Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральный уровень регулирования



2016-09-16 712 Обсуждений (0)
Федеральный уровень регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Здесь прежде всего необходимо сказать о Конституции Российской Федерации. Как известно, Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов и закладывает основу всей правовой и политической системы страны.

Особенность Конституции состоит в том, что она имеет двойственную природу - это политико-правовой документ. С одной стороны, Конституция – это нормативный правовой акт, обязательный для исполнения всеми субъектами права. Но, с другой стороны, Конституция – это определенная политическая программа, в которой ставятся стратегические цели развития государства и общества. Эта двойственность порождает определенные проблемы реализации конституционных норм – не все декларируемые ею положения могут быть реализованы по принципу «здесь и сейчас».

Практически все положения Конституции Российской Федерации имеют значение для системы государственного и муниципального управления, хотя в ее тексте эти понятия не используются. Конституция говорит не о государственном управлении, а о государственной власти, не о муниципальном управлении, а о местном самоуправлении[8].

В главе 1 Конституции Российской Федерации закрепляются основы конституционного строя – основные принципы организации и функционирования государства. Для системы государственного и муниципального управления особое значение имеют такие принципы, как:

- демократический политический режим (статья 1);

- федеративная форма политико-территориального устройства (статьи 1 и 5);

- республиканская форма правления (статья 1);

- социальное государство (статья 7);

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10, 11);

- признание местного самоуправления как самостоятельной форму публичной власти (статья 12);

- политическое и идеологическое многообразие (статья 13);

- верховенство Конституции и законов на всей территории страны (статья 15).

В главе 2 Конституции Российской Федерации закреплены основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. В соответствии со статьей 18, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Важно, что в главе 2 Конституции не только перечисляются права и свободы, но и в статьях 45 – 56 устанавливаются гарантии их реализации и защиты. Особенно важное значение для системы государственного и муниципального управления имеет положение части 3 статьи 55: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Глава 3 регулирует вопросы федеративного устройства страны. Здесь принципиальное значение для системы государственного и муниципального управления имеют статьи 71, 72 и 73, в которых осуществляется разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Также большое значение имеют положения статьи 77 об органах государственной власти субъектов Российской Федерации и статьи 78 о единой системе органов исполнительной власти.

Главы 4, 5, 6 и 7 закрепляют правовой статус высших органов государственной власти - Президента Российской Федерации, Федерального Собрания, правительства Российской Федерации, а также судебной власти и прокуратуры. Глава 8 посвящена местному самоуправлению.

Глава 9 регулирует вопросы внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституция Российской Федерации является важнейшим источником в системе правового регулирования государственного и муниципального управления. Знание и соблюдение Конституции является обязанностью государственных и муниципальных служащих.

Несмотря на то, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны, большинство ее норм нуждаются в законодательном обеспечении. Прямое действие Конституции Российской Федерации, закрепленное в части 1 статьи 15, предполагает, что нормы конституции действуют независимо от того, приняты ли законы, регламентирующие порядок их реализации или нет. Однако на практике многие нормы Конституции просто не могут быть реализованы без таких законов.

Ниже Конституции по юридической силе находятся федеральные конституционные законы. Среди них большое значение для системы государственного и муниципального управления имеют следующие:

- «О Правительстве Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ)[9];

- «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ)[10];

- «О судебной системе Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ)[11];

- «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ)[12] и др.

Федеральные конституционные законы не имеют принципиальных отличий от просто федеральных законов. Их особенности состоят в усложненной процедуре принятия и более высокой юридической силе. Считается, что федеральные конституционные законы как бы дополняют и развивают положения Конституции Российской Федерации, однако это достаточно спорное утверждение.

Федеральных законов в сфере государственного и муниципального управления достаточно много, перечислим некоторые наиболее значимые из них:

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ)[13];

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ)[14];

- «О системе государственной службы Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ)[15];

- «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ)[16];

- «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ)[17]

- «О противодействии коррупции» (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ)[18]

- «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ)[19]

- «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ)[20]

- «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ)[21].

Ниже федеральных законов по юридической силе находятся указы Президента Российской Федерации, среди которых можно назвать:

- «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» (Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601)[22];

- «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314)[23];

- «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636)[24];

- «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» (Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574)[25];

- «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110)[26] и др.

Далее следуют постановления Правительства Российской Федерации. Это очень многочисленная категория источников. В качестве примеров можно привести:

- «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452)[27];

- «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30)[28];

- «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376)[29] и др.

Ниже постановлений Правительства Российской Федерации находятся ведомственные нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти – постановления, приказы, распоряжения, инструкции и положения.



2016-09-16 712 Обсуждений (0)
Федеральный уровень регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральный уровень регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)