Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов и рефератов. Отличие философского и естественнонаучного подходов к изу-чению человека



2016-09-16 611 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов. Отличие философского и естественнонаучного подходов к изу-чению человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Отличие философского и естественнонаучного подходов к изу-чению человека.

Этапы становления философской антропологии.

Единство биологического и социального в человеке.

Человек, индивид, личность.

Проблема смысла человеческой жизни.

«Смерть» и «бессмертие» как философские категории.

 

Глава 6

Праксиология

Деятелъность есть наше определение. И.Кант

Праксиология (от греч. ргаісііісоз — деятельный) — один из разделов философии, посвященный исследованию челове-ческой деятельности. Понятие деятельности позволяет глуб-же понять природу и сущность человеческого бытия: его лич-ностную самореализацию и воспроизводство социальных связей и отношений, его духовный мир и сферу материаль-ной практики. Человеческая деятельность специфична и кар-динально отличается от активности животных, выступая как особый способ бытия индивида и общества в целом. Мысли-тели прошлого обращались к анализу различных аспектов че-ловеческой деятельности. Социальная философия раскрывает значение деятельности как способа социализации личности, т.е. усвоения накопленного обществом опыта, ценностей, норм. В социологии деятельность (социальное действие) рас-сматривается как клеточка социального организма, характе-ризуемая субъективной мотивацией и ориентацией на других и обеспечивающая связь личности и общества. В онтологии деятельность — способ бытия человека, в котором наиболее полно раскрываются его сущностные силы. В теории позна-ния материальная чувственно-предметная деятельность, т.е. практика, определяется как основа познания и важнейший критерий истинности наших знаний. В этике и философии права рассматриваются проблемы свободы воли и способы регуляции деятельности человека. Одна из сложнейших про-блем философии, раскрывающая специфику человеческой деятельности, — ее связь с культурой. Безусловно, не все со-зданное человеком принадлежит культуре, но и без творчес-252

кой деятельности существование культуры невозможно. Такое многообразие подходов не случайно, поскольқу деятельность человека является условием его жизни и охватывает весь спектр его отношений к природе, обществу, самому себе. Про-изводство материальных и духовных благ, политика и управ-ление, общение и познание, мышление и ритуальные действия в сфере религиозной и иной обрядности, художественное твор-чество и философствование, воспитание и самовоспитание — все это характеризует деятельность как универсальную форму отношения человека к миру и самому себе, способ удовлетво-рения многообразных потребностей личности и общества. >,

Понятие деятельности. Что же такое деятельность? В философии деятельность определяется как особая форма активности, присущая человеку и имеющая своим содержанием целесообразное изменение внешнего мира. Деятельность предполагает вза-имный переход способности к конкретному виду деятельно-сти в ее предметное воплощение. Это значит, что действу-ющий человек изменяет внешний мир и изменяется сам. Выдающийся мыслитель XXв. Э. Кассирерподчеркивал: са-мая главная характеристика человека, его отличительный признак — это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельно-сти определяет область человечности. Различными сектора-ми этого круга человеческой деятельности Кассирер назы-вает язык, миф, религию, искусство, науку, историю. Понять человека — значит прояснить фундаментальные структуры каждого из этих видов деятельности и в то же время понять ее как органическое целое.

Социологическое описание деятельности дается в поняти-ях деяния, поступка, поведения. И это не случайно: общество есть совокупность форм совместной деятельности людей, по-этому деятельность человека всегда социально ориентирован-на, адресована другим, хотя, возможно, и осуществляется ради собственных потребностей и эгоистически понимаемых ин-тересов. 253Деяние — такая форма проявления активности лич-ности, которая предполагает ее ответственность за социаль-но значимые результаты, независимо от того, определялись или нет эти результаты конкретными целевыми установками личности. Поступок — сознательное действие (или бездей-ствие), являющееся результатом нравственного самоопреде-ления личности, в котором выражается ее отношение к само-му себе и другим людям, к природе и обществу в целом. Действие, которое имеет отрицательную нравственную зна-чимость, определяется как проступок. Система поступков, в которых реализуются нравственные установки личности, ха-рактеризует ее поведение. Поведение является внешней харак-теристикой деятельности, поэтому ее внутренние механизмы раскрываются в поведении лишь опосредованно, и не всегда обнажают мотивы, которыми человек фактически руковод-ствуется в своей деятельности.

