "Если ограничено познание отдельного человека, то безгранично по­знание человечества". Чернышевский указывал: "Агностицизм не совместим с естествознанием". Подчеркивая роль практики он писал: "Практика это проб­ный камень всякой теории", «что подлежит спору в теории, начистоту решается практикой действительной жизни». Эти и другие идеи оказали положительное влияние на таких отечественных ученых, как Менделеев, Мечников, Сеченов, Умов, Тимирязев, Павлов и др. Революционные демократы, критикуя Гегеля за его объективный идеализм, высоко ценили его диалектические идеи. При этом, они пытались эти идеи истолковать материалистически и применить их к истолкованию открытий в естественных науках, а также теоретически обосновать необходимость революционных преобразований в России. Революционные демократы отстаивали атеистические идеи, считая, что религия в России - это идейная основа существующе­го строя и выступали за просвещение народа, как главного фактора освобождения от религии.

С наибольшей силой и яркостью проявились зрелость и самостоятельность революционных демократов в области эстетики. Их эстетические взгляды формировались в борьбе с распространенной тогда теорией «чистого искусства», сторонники которой пытались увести искусство и его деятелей от актуальных социальных вопросов. Революционные демократы отстаивали идейность, реалистичность и народность искусства, задачу правдивого отражения жизни, создания произведений, пробуждающих в народе чувство долга и человеческого достоинства. Выдвинули идею о том, что произведения искусства должны выносить приговор действительности, считали главной задачей искусства разоблачение крепост­ничества и царизма и борьбу за новый общественный строй.

 



2016-09-16 1439 Обсуждений (0)
Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Русская материалистическая философия 19 века (A.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)