Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философские воззрения М.В. Ломоносова и A.Н Радищева



2016-09-16 1124 Обсуждений (0)
Философские воззрения М.В. Ломоносова и A.Н Радищева 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С 17 века в России начинают складываться буржуазные экономические отношения. Происходит формирование русской на­ции в рамках многонационального общества, происходит укрепление абсолютной монархии, что сопровождается усилением гнета и эксплуатации трудящихся масс и в связи с этим происходит обострение классовой борьбы, которая находит свое выражение в крестьянских восстаниях в Поволжье, на Дону, Астрахани и Башкирии, происходит развитие товарно-денежных отношений, рыночных связей, и это вызвало необходимость принятия ряда реформ. Реформа Петра I были направлены в первую очередь на укрепление государства и на усиление помещичьего гнета. В этот период выступили на идеологическую арену ряд видных деятелей, в том числе церковный деятель и писатель Прокопович, видный историк и государственный деятель Татищев, сатирик и дипломат Кантемир и др.

Выдающимся ученым естествоиспытателем и философом материалистом былM.В. Ломоносов (1711-1765), заложивший ос­новы материалистической традиции в российской науке и философии. Он доказывал, что богословие не должно вмешиваться в дела науки и философии, что наука и философия должны опираться на опыт и факты, а не на текст Священного Писания. Философия должна быть в единстве с естествознанием, а не ссылаться на библейские предания.

Он обосновал закон сохранения вещества, выдвинул идею о законе сохранения движения, разработал корпускулярную тео­рию строения материи, механическую теорию теплоты, которые носили материалистический характер, он показал несостоятель­ность теории теплорода и хладорода.

По Ломоносову, материя - это протяженная, непроницаемая, делимая на мельчайшие части, нечувствительные частицы субстанция. И в основе мироздания лежат эти частицы, которые он называет корпускулами и атомами. Атомы неделимы и занимают пространст­во, обладают протяженностью, силой инерции, тяжестью, движением или покоем. Они находятся в поступательном, колебатель­ном и вращательном движении.

Ломоносов пытался объяснить первичные и вторичные качества материи особенностями и характером движущихся атомов, считая, что и те и другие присущи телам. Движение не отделимо от материи и является ее внутренней активностью. Большое значение имели выдвинутые им эволюционные теории об образовании гор, руд, угля, торфа, нефти, янтаря, почв и т.п. Он говорил о беспредельности миров, о возможности жизни на других планетах.

В теории познания Ломоносов считал, что внешний мир воздействует на наши органы чувств и ощущения, и восприятия являются единственным источником наших знаний.

Ученый - сторонник просвещенной монархии, осуждал отсталость России из-за крепостничества, переживал за судьбу Родины и хо­тел видеть ее в числе передовых стран, осуждал невежество, праздность и паразитизм духовенства.

Материалистическая философия Ломоносова, опиравшаяся на достижения естествознания была механистичной, но, тем не менее, она явилась большим достижением философской мысли и оказала плодотворное влияние на последующее развитие филосо­фии и науки в России. В дальнейшем в 18 веке осуществляются преобразования в различных сферах жизни общества. Возникло движение просве­тителей, в числе которых были: Новиков, Аничков, Фонвизин, Сковорода и др.

Но наиболее значительным из них являлсяА.Н. Радищев (1749-1902) -видный борец против крепостничества и самодержавия, зачинатель революционной мысли в России, как философ в основном материалист. Его основные произведения: "Путешествие из Петербурга в Москву", « О человеке, его смертности и бессмертии", ода "Вольность".

Он был механицист, метафизический материалист с элементами деизма и идеалистическими взглядами на общество. Он от­вергал бессмертие и переселение душ, считая, что сама эта идея порождена бедствиями и страданиями людей. Природа - это проявление материи, кроме которой ничего в мире нет. Человек - это высшее проявление телесности. Человече­ство развивается по тем же законам, что и вся природа. Бытие вещей не зависит от нашего сознания и познания. Познание осуще­ствляется через опыт и размышление. В познании чувствительность, рассудок, память, представления, понятия, рассуждения вы­ступают в единстве. Он отвергал теорию врожденных идей. Вещи обладают протяженностью, твердостью, формой, притяжением и отталкиванием, существуют в пространстве и во времени. Движение не отделимо от материи. Вещи состоят из атомов, которые вечны. Он сторонник сохранения вещества и движения.

Главная движущая сила в обществе это человеческий разум и просвещение. Большую роль в общественном прогрессе играет среда и жизненные потребности. Он утверждал, что значительная роль принадлежит великим личностям, которые появляются не случайно, а в силу исторической потребности. Рабство порождено обстоятельствами, а именно, нуждой и малоопытностью одних и насилием других. Поэтому рабство не вечно, так как не определяется природой человека. Он выступил против идеи Руссо о том, будто республиканско-демократаческое правление может быть только в странах с малой территорией, а на больших территориях может быть только монархия. Радищев считал, что форма правления не зависит от размеров территории, он выступал против работор­говли и колониализма, против политики в этом отношении Англии и Америки. Радищев выходец из дворянской семьи, слушал курсы в Лейпцигском университете, затем был на государственной службе.

В конце 18 века происходят важные события в различных странах, война Северных Штатов Америки за независимость, ре­волюция во Франции. Эти и другие события, а также усиление крепостнического гнета в России развеяли у Радищева и многих других мыслителей веру в просвещенную монархию. В оде «Вольность» он приветствует день грядущей революции в России. В другой своей работе он пишет, что нет не было и не будет примера, чтобы царь уступил что-нибудь из своей власти. В своем про­изведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он показал, что за внешним блеском государства, существуют народные стра­дания, бесправное рабское положение трудящихся, ненависть их к угнетателям. Он настаивал на необходимости революционного просвещения народа, представлял картину грядущей революции, отправляющей тирана на плаху.

Радищев считал, что люди перешли от первобытной вольности к политическому деспотизму следующим образом: свободные люди ограничили свои права и желания, образуя государственную власть и законы, но в дальнейшем правитель забыл свою клят­ву, данную народу и стал попирать уставы общества, причем союз власти и религии закрепил этот несправедливый строй. Народ должен использовать не просьбы, а силу, поэтому революции закономерны. Вместе с тем, он связывал возникновение порабоще­ния с развитием производства и частной собственности. В дальнейшем, опираясь на исторические факты, он считал, что после ре­волюции, народ может и не удержать ее плоды и к власти могут прийти люди, которые ее узурпируют, отсюда он сделал вывод о круговороте общественных явлений: из мучительства рождается вольность, а из нее рабство. Главная причина такого круговорота - человеческие страсти и жажда власти.

В последние годы жизни у него появились пессимистические тенденции о попятном движении в идеях. Он отказался от революционных путей, все более отходил от отрицательного отношения к монархической власти, стал высоко оценивать просветительскую деятельность Петра Первого и Екатерины Второй, объявил Александра Первого хранителем неосуществленных заветов 17 века.

 



2016-09-16 1124 Обсуждений (0)
Философские воззрения М.В. Ломоносова и A.Н Радищева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философские воззрения М.В. Ломоносова и A.Н Радищева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1124)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)