Более детальная характеристика содержится в психологии, где деятельность определяется как динамическая система от-ношений человека с миром, в процессе которых у субъекта воз-никает психический образ, воплощающийся в объекте. Про-ще говоря, деятельность представляет собой такое отношение человека к любому объекту (миру), которое имеет своей пред-посылкой не просто знание о нем, но и представление о том, чтоон может получить в результате его преобразования. В пси-хологии этот специфический сплав знания и цели, обусловлен-ной потребностями человека, рассматривается как образ, ко-торый воплощается в объекте в процессе деятельности. Таким образом, деятелъностъ выступает как способ реализации отношений субъекта к действительности. Однако сама деятельность регулируется не непосредственной реакцией человека на вне-шний мир, а посредством его осознания, т.е. формирования психического образа.

Строение деятельности. Общее строение деятельности характеризуется потребностями, мотивами, целями, сред-ствами (орудиями).

Потребности. Источник активности человека - его потребности. 254Различают классы витальных (потребности человека как живого существа), социальных (потребности общественного развития, а также потребности адаптации личности в обществе) и духовных потребностей (познавательные, религиозные, нравственные, эстетические и т.п.). Многооб-разие потребностей объясняет многообразие видов человеческой деятельности. Главное, что лежит в основании классификации видов деятельности, - различие предметов, на которые она направлена и которые представляют собой мо-тив деятельности. Деятельность не бывает безмотивной, .«немотивированная» деятельность обладает субъективно скрытым мотивом.

Действия и операции. Деятельность состоит из действий. Действие определяется как процесс, подчиненный особой цели, т.е. представлению о том результате, который должен бытьдостигнут. Цель образуется в сознании человека в процес-се соотнесения потребности и мотива, с одной стороны, и объективных обстоятельств деятельности — с другой. Обстоя-тельства в свою очередь задают способы, какими цель дости-гается. Это операции, определяемые условиями деятельности. Таким образом, деятельность в целом определяется мотивом, действие — целями, операции — условиями. Такова в общих чертах психологическая характеристика деятельности.

Атрибуты деятельности Деятельность человека чрезвычайно многообразна. Как уже было сказано, основа-нием для классификации видов деятель-ности является ее направленность на объект, который преобразуется человеком: природа, общество, сам человек. Что же касается атрибутов (свойств) деятельности, то они характеризуют ее механизмы, благодаря которым деятельность мотивируется и осуществляется. Среди ее атрибутов в первую очередь называют предметность и субъектность.

Предметность и субъектность. Субъектностъ деятельно-сти объясняется тем, что она опосредована прошлым опытом личности, ее потребностями и установками, мотивами и це-лями, эмоциональными и волевыми качествами, познава-тельными способностями и т.д. Предметностъ деятельности означает ее направленность на внеположные человеку и пре-образуемые им силы природы и общества. 255

Но предметом пре-образования может быть и сам человек, его саморазвитие, са-мовоспитание и соответствующие действия, ориентирован-ные на достижение тех целей, которые личность ставит.

Опредмечивание и распредмечивание. Предметность обус-ловливает зависимость процесса деятельности и ее результата от материала. Результат деятельности реализуется, опредмечи-вается ('превращается в предмет) в целесообразно преобразо-ванном человеком материале, представляя собой воплощение человеческих сил и способностей и трансляцию ее своим со-временникам и последующим поколениям людей. Известный представитель немецкой классической философии И.Г. Фихтеодним из первых среди философов указывал на эту особен-ность человеческой деятельности. Он утверждал, что практи-ка превращает предметы преобразованной природы в зеркаль-ный образ человека. «В пространстве преподносятся мне явления, на которые я переношу понятие меня самого: я мыс-лю их как подобные мне существа. Правда, последовательное умозрение привело или приведет меня ктому, что эти мнимые разумные существа вне меня — не что иное, как продукты моей собственной представляющей деятельности». (Фихте И.Г. На-значение человека. СПб., 1906. С. 81).

