ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы и умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу любой специальности. II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать: - причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы; - механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы; - механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли; - взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли; - принципы медикаментозной коррекции боли. III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения материала темы "Патофизиология нервной системы" необходимо знать: - анатомо-гистологическое строение нервной системы; - общую физиологию центральной нервной системы; - механизмы регуляции движений; - основные виды простой и сложной чувствительности. IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы: а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.); б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы); в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ). 2. Учение о генераторном (детерминантном) механизме развития патологии ЦНС. Понятие о генераторе патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), механизмы возникновения, функциональная структура и стадии развития ГПУВ. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ. 3. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы. 4. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления: а) патологическая доминанта; б) патологические рефлексы; в) следовые реакции и "больной пункт"; г) патологический парабиоз; 5. Двигательные расстройства и их патогенез: а) параличи и парезы периферические, центральные; б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор); в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная. 6. Сенсорные расстройства и их патогенез: а) расстройства простой чувствительности; б) расстройства сложной чувствительности. 7. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли. Особые виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли. V. ЛИТЕРАТУРА: а) основная: 1. Конспект лекции. 2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343, 351-359. 3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 414-445. 4. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1985. - С. 516-536. б) дополнительная: 1. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. – 2. Филин В.И., Толстой А.Д. Энциклопедия боли. - М., 1996. - 424 с. VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. 1. Причины, вызывающие поражение нервной системы. 2. Понятие и общая характеристика генератора патологически усиленного возбуждения (ГПУВ). 3. Механизмы возникновения и функциональная структура ГПУВ. 4. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ. 5. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы. 6. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности. 7. Проявления патологической реактивности нервной системы. 8. Сущность и механизмы развития патологической доминанты. 9. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития. 10. Сущность и механизмы развития "больного пункта". 11. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития. 12. Признаки центральных параличей и механизмы их развития. 13. Признаки периферических параличей и механизмы их развития. 14. Причины и механизмы развития различных видов атаксий. 15. Причины и механизмы развития гиперкинезов. 16. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности. 17. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности. 18. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли. 19. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли. 20. Причины и механизмы развития соматической боли. 21. Причины и механизмы развития висцеральной боли. 22. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов. 23. Особые виды боли и механизмы их формирования. 24. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы. 25. Медиаторы антиноцицептивной системы. 26. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы. 27. Патофизиологические основы коррекции боли. VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей. VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ. 1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике. 2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного. 3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно). 4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач. ООД к выполнению работы "Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |