Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинарское занятие №3. 1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №3. 1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между явлениями, а так же познаваемые человеком свойства явлений описываются с помощью следующих категорий диалектики:

· единичное – общее – особенное. Данные категории раскрывают связанные друг с другом «ступени познания» познаваемого явления. Поясните, как при установлении диагноза врач может делать определенные выводы, руководствуясь анализом конкретных симптомов с позиций единства и взаимосвязи указанных категорий.

· часть – целое

· система – элемент – структура

· форма – содержание

· сущность – явление

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите каждую из пар категорий, поясните, как каждая категория связана с другой. Какова диалектическая связь формы и содержания, сущности и явления? Приведите пример использования категорий «единичное – общее – особенное» в клиническом мышлении врача. Что для врача является сущностью, что – явлением в процессе постановки диагноза? Что можно сказать о человеческом организме с позиций категорий «часть – целое», «система – элемент – структура»?

2. Одним из фундаментальных принципов диалектического познания является принцип детерминизма. Он предполагает универсальность, закономерность и всеобщую обусловленность одних явлений другими. Обращаясь к принципу детерминизма, выявите его отличие от индетерминизма. На сегодняшний день выделяют причинную и непричинную детерминацию. Обратите внимание, что в диалектике принято понимать под причиной, каковы ее признаки (отношения производства, временная асимметрия, необходимость, пространственная и временная непрерывность). Кроме принципа причинности выделяются и виды цепей причин: однолинейные, двулинейные с обратной связью, разветвляющиеся цепи и отдельно – причинная сеть.

Рассмотрите непричинные виды обусловленности и их примеры: функциональная связь между отдельными свойствами предмета, связь состояний, вероятностная детерминация, структурная детерминация).

Дайте определение и рассмотрите следующие пары категорий, раскрывающих принцип детерминизма. Поясните при этом диалектическое единство категорий в каждой паре и взаимосвязь между парами категорий.

· причина – следствие. Данные категории раскрывают принцип причинности.

· необходимость – случайность. Обратите внимание на то, как соотносятся случайность и необходимость.

· возможность – действительность. Обратите внимание на различные виды возможностей и их отличие друг от друга.

Подумайте, в чем состоит методологическое значение принципа детерминизма для медицинского знания. Приведите примеры использования в клиническом мышлении врача указанных пар категорий

 

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1.Как вы считаете, убедительны ли доводы тех, кто отрицает идею прогресса, обосновывая это тем, что

  • достигнутые положительные результаты в процессе исторического развития могут быть утеряны
  • понятие прогресса есть проявление господства телеологизма (предначертанности развития, наличия скрытой цели развития; жесткого детерминизма)

Прокомментируйте в связи с этим следующее высказывание К. Поппера: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс».

2. О каких противоречиях, открытых И. Кантом, говорит известный исследователь его философии В.Ф. Асмус: «Диалектический характер функции разума состоит не только в том, что разум стремится побуждать рассудок к сверхопытному применению категорий… . Диалектическая природа разума выражается, по Канту еще и в том, что в попытках сверхфизического… применения разум… оказывается антиномичным, то есть с неумолимой необходимостью приходит к противоречиям, образует суждения, которые при ближайшем анализе оказываются равными по сути своего логического обоснования, но противоречащими и друг друга уничтожающими по своему содержанию»? Почему «открытие Канта, утверждавшее, что противоречие есть совершенно неизбежное и необходимое состояние разума, означало целый переворот»?

3. Как Вы считаете, все ли противоположности, находящиеся в единстве, составляют диалектическое противоречие? Например, содержат ли противоречие верх и низ стола, день и ночь, сложение и вычитание, наследственность и изменчивость, среда и организм?

4. Как вы считаете, о проявлении какого закона диалектики говорит данный древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обличают, слепая вера делает смешным, неведение ведет к пороку»?

5. Действует ли закон диалектического отрицания при следующих изменениях:

  • вода – лед – вода
  • день – вечер – ночь – утро – день
  • неорганическая природа – живая природа – общество
  • рождение – жизнь – смерть
  • зерно – росток – зерно
  • знание – незнание – знание
  • формально-абстрактный диагноз заболевания – патогенетический диагноз – конкретное лечение болезни

6. Как Вы считаете, почему единичное оказывается богаче общего? Приведите примеры.

7. Как Вы считаете, что является общим, особенным и единичным в процессе индивидуального развития организма, человека, установления диагноза заболевания?

8. Прокомментируйте слова Гегеля о том, что общее «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального и отдельного».

9. Как Вы считаете, за счет чего целое может признаваться больше своих частей? Можно ли сказать, что целое предшествует своим частям? Почему? Что придает целому новое качественное состояние по сравнению с простой механической суммой частей?

10. Являются ли элементами такой системы как человеческий организм отдельные клетки, молекулы, атомы; нервная система в целом, кровеносная и пищеварительная системы? Несет ли элемент качественную определенность системы?

11. К какому типу систем относятся следующие системы:

· двигатель внутреннего сгорания

· системы управления космическими кораблями

· организмы, популяции

· сложные компьютерные сети

· Вселенная

12. Проиллюстрируйте примерами слова Ф. Энгельса о том, что вся органическая природа является сплошным доказательством тождества или неразрывности формы и содержания.