Чтобы наглядно представить себе, что такое опредмечива-ние, понаблюдаем за работой портнихи, каменщика, лектора и т.п. Мы убедимся: по тому, как человек работает, что полу-чилось в результате его деятельности, можно судить о самом человеке, увидеть и уровень его интеллекта, и волевые каче-ства, и профессионализм, и эстетический вкус, и отношение ктруду, и его нравственные установки, и многое другое. В этом смысле деятельность всегда есть самореализация индивида и человечества в целом. Именно в деятельности проявляется со-циальность индивида, посредством которой он становится участником воспроизводства общественного процесса.

Человеческая деятельность осуществляется с помощью орудий, одно из основных ее отличий от активности живот-ных — орудийность. 256

«Ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы, — подчеркивал Ф. Бэкон.— Дело совершается орудиями и вспоможени-ями, которые нужны разуму не меньше, чем руке». (Ф.Бэкон. Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и цар-ства человека / Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 12). Орудие есть связующее звено между человеком и миром преобразуемых им вещей. В то же время орудие создано другими людьми, впитало их опыт, в созданных человеком орудиях и предме-тах потребления опредмечены их духовные силы (умения и интеллект, знания и способности, их цели и желания и т.п.). К тому же орудия несут в себе информацию о технологии де-ятельности и тем самым связывают человека с другими людьми. Чтобы воспользоваться вещами,;созданными дру-гими людьми, человек должен проникнуть в их замысел, на-значение, иными словами, раскрыть их духовное содержание. Этот процесс называется в философии распредмениванием, т.е. мысленным освобождением духовного содержания про-изведенного трудом человека продукта от его вещной, мате-риальной оболочки. В итоге человеческая деятельность пред-ставляет собой единство опредмечивания его духовных и физических сил и способностей и распредмечивания заложен-ного в продуктах труда духовного мира их создателей.

Сознательность и целесообразностъ. Деятельность человека разумна, осмысленна и, как правило, целесообразна. «Рацио-нальность — черта, действительно внутренне присущая всем видам человеческой деятельности», — отмечает Э. Кассирер. (Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию челове-ческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 28). Рациональность означает способность человека разумно определять цели своей деятельности и свободно и со-знательно управлять ими. И.Г. Фихте отмечал, что человек дей-ствует не по необходимости, как природа, но по осознанному намерению. Поэтому моральная задача человечества — преоб-разование природы и общества. Он подчеркивал, что человек будет вносить порядок и план в общее разрушение, через него само тление будет строить, и смерть будет призывать к новой прекрасной жизни. «Там, где ступает человек, пробуждается природа, под его взглядом готовится она получить от него но-

вое, прекрасное создание. ...257

В его атмосфере воздух становит-ся легче, климат мягче и природа проясняется в надежде пре-вратиться через него в жилище и хранительницу живых су-ществ». (Фихте И.Г. Избр. соч. Т. 1. М., 1916. С. 402). *

Сознательность и целесообразность — свойства, указыва-ющие на видовые отличия человеческой деятельности от ак-тивности животных. Однако они не существуют «в чистом виде», и было бы упрощением исключать из понимания чело-веческой деятельности свойства, противоположные назван-ным. В частности, задумаемся над вопросом, вся ли человечес-: кая деятельность сознательна? Фактически деятельность предполагает выработку некоторых навыков (а профессиона-лизм доводит многие навыки до автоматизма); в деятельнос-ти дают о себе знать неосознаваемые влечения, установки, опыт, следы прошлых впечатлений, иногда это впечатления, полученные в младенческом возрасте (прочитайте удивитель-ное произведение Михаила Зощенко «Повесть о разуме»). Есть основание утверждать, что деятельность представляет собой единство полярностей «сознательный — бессознательный». Крайние ситуации — абсолютно бессознательная и абсолют-но подчиненная сознанию деятельность — можно представить лишь как некую абстракцию, чрезвычайно редко встречающу-юся в жизни. Больше того, буквальное, полностью подконт-рольное сознанию действие чаще всего неэффективно.

