Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские воззрения Дж. Беркли и Д. Юма



2016-09-16 990 Обсуждений (0)
Философские воззрения Дж. Беркли и Д. Юма 0.00 из 5.00 0 оценок




После буржуазной революции 1688-1689 гг. в Англии, английская буржуазия стала признанной частью господствующих сил в Англии. Это изменение в ее положении получило свое отражение в философии. Если по пути к революции она шла в основном под знаменами материализма, после революции, материалистические идеи постепенно вытесняются идеалистическими. Наибо­лее видными, из которыхбыли Джордж Беркли (1685-1753) и Давид Юм (1711-1776).

Беркли выразитель интересов послереволюционной буржуазии Англии. Родился в Ирландии, окончил университет в Дубли­не, затем был учителем теологии, миссионером и в конце жизни епископом. Главный труд - "Трактат о принципах человеческого знания". Уже в ранней молодости он принял решение бороться против атеизма и, следовательно, материализма и его основного поня­тия - материи. Этим во многом объясняются основные характеристики его философии, которая в основном представляет субъек­тивный идеализм, хотя и не совсем последовательный.

Он заявил, что на основе материализма и его учения о материи воздвигнуты все безбожные построения атеизма, что вели­ким другоматеизма была материальная субстанция. Чувствуя недостаточность своих доводов против материи, он иногда перехо­дил к агитации: "Если бы даже те доводы, которые мы выдвинули против материи, не удовлетворяют кого-то, я же их считаю вполне достаточными, то друзья истины и религии должны признать их убедительными" или "отрицание материи не наносит ни­какого ущерба роду человеческому, который даже и не заметит отсутствие материи". Он писал, что он "не уничтожает материю, поскольку ее никогда не существовало".

Беркли исходил из ряда идей Локка, а именно из его сенсуализма, преувеличивающего роль ощущений в познании, из его жесткого деления качеств на первичные и вторичные. Беркли оставалось объявить все качества ощущениями. В этом случае каждая вещь, как совокупность ее свойств в понимании Беркли стала комбинацией ощущений субъекта. Отсюда его принцип "быть - значит быть воспринимаемым", "существует только то, что имеется в восприятии субъекта", поскольку материи нет в наших восприятиях, она и не существует.

"Единственной субстанцией является либо дух, либо то, что мы воспринимаем, не мыслящей субстанции не существует". "Не сомневаюсь в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и касаюсь своими руками" и вместе с тем " чувст­венно воспринимаемые объекты существуют лишь в мысли". Беркли отвергал причинно-следственные связи в мире, считая, что Бог, как мудрый творец создал вещи для определенных предназначений, с определенной целью (телеология). Единственная причина, признаваемая Беркли - духовная. Беркли отвергал реальное, объективное существование пространства и времени, считая, что пространство является упорядочиванием сосуществующих ощущений и восприятий, а время - упорядочиванием их очередности, смены одних другими. Таким образом, его философия была направлена и против детерминизма ученых Нового Времени и против признания ими пространства и времени. Зайдя в тупик в понимании мира и вещей, поскольку его точка зрения вела к солипсизму, он заявил, что причина, которая по­рождает ощущения в сознании субъекта это Бог (переход к объективному идеализму).

Д. Юм родился в Эдинбурге, получил хорошее философское образование, был профессором университета, а некоторое время и на дипломатической службе. Главный труд - " Исследования о человеческом разуме".

В философии был продолжателем тех же идей Локка, что и Беркли. Если источником ощущений по Локку, являются реальный мир, вещи, а по Беркли - Бог, то Юм считает, что вопрос о том, существует ли внешний мир, является ли он источником реальных ощущений неразрешим. По этому поводу ни одно положение невозможно ни доказать, ни опровергнуть, т.к. наш разум имеет дело с этими ощущениями, а не с тем, что их порождает. В общем-то Юм допускал, что какая-то реальность существует, но знать ее мы не можем. Это агностицизм в виде доведенного до предела скептицизма.

Непосредственно наш разум имеет дело с восприятиями, которые возникают в нас, когда мы видим, слышим, чувствуем. Вся творческая сила духа - это лишь способность соединять, сочетать, уменьшать, увеличивать то, что есть в нашем восприятии. Это сенсуализм, хотя и субъективно идеалистический.

Правильно отмечая ограниченность суждений, полученных из неполной индукции, Юм трактует ее недостаточность в духе агностицизма. По сути дела Юм устранял вопрос о том, есть ли что-нибудь за ощущениями субъекта. "Наши восприятия, суть наши единственные объекты, все вещи - это восприятия нашего ума". Опыт по Юму есть взаимодействие различных восприятий. Причинно-следственная связь не существует в реальном мире. Это всего лишь привычка людей наблюдать повторяющиеся очередности одних восприятий по отношению к другим. К тому же он отвергает эти связи, считая их непознаваемыми, не отличимыми от простых отношений сосуществования и очередности.

Юм отрицал духовную субстанцию, критиковал различные доказательства существования Бога, которые выводились из целесообразности устройства мира и др., критиковал ряд положений религии. Пытаясь объяснить возникновение и социальные функции религии, он отмечал, что религия часто была причиной войн. Ссылаясь на историю, показывал какую отрицатель­ную роль играли разные религии в общественной жизни. Он отмечал противоречия, в которых запутались теоретики и защитники религии. Не соглашаясь с теорией "общественного договора", Юм критиковал феодальное сословное общество, считал, что обще­ство естественно возникло из семейных и родовых отношений на основе осознания общих интересов. Главная движущая сила развития общества - это стремление к прибыли, что ведет, по его мнению, к упорядочиванию общества и возникновению государства. Экономические взгляды Юма оказали влияние на формирование идей Адама и Смита.

 



2016-09-16 990 Обсуждений (0)
Философские воззрения Дж. Беркли и Д. Юма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские воззрения Дж. Беркли и Д. Юма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (990)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)