13. Как Вы думаете, почему явления в своей совокупности богаче, разнообразнее сущности, а сущность глубже любого из своих проявлений и даже всей их совокупности?

14. Как Вы считаете, всегда ли является показателем причинно-следственных отношений регулярное предшествование одного события другому? Действует ли причинно-следственная связь в законе Бойля – Мариотта, который устанавливает необходимую связь и взаимообусловленность между такими характеристиками газа как температура, объем, давление?

15. По мнению некоторых физиков, в микромире нельзя говорить о привычном для нас проявлении причинно - следственных связей. Здесь теряют смысл обычные временные отношения «раньше» - «позже». В области нелокального взаимодействия события связаны в некий комок, в котором они взаимно обуславливают друг друга, но не следуют одно за другим. Из этого делается вывод, что в микромире не действует причинность, либо причина и следствие существуют одновременно. Можно ли с этим согласиться и почему?

16. Квантовый мир – это мир, в котором объективно существует неопределенность, в котором вероятность есть объективная характеристика реальных возможностей. На этой основе К. Поппер отрицал детерминизм. Можно ли с этим согласиться? Какой детерминизм действительно обнаруживает здесь свою несостоятельность?

17. Случайным или необходимым являются изменения в наследственной структуре организма, наследование организмами их видовых свойств; события, которые осуществляются в стабильных условиях?

18. Прокомментируйте слова К. Маркса, обращая внимание на диалектический ход его рассуждений: «Человеческое тело от природы смертно. Болезни поэтому неизбежны. Почему, однако, человек обращается к врачу только тогда, когда заболевает, а не когда он здоров? Потому, что не только болезнь, но и сам врач уже есть зло. Разве не желательнее смерть, нежели жизнь, состоящая только из мер предупреждения против смерти? Разве жизни не присуще также и свободное движение? Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь? Неотступный врач уже сам по себе был бы болезнью, при которой даже не было бы надежды умереть, а оставалось бы только жить. Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить».

19. Можно ли согласиться с Гиппократом, который считал главным врачевателем болезней человеческую природу и «целебные» возможности самого организма? Один из афоризмов античности гласит: «Лучшее лекарство состоит в том, чтобы не лечиться». Не означает ли все это отождествление возможности с действительностью, не ведет ли это к пассивности врача?

 

Тест для самопроверки

1.Понятие «меры» выражает диалектическое единство____________ и _________________.

 

2. Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания – это _______________.

3. Законом диалектики является

  1. закон кармы
  2. закон противоречия
  3. закон исключенного третьего
  4. закон тождества
  5. закон отрицания отрицания

 

4. Основным источником развития, с позиций диалектики, является наличие

1. внутренних противоречий

2. разнообразие внешних причин

3. некоторой абсолютной внешней причины

4. особой внутренней программы развития

5.Укажите категории, взаимосвязь которых выражает сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений

  1. мера
  2. отрицание
  3. скачок
  4. возможность
  5. вероятность

 

6. Философский способ мышления, являющийся антиподом диалектики – это ______________.

 

7. Философская категория, отображающая существенную определенность вещей и явлений

  1. качество
  2. количество
  3. явление
  4. форма
  5. действительность

 

8. Направленность процесса развития прямо утверждает диалектический закон ____________________________.

9. Процесс или действие, имеющее своим результатом объединение, соединение, единство

1. интеграция

2. дифференциация

3. дескрипция

4. инновация

10. Объективность, закономерность связи и всеобщей причинной обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира утверждает

1. волюнтаризм

2. детерминизм

3. индетерминизм

4. витализм

5. пантеизм

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Проспект, 2000. С. 479-585.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТА-МЕД, 2004. С. 172-216.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 130-189.

Философия:Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2004. С. 398-444.

Дополнительная литература

Франчук В.М. Универсальные механизмы эволюции// Вопросы философии. – 2005. - №4.

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики,1999. С. 380-390.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. – М., Соч.Т.21. С. 273-281; 305-308.

Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф.. – М., Соч.Т.20. С. 384-390; 526-547; 640-642.

Фейгенберг И.М., Ровинский Р.Е. Информационная модель будущего как программа развития// Вопросы философии. – 2000. - №5.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Найдыш В.М. Концепции современного естествовознания/ В.М. Найдыш. – М.: Гардарики, 1999. С. 380-390.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. С. 253-258; 507-525.

 

Ко 2 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 187-194.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-194.

 

К 3 реферату

Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины/ Г.И. Царегородцев, В.Г. Ерохин. – М.: Мед. лит-ра, 1986. С. 194-214.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 183-196.

 

К 4 реферату

Царегородцев Г.И. Диалектический материализм и медицина/ Г.И. Царегородцев. – М.: Мед. лит-ра, 1963. С. 229-247.

Философия и медицина/ под ред. Сержантова В.Ф., Королькова А.А. - Ленинград: ЛГУ, 1986. С. 68-80.

 

К 5 реферату

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 133-150.

Поппер К.Р. Что такое диалектика?// Вопросы философии. – 1995. - №1.

Ойзерман Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма// Вопросы философии. – 2000. - №1.

 



2016-09-16 415 Обсуждений (0)
Семинарское занятие №3. 1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинарское занятие №3. 1. Наиболее существенные связи и отношения, характеризующие всеобщность связей между

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)