Сознательность обусловливает целесообразный характер деятельности, поскольку постановка цели предполагает осоз-нание своих потребностей и наличной ситуации как условия их удовлетворения. Целесообразная деятельность ориентиро-вана на некий заранее запланированный результат. Но дея-тельность, как мы убедимся при последующем изложении, может быть и бесцельной, самоценной, т.е. деятельностью ради удовлетворении потребности в самом процессе. Конеч-но, бессознательная деятельность бессмысленна, так как не преследует никакой цели, но результат ее может быть впол-не целесообразным (не умеющий плавать, барахтающийся в воде человек не тонет). Но не всякая бесцельная деятельность бессознательна (например, игра).258

Продуктивность деятельности. Деятельность человека продуктивна, во многих случаях утилитарна, но может быть и непродуктивной и внеутилитарной. Например, непродук-тивным является исполнение ритуалов (хотя подчас риту-альные действия, будучи подчинены решению конкретных практических задач, могут быть вполне утилитарными).

Материальная и духовная деятельность. Различают материаль-ную и духовную деятельность. Упрощенно можно представить себе материальную деятельность как оперирование предметами, а духовную — как оперирование образами этих предметов. Абст-рактно рассуждая, можно представить себе материальную и ду-ховную деятельность «в чистом виде», как некую абсолютную противоположность. Но будучи неодухотворенной, материальная деятельность бесцельна. А существует ли духовная деятельность «в чистом виде»? В системе объективного идеализма так или ина-че признается существование некоей абсолютной и саморазви-вающейся идеи вне ее материального носителя. Но в реальной жизнедеятельности человека не существует духовной деятельно-сти вне материальной, реально есть лишь континуум (от лат. сопіішит — непрерывное множество) разнообразных форм де-ятельности с различной представленностью первого и второго.

Знаковый аспект человеческой деятельности. Единство ма-териальной и духовной деятельности означает, что и процесс деятельности, и ее результат представляют собой некий синтез материально-вещественного субстрата и духовного содержа-ния, что объективно, независимо от человека, делает ее резуль-таты системой знаков, т.е. носителей информации о духовном мире человека. В силу своей специфики деятельность проду-цирует идеальное, поскольку в предметной форме она произ-водит предмет, а в знаковой — духовное содержание — знания, способности, нравственные установки личности, ее мастерство и отношение к своей профессии, а также отношение к самому себе и другим людям. Поэтому свойства, полученные природ-ным объектом в результате преобразующей деятельности чело-века, выступают в знаковой форме. Э. Кассирер с полным пра-вом утверждал, что человек живет не только в физическом, но и в символическом универсуме.259

Общение как деятельность. Необходимой предпосылкой человеческой деятельности является ориентация в своеоб-разном «языке», посредством которого передается инфор-мация о способах использования орудий, их назначении. Необходима также и подготовка человека к их применению: выработка соответствующих навыков и, главное, передача опыта и способов деятельности, которая осуществляется либо прямо, через показ, пример или соучастие в деятель-ности, либо с помощью языка. Поэтому общение выступа-ет как фундаментальная сторона человеческих отношений, общественной жизни в целом. Это не какой-то особый вид деятельности, которой люди занимаются как бы между про-чим, это не периферия человеческой жизни, а ее эпицентр, вне которого невозможны никакие социальные отношения.

Перечисленные свойства человеческой деятельности ука-зывают на ее обусловленностъ культурой. Э. Кассирер под-черкивает: «Несомненно, что человеческую культуру образу-ют различные виды деятельности, которые развиваются различными путями, преследуя различные цели. Благодаря философскому синтезу мы можем отчетливо увидеть не един-ство следствий человеческой деятельности, а единство дей-ствий, не единство продуктов, а единство творческого про-цесса». (Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Ч. II «Человек и культура. Лондон, 1945. С. 155). Не случайно, человеческая деятельность опре-деляется как социальная по своей природе активность, про-граммируемая и реализуемая механизмами культуры. Куль-тура, включающая в себя многогранную и сложную систему внебиологически выработанных механизмов деятельности, придает ей специфически человеческий характер.

