Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания



2016-09-16 530 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания приводит к пониманию, что его совершенно невозможно объективировать. То, что мы хотим познать и то, чем мы познаем совпадает.

Сознание оказывается проблемой для себя же, и разрешить эту проблему нельзя стандартным способом, через определение границ сознания на основе объективных методов. Так С.Л. Франк писал: «В лице «нашего сознания» - мы имеем бытие не только сознаваемое, но и подлинно сущее – бытие, которое не противостоит нам, а есть в нас и с нами». Трудность точного определения сознания еще и в том, что оно антиномично:

· оно индивидуально (всегда «мое сознание») и одновременно сверхлично (сознание связывает меня с миром, с явлениями в нем)

· оно субъективно (мои образы, мои ассоциации и воспоминания) и объективно (ценности, образы-архетипы)

· всегда сосуществует сознаваемое и неосознаваемое (включающее как бессознательное, так и сверхсознательное)

· оно идеально (ценности, смыслы) и материально (процессы, обеспечивающие жизнедеятельность сознания – нейродинамические структуры мозга, физические действия человека и т.п.)

Хотя сознание невозможно объективировать, но мы можем говорить о том, как оно проявляет себя. Часто сознание связывают со способностью субъекта отражать окружающую реальность и себя самого. Поясните, в чем состоит специфика данного отражения как «конструктивно - творческого преобразования». Какова связь между способностью сознания отражать и идеальностью, как свойством сознания. В чем заключается идеальность, интенциональность и креативность сознания? Поясните, что такое идеальный образ и чем он отличается от реально существующего предмета. Что мы можем сказать о сознании, исходя из его идеальности? Как сознание связано с языком; в чем особенность этой связи? Обратите внимание на взаимосвязь общественного и индивидуального сознания (См.:Шпет Г.Г. Мудрость или разум?/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 195-197; Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 27-35; Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 243-249; 260-274).

Обращаясь к рекомендованной учебной литературе и философскому словарю, рассмотрите и прокомментируйте представленные определение сознания. Рассмотрите, как разрешается вопрос об источниках сознания сегодня. Поясните, почему сознание является необходимым условием организации и воспроизводства практической деятельности людей. (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 260-262; Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гардарики, 1999. С. 413-420).

Исходя из понимания источников сознания и понимания того, что сознание не может быть сведено к ним мы можем утверждать лишь то, что сознание является необходимом условием многообразных форм взаимоотношений человека с миром, с обществом и с самим собой.

2. Еще одним проявлением сознания является самосознание. Когда Сократ говорит о «внутреннем даймоне», сподвигающем его на ответственные деяния, в этом видят одно из первых обращений к проблеме самосознания. Сократовский «даймон» - это образ самосознающего «Я». Обратите внимание на трактовку понятия самосознания, представленное в учебной литературе, и на понимание соотношения сознания и самосознания. (См: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 253-257). Как самосознание связано с феноменом рефлексии? Говорит ли нам что-либо о сознании феномен рефлексии?

Важно, что особенность самосознания состоит в том, что ему не присуща двойственность между «сознающим и сознаваемым и наше «Я» не противостоит нам как предмет, на который мы направлены; сознание нашего «Я» есть его переживание». Так говорит о самосознании русский философ С.Л. Франк. Для него самосознание связано с «непосредственным присутствием в сознании момента «Я»», как того, что безусловно отлично и от внешнего мира и от многообразных внутренних переживаний «Я» (как многомерно-полифонического существования повседневного эмпирического «Я»), речь идет о переживании сверхвременного «Я» (глубинного «Я») как своеобразного центра внешнего и внутреннего мира, но не сводимого при этом к ним. В этом отношении самосознание может быть понято не только как одна из сфер сознания (речь идет о делении сознания на предметное сознание, чистое сознание и самосознание), но и как своеобразная «ось» сознания, пронизывающей собой различные уровни и включающая в себя различные компоненты сознания.

3. В учебной литературе рассматривается модель сознания, представляющая последнее как единство 4-х сфер (См.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 256-258). Познакомьтесь с данной моделью, обратите внимание на характеристики каждой сферы, а так же на выделяемые уровни сознания. Поясните, как данная модель отражает антиномичность сознания и его подвижность; рассмотрите соотношение разных уровней сознания друг с другом.

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте слова Дж. Серла: «Когнитивная наука обещала, … что войдет в «черный ящик» сознания и изучит его внутреннее функционирование. К сожалению, большинство ученых - когнитивистов повторили наихудшие ошибки бихевиористов… : они настаивали на изучении только объективно наблюдаемых феноменов, игнорируя, таким образом, сущностные свойства сознания. Поэтому, когда они открыли большой «черный ящик», то обнаружили внутри лишь множество маленьких «черных ящиков»»? Можете ли вы согласиться с Дж. Серлом? Свою позицию обоснуйте.

