Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ



2016-09-16 623 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы и умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы;

- механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы;

- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;

- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;

- принципы медикаментозной коррекции боли.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы "Патофизиология нервной системы" необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение нервной системы;

- общую физиологию центральной нервной системы;

- механизмы регуляции движений;

- основные виды простой и сложной чувствительности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы:

а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.);

б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы);

в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ).

2. Учение о генераторном (детерминантном) механизме развития патологии ЦНС. Понятие о генераторе патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), механизмы возникновения, функциональная структура и стадии развития ГПУВ. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.

3. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы.

4. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления:

а) патологическая доминанта;

б) патологические рефлексы;

в) следовые реакции и "больной пункт";

г) патологический парабиоз;

5. Двигательные расстройства и их патогенез:

а) параличи и парезы периферические, центральные;

б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор);

в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная.

6. Сенсорные расстройства и их патогенез:

а) расстройства простой чувствительности;

б) расстройства сложной чувствительности.

7. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли. Особые виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343, 351-359.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 414-445.

4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1985. - С. 516-536.

б) дополнительная:

1. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.

2. Филин В.И., Толстой А.Д. Энциклопедия боли. - М., 1996. - 424 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Причины, вызывающие поражение нервной системы.

2. Понятие и общая характеристика генератора патологически усиленного возбуждения (ГПУВ).

3. Механизмы возникновения и функциональная структура ГПУВ.

4. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.

5. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы.

6. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности.

7. Проявления патологической реактивности нервной системы.

8. Сущность и механизмы развития патологической доминанты.

9. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития.

10. Сущность и механизмы развития "больного пункта".

11. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития.

12. Признаки центральных параличей и механизмы их развития.

13. Признаки периферических параличей и механизмы их развития.

14. Причины и механизмы развития различных видов атаксий.

15. Причины и механизмы развития гиперкинезов.

16. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности.

17. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности.

18. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.

19. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.

20. Причины и механизмы развития соматической боли.

21. Причины и механизмы развития висцеральной боли.

22. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.

23. Особые виды боли и механизмы их формирования.

24. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.

25. Медиаторы антиноцицептивной системы.

26. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.

27. Патофизиологические основы коррекции боли.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного.

3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).

4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.

ООД

к выполнению работы

"Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Оценка исходного состояния животного. 1. Дать возможность кролику свободно двигаться в комнате, при этом обратить внимание на синхронность и симметричность движений его задних конечностей, идентичность их тонуса.
2. Фармакологическая деаффе-рентация одной из задних конечностей животного. 2. Набрать в стерильный шприц 20 мл 0,5% раствора новокаина. Зафиксировать кролика руками на столе спиной кверху, оттянуть одну из задних лап. На заднебоковой поверхности бедра удалить шерсть и кожу, протереть спиртом. Сделать прокол кожи в верхней или средней трети бедра и, медленно продвигая иглу вперед, вводить под давлением новокаин для инфильтрации (анестезии) мягких тканей. В ткани у задней поверхности бедренной кости ввести не менее 10 мл новокаина. Общее количество введенного в конечность кролика новокаина должно быть в пределах 20-50 мл.
3. Оценка результатов опыта. 3. Через 20-30 мин после введения новокаина сравнить движения и тонус задних конечностей кролика.
4. Анализ полученных результатов. 4. Объяснить полученные результаты, исходя из действия новокаина на ткани организма, эфферентную и афферентную проводимость по нервам.
5. Оформление протокола. 5. Подробно описать результаты опыта, написать их объяснение и вывод.

 



2016-09-16 623 Обсуждений (0)
ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)