0 роли деятельности в формировании и развитии человекаОбращаясь к изучению человеческой деятельности, студент должен пред-ставлять себе значимость данной про-блемы в личной жизни: ведь именно в деятельности только и возможно формирование человека как разумного существа и индивида как личности, самореализация человека. 260

Знание особенностей человеческой деятельности в значительной мере позволит оптимизировать и организацию своего труда и досуга, и воспитание своихдетей, и речевое взаимодействие с другими людьми, и стилистику общения, и осуществление ритуальных и иных моментов, и отношение к культуре и т.д.

Понятие инериоризации. В психологии советского перио-да сложилось особое направление, которое в рамках так на-зываемого деятельностного подхода вскрывало механизмы формирования сознания, исходя из принципа единства созна-ния и деятельности: «Строение сознания человека закономер-но связано со строением его деятельности», — подчеркивал известный советский психолог А.Н. Леонтьев. (А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. М. 1972., С. 68). Наиболее яв-ственно идея связи сознания и деятельности была артикули-рована немецким классическим идеализмом. Не только Фих-те, высказывания которого неоднократно цитировались, но и Шеллинг, и Гегель искали объяснение духовных феноменов в практике, деятельности людей. В частности, Шеллинг рас-сматривал практику, деятельность человека как объективацию, т.е. воплощение человеком самого себя в природе. Он указы-вал, что в результате человеческой деятельности существуют два мира: мир природы и мир человека, т.е. мир преобразован-ной, очеловеченной природы. В действии относительно мира Шеллинг усматривал начало сознания вообще. Второй источ-ник сознания он видел в воздействии человека на человека: «непрекращающееся взаимодействие разумных существ явля-ется необходимым условием сознания».

В XX столетии психологи экспериментально и на огром-ном этнографическом и историческом материале показали, что именно деятельность является механизмом наследования социального опыта и формирования способностей, волевых качеств и сознания личности. То, что в процессе индивидуаль-ного и общечеловеческого развития являлось самостоятельной областью деятельности, постепенно превращалось в формы сознания, включаясь в более сложные культурные образова-ния. Будучи первично внешней, деятельность может приобре-сти чисто внутренний (интериоризованный) характер. 261

Понятие интериоризации служит для обозначения перехо-да, в результате которого внешние по своей форме процессы деятельности преобразуются в процессы, протекающие во внутреннем плане, прежде всего в плане сознания. Э. Фромм характеризует это понятие в емкой формуле: «Если человек творит зло, то он и сам становится более дурным». (Э. Фромм. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу / Че-ловек и его ценности. М., 1988. С. 56). Понятие интериориза-ции, объясняющее механизм превращения внешнего действия во внутреннее достояние личности, дополняется идеей исто-рической интериоризации, предполагающей, что древние культурные институты (ритуалы, церковь, игра), в рамках ко-торых формировался определенный строй психики наших да-леких предков, как бы автоматически функционируют в пси-хике современного человека.

Механизм интериоризации. Обратимся к раскрытию пси-хологического механизма интериоризации. Как уже было сказано, деятельность — универсальный, всеобщий способ отношения человека к миру и самому себе. Но как бы ни дей-ствовал человек, какие задачи ни решал бы он в своей дея-тельности, все ее элементы: предмет, на который распрост-раняется деятельность, средства и процесс деятельности всегда имеют знаковую природу. Наиболее универсальным является знак языка, т.е. слово. Русский философ конца XIX столетия П. Л. Лавров называл язык первым результатом твор-чества. Существует вербальный (словесный), а есть и невер-бальный язык (язык мимики и жеста, одежды и украшений, искусства и этикета и так далее). Оба эти языка мы усваива-ем с детства и благодаря языку свободно и естественно ори-ентируемся в мире преобразованной человеком природы, в мире социальных отношений, в мире культуры.

