Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм



2016-09-16 973 Обсуждений (0)
Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм 0.00 из 5.00 0 оценок




Рене Декарт (1596-1650) из богатой дворянской семьи. Основная деятельность происходила в Голландии, что объясняется следующими причинами: Франция того периода - это феодальное общество, абсолютная монархия, где идут постоянные войны, в том числе междоусобные, восстания крестьян и др. трудящихся, начинается развитие капиталистической мануфактуры.

Декарт боролся против схоластики, надуманных идей, он считал, что в философии и науке все должно быть обосновано. Хотя он придавал важное значение анализу и индукции, но предпочтение отдавал синтезу и дедукции, а, следовательно математическим знаниям. Исходя из этого, он поставил задачу построить философию дедуктивным путем, взяв за исходный принцип самоочевид­ную идею. Таковой он считал идею: "мыслю, следовательно существую".

Это определило особенности его философии. В теории познания он -рационалист. Главным признаком человека, тем, что отличает его от животных, он считал разум и речь. Он доказывал, что в сознании человека есть врожденные идеи: идея Бога, идея духовной субстанции, идея телесной субстанции и др. Такая точка зрения носит название априоризма. Он считал, что духовные явления имеют свою духовную субстанцию, а вещи - свою телесную, причем между ними нет ника­кой связи, они сосуществуют независимо друг от друга. В этом состоит дуализм.

Атрибутом духовной субстанции и души является мышление, а атрибутом телесной субстанции и вещей - протяженность в различных направлениях. Его дуализм проявился и в том, как он изложил свое учение, которое состоит из двух частей: материалистической физики (учения о природе) и идеалистической метафизики (учения об умопостигаемых принципах бытия и познания).

В физике он исходит из материи, как основания бытия и познания, а в метафизике все вопросы решаются из признания Бога и души. Материя - это все то, что имеет объем и занимает часть пространства. Причем он отождествлял материю с бесконечно де­лимыми частицами, которые обладают: формой, фигурой, величиной и направлением механического движения. Он лишал мате­рию качественного многообразия, сводя все ее свойства только к количественным, считал, что теплота, цвет и т.п. качества - это только ощущения человека. Он механицист. Человек и животное - это своеобразные механизмы. Все изменения в мире - это механические движения. Первопричина движения материи - Бог, который сотворил материю, движение, покой и содействует сохранению того же количества движения и покоя, которое он вложил в материю при ее создании. Все явления он стремился объяснить естественнонаучным путем, исходя из известных тогда законов природы.

В целом Декарт метафизик, но в его учении имеются и диалектические идеи. В частности это проявилось в его гипотезе о происхождении солнечной системы и Вселенной: бесконечная Вселенная вначале состояла из хаоса трех вихрей - огнеподобного, землеподобного и воздухо-подобного. Постепенно из первого возникли Солнце и звезды, из воздуха - небо, из землеподобного - Земля и др. планеты.

 

Философия Т.Гоббса, его механицизм, рационализм, детерминизм, теория "общественного договора", атеизм.

Томас Гоббс (1588-1679). Он систематизировал материализм Бэкона и развил его дальше. Главный его труд «Левиафан». Гоббс освободил материализм Бэкона от теологических привесков и придал ему классическую механистическую форму.

Мир материален, материя первична, сознание производно от нее, мир познаваем. Мир - это единая материальная субстанция, все конкретно существующее - это различные проявления этой субстанции. Материя вечна, а вещи временны (появляются и исче­зают). Как сторонник метафизического материализма, Гоббс давал материи чисто количественные характеристики, считая, что все вещи обладают только такими свойствами как: протяженность, форма, объем и т.п. количественными характеристиками, но лише­ны цвета, звука, запаха и т.п. качественных характеристик, которые Гоббс считал субъективными.

Он считал движение свойством материи, он понимал ее, как только механическое. Гоббс как бы геометризировал материю.

Внешний мир, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения, с них начинается познание и завершается в разуме. Истина - это суждение, верно отражающее вещи и их причинные связи, а заблуждения это неверные суждения. Вне сужде­ния нет ни истины ни заблуждения. В целом в теории познания Гоббс сбивался на позиции рационализма (преувеличивал роль разума; роль математического ме­тода; познавательную деятельность сводил к простейшим математическим операциям: сложению и вычитанию).

Большой интерес представляет собой его теория государства, получившая название теории "общественного договора", в ко­торой Гоббс пытается доказать естественное, земное происхождение государства. Поначалу люди находились, жили в "естествен­ном", догосударственном состоянии. В природе они были равными в правах на счастье, частная собственность отсутствовала в этом состоянии. Стремясь реализовать свои права, люди сталкивались друг с другом, поэтому это состояние было войной всех про­тив всех, поскольку человек человеку был волк. Чтобы избежать опасности взаимного уничтожения, люди договорились отказаться от большей части своих прав, передать их одному или нескольким лицам, так и образовалось государство. Отсюда государство в дальнейшем должно быть вечным. Государство должно укрепляться, ибо всякое его ослабление - это движение к прежнему состоя­нию. Граждане должны выполнять все законы, ибо их нарушение тоже ведет к прежнему состоянию. Государство обслуживает и охраняет всех граждан совершенно одинаково.

Он различал три возможные формы государства: монархию, аристократию и демократию, но самой совершенной считал аб­солютную монархию, выражая интересы крупной буржуазии, нуждавшейся в сильной централизованной власти. Понимание морали он связывал со своей теорией государства: нравственный поступок тот, который способствует сохранению и укреплению государства и наоборот.

Он отмечал, что государство продукт коллективного сознания людей, т.е. здесь заложена субъективно-идеалистическая идея; метафизичность проявляется в идеях вечности, неизменности государства; объективизм проявляется тогда, когда государство обслуживает всех одинаково.

Гоббс - атеист, причину возникновения религии он усматривал в страхе людей перед грозными силами природы, который был порожден невежеством людей. Отсюда главная задача - познание и просвещение.



2016-09-16 973 Обсуждений (0)
Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные открытия и философские воззрении Р. Декарта. Исходная идея, дуализм, рационализм, априоризм

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)