Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственных органов в России



2016-09-16 590 Обсуждений (0)
Система государственных органов в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Государственные органы многообразны, в научной литературе существует различные их классификации. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования государственные органы могут быть избираемые (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации) и формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др.);

2) по принадлежности к ветвям властигосударственные органы подразделяются назаконодательные, исполнительные, судебные и органы с особым статусом (не принадлежащие ни к одной из ветвей);

3) по территории действия:федеральные, субъектов федерации и органы местного самоуправления;

4) по способу принятия решений:коллегиальные (Правительство РФ) и единоначальные (федеральные министерства);

5) по характеру компетенции: органы общей компетенции и специальной компетенции, которые в свою очередь подразделяются на органы отраслей, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции;

6) по срокам полномочий:постоянные (таких органов большинство) и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по правовым формам деятельности:правотворческие, правоприменительные и правоохранительные.

В соответствии с Конституцией РФ, государственные органы в России образуют систему, дифференцированную по горизонтали и по вертикали.

Горизонтальное деление государственных органов связано с принципом разделения государственной власти на ветви – законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ). Законодательная власть на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Исполнительная – Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Судебная – Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, а также системой арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Принцип разделения властей действует не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ: в каждом субъекте есть законодательный орган, система исполнительных органов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ.

Как уже отмечалось, не все государственные органы четко вписываются в схему разделения государственной власти на три ветви. Так, Президент РФ в конституционном праве рассматривается отдельно от всех ветвей власти[47]. Также обособленное место в системе государственных органов занимает Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия, Центральный банк. Эти органы называют органами с особым статусом.

Принцип разделения государственной власти на три ветви нельзя понимать буквально и поверхностно. Между ветвями власти существует сложная система взаимных связей и взаимного влияния. Например, Правительство РФ, будучи органом исполнительной власти, активно участвует в законодательном процессе и оказывает значительное влияние на принятие законов. Государственная Дума, являясь законодательным органом, выполняет также контрольные функции в отношении Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Конституция РФ также предусматривает дифференциацию государственных органов по вертикали – на федеральные органы и органы субъектов РФ. Данное деление вытекает из федеративного характера российского государства.

Конституция РФ содержит немного положений[48], касающихся органов государственной власти субъектов РФ. Лишь в части 1 статьи 77 говорится, что «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

Таким законом является Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ установлены статьей 1 этого закона. В их число входят принципы:

– государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

– распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

– единство системы государственной власти;

– разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

– разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

– самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

– самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 2 указанного закона, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют:

– законодательный (представительный) орган;

– высший исполнительный орган;

– иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с его конституцией (уставом).

Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица.

Между федеральным и региональным уровнями государственной власти строится достаточно сложная система взаимоотношений. Было бы большим упрощением считать, что федеральные органы всегда являются вышестоящими, а региональные всегда находятся у них в административной подчиненности. В системе законодательной, исполнительной и судебной власти отношения между федеральным и региональным уровнями складываются по-разному.

В системе законодательной власти между федеральным и региональным уровнями отношения подчиненности практически отсутствуют. Федеральное Собрание РФ принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Законодательные органы субъектов РФ принимают региональные законы в рамках своих законодательных полномочий. Федеральное Собрание РФ не наделено правом вмешиваться в деятельность региональных законодательных органов, давать им указания и отменять их правовые акты.

Иначе складываются отношения между уровнями в системе исполнительной власти. Согласно части 2 статьи 77 Конституции РФ, «в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Это означает наличие вертикали власти в системе исполнительных органов.

Отношения между региональными и федеральными структурами судебной власти регламентируются процессуальным законодательством. Решение, вынесенное мировым судьей, может быть обжаловано в районный суд и далее в вышестоящие суды.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните сходства и различия социальной и государственной власти. Дайте определение государственной власти.

2. Как вы понимаете такой признак государственной власти, как публичность?

3. Дайте определение государственного органа и перечислите его общие признаки.

4. Как вы понимаете соотношение терминов «государственный орган» и «орган государственной власти»?

5. Перечислите элементы, из которых складывается правовой статус государственного органа.

6. Как вы понимаете соотношение терминов «полномочия» и «компетенция» государственного органа.

7. В чем отличие понятий «права» и «полномочия» применительно к органам государства?

8. По каким критериям можно классифицировать государственные органы?

9. Какие государственные органы называют «органами с особым статусом»?

10. На каких принципах должна основываться система органов государственной власти субъектов РФ?



2016-09-16 590 Обсуждений (0)
Система государственных органов в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственных органов в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)