В языке различают три элемента: звук, значение и образ. Звук или графическое изображение, являющиеся материаль-ными носителями значения, специфичны для слова (хотя и не только для слова). Другие знаки могут иметь принципиально иных материальных носителей (трудовая операция, жест, ри-туальное действие, элементы картины художника и т.п.). 262

Тем не менее все остальные компоненты любых знаков общие: материальный носителъ, значение и образ. Материальным но-сителем может быть любой чувственно воспринимаемый элемент деятельности. Например, в слове это звук или гра-фическое изображение, но это может быть и жест, и мими-ка, и трудовая операция, и любой аналогичный сигнал.

В значении зафиксирован прошлый опыт человечества, значение любого знака имеет надличностный характер, яв-ляется условным, конвенционально закрепленным обозна-чением некоторого класса предметов, связей, отношений или действий с присущими им свойствами. Овладевая в про-цессе деятельности значениями культурных знаков, человек уже иначе воспринимает окружающий мир, поскольку у него возникает потребность и способность связывать любое явление с его словесным обозначением. Значения преломля-ют мир в сознании человека.

Образ — это личностный смысл, который может значи-тельно отклоняться от объективного значения любого зна-ка. Например, значение слова «соль» для всех одно и то же — это обозначение вещества, которое все мы употребляем в пищу. Но для химика, музыканта, писателя или повара сло-во «соль» может иметь принципиально различный смысл. Повар видит в соли вкусовую добавку в блюдо, химик пони-мает под солью класс химических соединений, для которых типична ионная структура, для музыканта «соль» — один из музыкальных звуков, в Испании «соль» — денежная едини-ца; «соль земли» — образное выражение, где «соль» означа-ет смысл, самое лучшее на земле и т.д. В «Толковом слова-ре живого великорусского языка» В. Даля приводится более 60 различных смысловых оттенков слова «соль». И это не предел, ибо любое слово имеет бесконечное множество смысловых оттенков. Образ — специфический синтез объек-тивного значения и личностного смысла, в котором воплоще-ны интересы и побуждения личности, ее чувства и желания.

Человеческая деятельность культурна по своей природе, а знаки языков составляют важнейшее достояние культуры. Овладевая в процессе деятельности внешним культурным знаком, человек научается нетолько пользоваться многооб-разными орудиями, но и осознавать их значение для других и смысл для самого себя. Знаки культуры являются психологи-ческими орудиями: оперируя орудиями труда в соответствии с их объективным значением, человек может изменять мир природы. Но поскольку орудия труда являются для челове-ка также знаками, имеющими смысловое значение, человек с их помощью управляет и своими психическими функция-ми — вниманием, волей, мышлением. Как было доказано психологами, слово как знак языка наряду с множеством функций выполняет важнейшую — оно является инструмен-том мысли. Вдумаемся в эту особенность слова как именно инструмента мысли. Представим себе, что мы рыхлим зем-лю, не имея никаких инструментов. Чем ее рыхлить — голы-ми руками? Вот так и наша мысль: без слова она бедна, ог-раниченна, смутна. Безусловно, знаковая регуляция при всей ее неоспоримой значимости возможна лишь как аспект живой человеческой деятельности. Поэтому именно в дея-тельности выявляются природные задатки человека, форми-руются его способности, удовлетворяются потребности.

Немного о воспитании. Понимание роли деятельности в формировании человека как личности предполагает ее ис-пользование в воспитании ребенка. В общении ребенок опе-рирует знаково-смысловыми орудиями, т.е. продуктами культуры (слово, игрушка, бытовые предметы и ситуации и т.п.). Тем самым его низшие психические функции (еда, сон, зрительные впечатления и т.п.) превращаются в выс-шие, и ребенок становится личностью. Значимость деятель-ности в формировании личности трудно переоценить. При-общение ребенка к многообразным видам деятельности способствует овладению культурой, позволяет выявить его природные задатки и на этой основе формировать способ-ности к определенным видам деятельности.

