Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений.
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком.
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека.
Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные
и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов.
Семейства класса Двудольные. Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные куль туры.
Семейства класса Однодольные. Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений.
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов.
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Дары Старого (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового (картофель, томат, тыква) Света. История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах
Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Ярусное строения природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ.
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные со общества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 6 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.
№ п.п.
| Содержание
тем
| Характеристика деятельности учащихся
|
Наука о растениях — ботаника ( 4 ч)
|
| Царство Растения. Внешнее строение и общая характерис-тика расте-
ний. Много- образие жизненных форм
растений.
| Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науке ботанике.
Описывать историю развития науки о растениях. Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять отличие вегетативных органов от
генеративных. Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком. Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания.
|
| Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки.
| Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.
Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Находить отличительные признаки растительной клетки.
|
| Ткани растений
| Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани.
|
| Обобщение и системати-зация знаний по материалам темы 1
| Обобщать и систематизировать знания по теме 1, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
|
Органы растений ( 8 ч)
|
| Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян
| Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян.
Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Описывать роль воды в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных
веществ в прорастании семян. Приводить примеры зависимости прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян от дельных культур
|
| Корень, его строение и значение.
| Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.
Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.
Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
|
| Побег, его строение и развитие.
| Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фото-
графиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.
Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.
Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием.
|
| Лист, его строение и значение.
| Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев у растений.
|
| Стебель, его строение и значение
| Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.
Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
| Цветок, его строение и значение
| Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка.
Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления.
|
| Плод. Разно- образие и значение
плодов
| Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов
и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян
в природе и жизни человека.
|
| Обобщение и систематиза-ция знаний по материалам темы 1 и 2
| Обобщать и систематизировать знания по теме 2, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
|
Основные процессы жизнедеятельности растений ( 6 ч)
|
| Минеральное питание растений и
значение воды.
| Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.
Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп.
|
| Воздушное питание растений —
фотосинтез
| Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.
Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для
подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.
|
| Дыхание и обмен веществ у растений
| Определять сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Давать определения понятия «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.
|
| Размножение и оплодо -творение у
растений
| Характеризовать значение размножения живых организмов.
Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения
«двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.
Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.
|
| Вегетативное размножение растений и его использова-ние
человеком.
| Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
| Рост и развитие растений.
Обобщение и систематиза-ция знаний по материалам темы 3
| Называть основные черты, характеризующие рост растения.
Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития
растений от условий среды.
Обобщать и систематизировать знания по теме 3, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным
вопросам. Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
|
Многообразие и развитие растительного мира ( 11 ч)
|
| Систематика растений, её значение для ботаники.
| Приводить примеры названий различных растений.
Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем
растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.
|
| Водоросли, их много- образие в природе.
| Выделять и описывать существенные признаки водорослей.
Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и для человека.
|
| Отдел Моховидные. Общая характерис-тика и значение.
| Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Характеризовать признаки принадлежности
моховидных к высшим споровым растениям. Объяснять процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. Изучать и сравнивать внешнее строение зелёно го мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
|
| Плауны.
Хвощи.
ПапоротникиИх общая характерис-тика.
| Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, черты их отличия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о прогрессивном строении папоротников. Обосновывать роль папоротникообразных
в природе и необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.
|
| Отдел
Голосемен-ные. Общая характеристика и значение
| Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.
Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени, находить преимущества. Объяснять процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для
подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России.
|
| Отдел
Покрыто-
семенные. Общая
характеристика и значение
| Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных.
Сравнивать и находить признаки сходства и отличия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрыто-
семенных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений.
|
| Семейства класса
Двудольные
| Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств класса. Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем
растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и в жизни человека.
|
| Семейства класса Однодоль-ные
| Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.
Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений класса Однодольные, о значении злаков для живых организмов
|
| Историчес-кое развитие раститель-
ного мира
| Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.
|
| Многообра- зие и
происхожде- ние
культурных растений.
Дары Старого и Нового Света
| Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Объяснять способы расселения растений по
земному шару. Характеризовать роль человека в появлении
многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Характеризовать роль сорных растений в природе и жизни человека. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. Называть родину наиболее распространённых культурных растений (пшеницы, ржи, картофеля, капусты, тыквы, томата, банана и др.). Объяснять причины вхождения картофеля в ряд ведущих сельскохозяйственных культур России.
Называть причины широкого использования человеком злаковых растений — пшеницы, ржи и ячменя. Характеризовать значение растений в жизни человека.
|
| Обобщение и систематиза-ция знаний по материалам темы 4
| Обобщать и систематизировать знания по теме 4, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала
|
Природные сообщества ( 3 ч)
|
| Понятие о природном сообществе-
биогеоценозе и экосистеме
| Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России.
|
| Совместная жизнь
организмов в природном сообществе.Смена природных сообществ и её
причины
Обобщение и систематиза-ция знаний по материалам темы 5
| Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса. Работать в паре: приводить примеры взаимодействия живых организмов при совместном
обитании в природном сообществе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции. Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванных внешними и внутренними причинами.
Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
Обобщать и систематизировать знания по теме 5, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Высказывать своё мнение по проблемным вопросам.
Обсуждать выполнение создаваемых проектов. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.
|
| Контроль и систематиза- ция знаний по материалам курса биологии
6 класса.
| Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов.
Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного
мира. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание.
|
| Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (парк)». Задания на лето
| Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.
|
34-35
| Резервное время ( 2 ч )
|