Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пренебрежение различиями в культе традиций



2016-09-16 335 Обсуждений (0)
Пренебрежение различиями в культе традиций 0.00 из 5.00 0 оценок




Приоритеты институционального развития гражданского общества в современной России

 

 

Основываясь на своих личных наблюдениях, а также известном Вам историческом российском и зарубежном опыте развития гражданского общества напишите небольшое эссе – (до 3-5 стр.) о Вашем видении приоритетов институционального развития гражданского общества в современной России. Это может быть общий взгляд на ситуацию в целом или на какой-либо отдельный ее аспект, требующий приоритетного, на Ваш взгляд, внимания общества и государства как системы органов власти.

Рекомендуемый порядлк работы над эссе:

 

1) Заполните опросник на следующей стр. 2, обводя кружком цифру, наиболее отвечающую уровню проявления того или иного признака, характеризующего степень этатизма и синкретизма общественной жизни в современной России. (Последнюю колонку можно не заполнять). Просуммируйте набранное количество баллов по каждой из трех колонок и сложите эти три цифры вместе. (получится число от 0 до 100), характеризующее в процентном отношении уровень и качество этатизма нашего общества. Заполняя опросник, просматривайте характеристики признаков (см. далее стр. 3-6) при необходимости.

 

2) После заполнения опросника ознакомьтесь с кратким послесловием (стр. 7) и другими материалами в поддержку изучения нашего курса. Если Вы не удовлетворены полученным результатом, предложите Вашим близким заполнить опросник и сравните полученные оцеки. Наиболее важно понять источники различий в оценках, проявляющиеся с наибольшим дипазоном.

 

3) Напишите эссе, отразив Ваше видение результатов, полученных в ходе работы с опросником, и приоритетов институционального развития гражданского общества в Рссии в целом или уделив более пристальное внимание каккому-то одному из них, обосновав свой выбор. (Используйте таблицу – типологию институтов для более четкой идентификации приоритов своего внимания).

 

Оббем эссе – 2-3, но не более 5 стр. Возьмите с собой на сессию распечатанный вариант работы, а также отправьте электронный вариант с указанием группы и темы эссе в строке «тема» элетронного письма на мой адрес

 

[email protected]

 

С уважением,

Людмила Арнольдовна Колесникова


Качество этатизма и синкретизма общественных отношений

Признак и уровень его проявления по 7-бвльной шкале Слабый 0-1 Средний 2-3 сильный 4-5 Вес: (0-1)
1. Пренебрежение различиями в культе традиций 0 1 2 3 4 5  
2. Иррационализм как неприятие духа Просвещения и рационализма 0 1 2 3 4 5  
3. Культ действия ради действия vs думания и интеллекта 0 1 2 3 4 5  
4. Пренебрежение критикой и противодействие несогласию 0 1 2 3 4 5  
5. Непринятие инакости, инородного, инородцев. 0 1 2 3 4 5  
6. Индивидуальная/ социальная фрустрация как базис реакции 0 1 2 3 4 5  
7. Наковальня национализма и культ теории заговора 0 1 2 3 4 5  
8. Формирование образа врага – внешнего и внутреннего 0 1 2 3 4 5  
9. Не борьба за жизнь, а жизнь ради борьбы 0 1 2 3 4 5  
10. Элитаризм как культ силы и презрение к слабости 0 1 2 3 4 5  
11. Патриотическое воспитание героев и культ смерти 0 1 2 3 4 5  
12. Культ традиционной мужественности vs другим моделям поведения 0 1 2 3 4 5  
13. Примитивизация мышления и разви-тие Новояза в образовании и СМИ 0 1 2 3 4 5  
14. Качественный популизм и вождизм vs количественных институтов демократии 0 1 2 3 4 5  
15. Сознательное преодоление совести как условие продвижения по социальным лифтам 0 1 2 3 4 5  
16. Культ наслаждения злом, его поэтизация и героизация 0 1 2 3 4 5  
17. Уровень возможностей общественного контроля «снизу» 0 1 2 3 4 5  
18. Рассогласованность правовых норм как общих прописанных рамок поведения 0 1 2 3 4 5  
19. Избирательное право-применение по критериям лояльности и платежеспособности 0 1 2 3 4 5  
20. Рассогласованность правовых и неформальных «правил игры» для властных элит и обычных людей 0 1 2 3 4 5  
  ВСЕГО:       1,0