Критика теории интериоризации. Но как бы ни была велика роль деятельности в становлении личности, ее нельзя абсолю-тизировать. 264

Гипертрофированное представление о возможно-стях воспитания строится на предпосылке, что ребенок форми-руется лишь через внешние воздействия, которые влияют на ребенка прямо и непосредственно, не опосредуясь его специ-фическими внутренними особенностями. Данный подход не-дооценивает роль самого человека, потенциал его внутренней организации в его саморазвитии. Получается, что развитие личности подчинено демонической силе предметных форм, которые вызывают извне развитие человека, задают ему путь его развития, в то время как сам человек, поддаваясь этому воз-действию, ограничивается усвоением внеположных ему сил.

Известный русский психолог С.Л. Рубинштейн,возражая против абсолютизации роли деятельности в развитии челове-ка, подчеркивал: «...процесс развития способностей человека есть процесс развития человека, а не вещей, которые он по-рождает», поскольку, — полагал Рубинштейн, — способнос-ти не проецируются в человека из вещей». (Проблемы общей психологии М., 1973. С. 227). Человек свободен выбирать вне-шние влияния и принимать их согласно внутренней логике своей неповторимой, ни на кого не похожей индивидуально-сти. Теория интериоризации наносит ущерб творческому ас-пекту, игнорирует ценностный аспект человеческой жизне-деятельности (особенно в сфере искусства, религии и морали), упрощает внутренний мир человека. Поэтому зани-маясь воспитанием ребенка, необходимо учитыватьего инди-видуальность, опираясь на его внутренние побудительные мотивы, вовлекатъ, но не принуждать его к деятельности, вы-являть его возможности и задатки и опираться на них.

Критика теории интериоризации не отрицает огромного влияния деятельности на формирование личности, а лишь показывает пределы ее возможностей. Зададимся вопросом, можно ли постоянными занятиями математикой заставить любого ребенка в равной мере с другими успешно овладевать этой наукой? Почему существует избирательность в отноше-нии к предметам школьной программы? Возможно ли вооб-ще эффективное обучение детей по стандартным программам школьного обучения? В практике всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране преобладал подход, со-гласно которому деятельность является универсальной от-мычкой к решению задачи одинакового для всех обязатель-ного образования. 265

Это обернулось множеством трагедий, формированием комплекса неполноценности удетей, эмо-циональным надрывом. Следовательно, для понимания роли деятельности в формировании личности важно учитывать внутренние особенности человека, которые обусловливают его отношение к конкретным видам деятельности.

Под внутренними особенностями имеются в виду в пер-вую очередь природные задатки, которые лежат в основании способностей и волевых качеств личности, особенности выс-шей нервной деятельности (темперамент), общая чувстви-тельность (т.е. индивидуальная способность к ощущениям и восприятиям). Внутренние особенности личности охватыва-ют не только понятие наследственных (генетических) и врож-денных (обусловленных ходом эмбрионального развития) признаков, но и индивидуальных признаков, сформировав-шихся под влиянием уникальных обстоятельств жизни лич-ности, ее воспитания, образования жизненного опыта.

Мотивация. Важно учитывать не просто положительное значение деятельности как таковой, но в первую очередь мо-тивацию деятельности, осуществляется ли она по принужде-нию извне или стимулируется внутренними причинами. Вос-питательное значение деятельности реализуется благодаря наличию внутреннего побуждения, без которого деятельность превращается в ад. Мне, конечно, могут возразить— а как же такие интересные, богатые событиями виды творческой дея-тельности, как актерское исполнение, музыка, эстрада, писа-тельский труд, занятие политикой, телевидение и тому подоб-ные занятия — неужели и такой труд может быть адом? Может, отвечу я скептикам. У вас нет голоса, а вы должны петь, вы не актер, а должны нечто изобразить на сцене, вы су-губый рационалист, а от вас ждут ежедневно (!) лирических стихов, вы не юрист, а от вас в Государственной Думе ждут дельных рекомендаций по закону о налогообложении. Разве это не ад — делать то, что вы не умеете, для чего у вас нет ни-каких данных, да еще тогда, когда вы тяготеете к другой, очень близкой вам по духу и возможностям работе?266