2. Чем, по Вашему мнению, является сознание для человека – даром, наградой или проклятием?

3. Как бы Вы могли прокомментировать следующий древнекитайский афоризм: «Сознание рождается от взаимного воздействия нашего «Я» и вещей подобно тому, как огонь возникает от трения двух палочек. Нельзя сказать, что оно находится во мне или в других. Нельзя сказать, что оно не находится во мне, и нельзя сказать, что оно не находится в других. Живи им, и тогда «другие» и «Я» перестанут быть соблазном».

4. Обладают ли самосознанием животные?

5. Что такое информация и как она связана с сознанием?

6. В чем состоит общественная природа сознания? Можно ли говорить об односторонней зависимости сознания от общественной практически-преобразующей деятельности людей?

7. Можете ли Вы согласиться с тем, что «глубинное «Я»» является своеобразным субстанциальным основанием нашего эмпирического «Я» (как реального, так и идеального)?

8. Как бы Вы ответили на вопрос «что есть сознание по самому своему существу»?

9. Что бы Вы могли сказать об особенности феномена самосознания «Я» исходя из того, что говорит крупнейший современный теоретик буддизма Д. Икеда: «Экзистенциалисты и фрейдисты рассматривают «Я» как эго, в индивидуалистическом духе… Но в буддийской доктрине «срединного пути»… «Я» едино с космосом. Оно является стержнем жизни и остается неизменным, даже если меняются все жизненные условия и обстоятельства»?

Тест для самопроверки

1.Знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания - ___________.

 

2. Утверждение о том, что сознание есть единственная достоверная реальность, а мир – его порождение, характерно

1. для физикализма

  1. для объективного идеализма
  2. для умеренного материализма
  3. для солипсизма

 

3.Укажите формы общественного сознания

  1. правосознание
  2. бессознательное
  3. наука
  4. архетипы
  5. идеология

4. Назовите имя ученого к.XIX – н.XX вв., открытие которого радикально изменило представление об абсолютности человеческого разума

  1. Ч. Дарвин
  2. Н. Коперник
  3. И. Ньютон
  4. З. Фрейд
  5. С. Гроф

 

5. Онтология своеобразного идеального начала - «коллективного бессознательного», которое обладает более глубокой и фундаментальной реальностью, чем психика отдельного человека, раскрывается в концепции

  1. З. Фрейда
  2. К.Г. Юнга
  3. К. Ясперса
  4. Э. Фромма
  5. М. Бубер

 

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 254-283.

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие: Элементарный курс/ В.Д. Губин. - М.: Гардарики, 2001. С. 111-129.

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания/ В.М. Найдыш. - М.: Гардарик, 1999. С. 413-420.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 233-287.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 27-63.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 389-398.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 259-285.

 

Дополнительная литература

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии. -1990. - №10

Гайденко П.П. Бытие и разум// Вопросы философии. – 1997. - №7.

Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением?// Вопросы философии. – 2001. - №6.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 358-367.

Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования// Вопросы философии. – 2004. - №10, №11.

Жданов Г.Б. Информация и сознание// Вопросы философии. – 2000. - №11.

Стародубцева Л.В. Пра-память и за-бытие// Вопросы философии. – 2006. - №9.

Черниговская Т.В. Мозг и есть Вселенная// Человек. – 2008. - №2.

Хачатурян В.М. Измененные состояния сознания: к проблеме архаической компоненты психики// Человек. – 2008. - №1.

Киселев Г.С. «По образу и подобию»// Вопросы философии. – 2008. - №1.

Жданов Г.Б. Информация и сознание// Вопросы философии. – 2000. - №11.

Дубровский Проблема духа и тела: возможности решения// Вопросы философии. – 2002. - №10.

Оруджев З.М. К вопросу о возникновении человеческого разума// Вопросы философии. – 2009. - №12.

Литература к реферату

К 1 реферату

Гроф С. Путешествие в поисках себя/ пер. с английского Н.И. Папуш. – М.: Институт трансперсональной психологии, 2001. - С.147-162;174-178.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - С. 358-367.

Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии/ С.Н. Мареев, Е.Н Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 623-635.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 275-285.

Ко 2 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 417-425.

Мареев С.Н., Мареева Е.Н. История философии/ С.Н. Мареев, Е.Н Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 608-611.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 337-341.

 



2016-09-16 530 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. 1. Обратите внимание на то, что попытка рационального осмысления сущности сознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)