Пренебрежение различиями в культе традиций

Традиционализм в Европе зародился в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции. Дохристианский политеизм культур Древней Греции и Рима лежит, в том числе, в основе того, что народы разных религий были равно допускаемы в римский Пантеон в поисках откровения, явленного на заре истории человечества. Его сакральные свидетельства испокон веков хранились в памятниках искусства и культуры разных народов, в текстах египетских и китайских иероглифов, кельтских рун, шумерской клинописи и других, смысл которых во-многом был утрачен. Лишь много позже он частично восстанавливается усилиями Науки. После Французской революции культ традиций выступает доминантой контрреволюционной католической мысли. В наше время в широком смысле традиционализм проявляет себя разным образом – от взвешенного уважения к прошлому, преемственности обычаев, обеспечивающих культуре ее сохранение и воспроизводство, до тоталитарных форм культа традиций, неприятия нового, приоритета устного слова власть предержащих над прописанными общими правилами и манипуляций исторической памятью. Традиционализм как культ традиций неизбежно оказывается синкретичным. Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение) — не просто сочетание разнообразных верований и практик, а прежде всего, пренебрежение к противоречиям. Исходя из подобной логики, все первородные откровения содержат зародыш истины, а если они разноречивы или даже несовместимы, это не имеет значения и не требует изучения, потому что все равно они все восходят к некоей исконной истине. Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда: остается только доверять тем, кто берет на себя смелость или допущен к миссии истолковывать ее.

2. Иррационализм как неприятие модернизма, духа Просвещения и рационализма. Наряду с потреблением достижений и демонстрацией внешних атрибутов индустриализации, в глубине идеологии традиционализма главенствует теория Blut und Boden — «Крови и почвы». Отрицание современного мира проводится под эгидой отрицания капиталистической современности, ее чувственной ценностной культуры и, по сути, духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало эпохи современного разврата. Ему противостоит культ аскеты и иррационализм.

3. Культ действия ради действияvs думания. Действие прекрасно само по себе, осуществляется и вне, и без рефлексии. Культ спорта ради победы. Думание — немужественное дело. Культура рациональности рассматривается с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут наблюдаем все: и обобщения об интеллектуалах-размазнях, яйцеголовых интеллигентах, радикал-снобизме и подозрительность по отношению к интеллектуальному миру, обвинения современной культуры и либеральной интеллигенции в отходе от вековечных ценностей.

4. Пренебрежениекритикой и противодействие несогласию. Критический подход оперирует дистинкциями (различиями), дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В культуре синкретизма несогласие есть предательство.

5. Непринятие инаковости, инородного, инородцев. Синкретизм растет и ищет консенсусов в эксплуатации вызова, с которым человек сталкивается с самого своего рождения – неизбежности деления своего окружения на «свой – чужой» подобно любому живому организму (яаление парохиализма в биологии). Проявления боязни инородного и инородцев могут вырастать в расизм и военные конфронтации на принципах «крови и почвы», в особенности при попустительстве или осознанных действиях Власти, использующей древние инструменты манипуляционного управления на принципах «разделяй и властвуй», «после нас – хоть потоп» и т.п. Идеи патриотизма как честного служения своей стране, народу/ нации мутируют в жертвенный национал-патриотизм как верноподданническое безусловное служение власти, которая олицетворяет собой не только государство, но и страну. Это безусловное служение откровенно противопоставляется идеям пацифизма, «безродного космполитизма» как разновидносстям «национал-предательства».

6. Индивидуальная/ социальная фрустрация как базис реакции. Фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса, испытывают страх перед угрозой со стороны раздраженных низов. Прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется. Это новое большинство становится превосходной аудиторией для пропагандистских манипуляций.

7. Наковальня национализма и теория заговора.Тем, кто социально обездолен, говорят, что залогом их привилегий является факт рождения в определенной стране.К тому же единственное, что может сплотить нацию, — это враги. Поэтому продвигается идея заговора, по возможности международного. Сочлены должны ощущать себя осажденными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре — использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний.

8. Формирование образа врага – внешнего и внутреннего. Сочлены должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой, в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине закладывается и основа будущего поражения в войне: культивация образа врага не помогает объективно оценить боеспособность противника.

9. Не борьба за жизнь, а жизнь ради борьбы. Культивация образа врага имеет своим следствием убежденность в том, что пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время есть и комплекс Страшного Суда. Поскольку враг должен быть — и будет — уничтожен, впереди - последний бой, в результате которого данное движение приобретет полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века. Однако это противоречит тезису о перманентной войне, и еще ни одному лидеру, призывающему жить ради борьбы, не удалось разрешить образующееся противоречие.

10. Элитаризм как культ силы и презрение к слабому. Для всех реакционных идеологий типичен популистский элитаризм как культ силы.В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому. Популистский элитаризм укрепляет веру в то, что рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Ведущая (или единственная) партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) стать членом партии. Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил ее силой, понимает, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его. Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой — подчиненных. Тем самым укрепляется массовый элитаризм. («Я - начальник, ты – дурак. Ты – начальник, я – дурак».)

11. Патриотическое воспитание героев и культ смерти. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в реакционной идеологии героизм — норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить ее с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Культивируется смерть как наилучшая компенсация за героическую жизнь. Герою умереть невтерпеж. (В героическом нетерпении, однако, ему гораздо чаще случается умерщвлять других…)

12. Культ традиционной мужественности. Поскольку и перманентная война, и героизм — довольно трудные игры, идеология переносит свое стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ традиционной маскулинности - мужественности, вплоть до пренебрежения к женщине и беспощадного преследования любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма. Поскольку и пол — это довольно трудная игра, герой играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса.