О роли мотивов замечательно сказал С.Л. Рубинштейн: «Ребенок — развивающееся существо, и каждое явление, в нем наблюдаемое, находится в процессе становления... Мотив — будущая черта его характера в ее генезисе, так же как черта ха-рактера, — это осевший и закрепившийся в человеке сгусток его мотивов, получивший в силу условий жизненного пути и воспитания особенную действенность и устойчивость». (Про-блемы общей психологии. С. 191). Процесс мотивации чрез-вычайно сложен, он протекает многопланово, сразу на не-скольких уровнях, и при объяснении любого человеческого поступка надо учитывать побуждения разного уровня в их сложной взаимосвязи, подчеркивал психолог. :;•*

В типологии мотивов человеческой деятельности мож-но выделить те, которые вызваны потребностью в некотором заранее запрограммированном резулыпате, и те, которые обусловлены потребностью в процессе самой деятельности. Соответственно и вся человеческая деятельность распадает-ся на два принципиально различных вида: труд и игру. ,І

Труд Традиционно труд определялся как целе-сообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи ору-дий труда воздействует на внешний мир и получает заплани-рованный заранее результат. При подобном рассмотрении труда деятельность ученого, актера, педагога, скульптора, философа трудом не является. Сегодня очевидно, что не су-ществует видов труда, которые можно было бы назвать непро-изводительными. Ведь труд— процесс целостный, он пред-полагает затраты энергии человека, как физической, так и духовной. Произошедшее в процессе развития человека и об-щества разделение труда привело к расщеплению этого цело-стного процесса и выделению труда физического и умствен-ного. Однако такое разделение не означает, что физический труд связан с затратами собственно физических сил челове-ка, усилиями его мускулов. Физический труд предполагает отдачу как духовных сил человека, так и его психической и нервной энергии. 267Просто удельный вес физической и нервной энергии в физическом труде значительно больше. Ум-ственный труд, безусловно, предполагает преимущественно использование духовных сил человека, его интеллектуального потенциала, что не исключает затраты физической и особен-но нервной энергии. Но и физический, и умственный труд имеютобшие черты. Во-первых, и физический, и умственный труд предполагают использование орудий. Во-вторых, труд предполагает получение заранее запланированного результа-та. В-третьих, труд мотивирован потребностями человека, жизнь которого невозможна без использования сил природы и общества (поскольку человек — существо биосоциальное). В-четвертых, у физического и умственного труда общие про-стейшие моменты труда — предметы труда, орудия труда и сам труд человека. Но самая главная отличительная особен-ность труда — его направленность на духовное и практичес-кое (материальное) овладение внеположными, противосто-ящими человеку силами внешнего мира.

Если рассматривать труд как некую абстракцию, т.е. как свойство деятельности, то можно выявить такие особеннос-ти труда, как утилитарность, направленность на достижение некоторого практически полезного результата. Это процесс, совершаемый между человеком и внешним миром и направ-ленный на овладение внеположными ему силами, которые оказывают сопротивление человеку. Поэтому труд неизбежно сопряжен с затратами физической и духовной энергии чело-века, который выжимает из себя все, чтобы отвоевать нужный ему результат. Труд требует работы и усердия, предполагает выработку соответствующих трудовых навыков и волевых ка-честв. Свои духовные силы человек тратит на то, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда, преодолеть сопротив-ление внешних сил. Поэтому трудовая деятельность выступа-ет как реальный опыт, в котором человек узнает внешний мир и самого себя.

Отчуждение. Свое завершение труд получает в продук-те (независимо от того, трактор это или книга, космический корабль или картина художника). 268Продукттруда имеетдвой-ственный характер: он включает в себя предметы и отноше-ния внешнего мира, которыми человек овладел в процессе труда, и опредмеченные, т.е. так или иначе запечатленные в продукте труда физические и духовные силы самого челове-ка. Названная особенность продукта труда объясняет причи-ны отчуждения, т.е. такого состояния человеческого бытия, при котором человек становится чужд своей собственной де-ятельности, ее <



2016-09-16 611 Обсуждений (0)
Темы докладов и рефератов. Отличие философского и естественнонаучного подходов к изу-чению человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов и рефератов. Отличие философского и естественнонаучного подходов к изу-чению человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)