13. Развитие Новояза в образовании и СМИ. Новояз был изобретен Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, английского социализма, но его элементы и признаки свойственны самым различным диктатурам. Учебники отличаются бедной лексикой и примитивным синтаксисом, максимально ограничивая для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но появляются и другие формы Новояза, имеющие невинный вид популярного телевизионного ток-шоу, специфического новостного ряда, особых юмористических программ и т.п.

14. Качественный популизм и вождизм vs количественных институтов демократии. В условиях демократии граждане пользуются правами личности, а количественный фактор лежит не только в основе избирательных процедур, ориентированных на выявление воли большинства, но и для регистрации уровней несогласия тех или иных меньшинств, вплоть до отдельных граждан (например, право на одиночный пикет). В условиях реакции индивидуум прав личности не имеет, а народ предстает как качество - монолитное единство, выражающее совокупную волю, а Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются — часть за целое, pars pro toto — играть роль Народа. Народ, таким образом, выступает как феномен исключительно театральный. В наше время трибуна качественного популизма — телевидение или интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».

15. Сознательное двоемыслие и преодоление совестикак условия продвижения по социальным лифтам. Соблазн «избавления от химеры совести» в той или иной степени встает на жизненном пути, практически, каждого человека (те или иные формы обмана, кражи и пр.) Однако, способность от них удерживаться присуща именно человеку. Вместе с тем, преодоление совести усилием воли после борьбы со своими соблазнами и искушениями, встречая на своем пути не меньшее по силе сопротивление, может иметь ограниченные последствия и оставаться частным делом отдельного рядового человека или группы людей, вовлеченных в противостояние. (Особой разновидностью противостоящей силы может выступать альтруистическая безусловная любовь, значение и разные грани которой для становления гражданского общества рассмотрел шотландский философ Адам Фергюссон в своем труде «Опыт истории гражданского общества (1767), а социологический анализ представлен в работах российско-американского социолога Питирима Сорокина.). Потакание же инстинктам получить что-то для себя за счет других представителем власти, поощрение таких моделей поведения у подчиненных может в крайних формах перерастать в систематические поведенческие модели и неформальные этические нормы как условия продвижения вверх по социальной лестнице. По сути, в крайних формах это ведет к систематической «передаче подлости в лизинг» и «рейдерскому захвату» государственности.

Культ наслаждения злом, его поэтизация и героизация. Усилия воли по преодолению совести вознаграждаются удовольствием от полученных взамен благ, при этом генерируя те или иные деструктивные сигналы в окружение, сопровождающее процесс обеспечения этими благами. Однако, мощными усилителями этих деструкций являются искусство и масс медиа, создающие и тиражирующие художественные произведения, поэтизирующие и героизирующие порок, прикрывая его в те или иные одежды общественной добродетели («Заговорили о патриотизме, значит – проворовались», - подмечено классиком.) Произведения искусства, основанные на исторических фальсификациях, или чисто художественных вымыслах, подчеркивающих притягательность заданных образцов, запускают цепные реакции разрушительных по своей сути социальных моделей поведения под личиной «патриотизма», «истинного государственничества» и т.п.)

Уровень возможностей общественного контроля «снизу». Может быть прописан или не прописан законодательно, но по факту быть высоким или низким в зависимости от стиля и качества лидерства.

Рассогласованность правовых норм как общих прописанных рамок поведения. Нестыковки и противоречия в законодательстве следует различать как объективный результат правовой незрелости общества, наразвитости инструментов и механизмов консенсусного публичного права, и как последствия осознанной деятельности законодателей, преусспевающих в преодолении своей совести.

Избирательное право-применение по критериям лояльности и платежеспособности. Если взятка судбе имеет долгую историю осуждения как преступное действие (отсчет ведется еще с известного прецедента Суда Камбиса в Истории Геродота), то «телефонное право» во многих обществах (СССР, современная Россия, Турция и др.) может считаться на неформальном уровне вполне естественным и «нормальным» институтом в глазах « взрослых» и житейски мудрых людей. Вместе с тем, этот интститут не приемелем для правовой культуры стран ЕС, и страны, получающие статус кандидата в члены ЕС, вступают в длительный – теоретически, бесконечный, период согласования своим правовых институтов с институциональной практикой ЕС, где механизм «телефонного права» будет считаться неизбежным барьером.

Рассогласованность правовых и неформальных «правил игры» для властных элит и обычных людей. Кратко в народе характеризуется распространенностью правила «Друзьям – все. Врагам – закон». В работе Д;Норта «Насилие и социальные прядки» называется социальным порядком с ограниченным доступом.




2016-09-16 335 Обсуждений (0)
Пренебрежение различиями в культе традиций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пренебрежение различиями в культе традиций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)