V. Выполнение упражнения 308. Проверка
VI. Будьте внимательны! Ответьте! Мягкий знак ходит за буквой ш, но все напрасно. Буква ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься1ни звука. Она тверда и так шипит1, что мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой ш. Где именно? По Ф. Кривину. Домашнее задание: фонетический разбор слов: ель, вьюга, береза, текст. Урок 13. Цели: сообщить, что такое орфоэпия; что изучает орфоэпия; познакомить с орфоэпическим словарем и словарем ударений; учить правильному произношению, грамотной речи. Ход урока I. Проверка домашнего задания. II. Словарно-орфографическая работа. 1. Орфоэпия от греч. orthos – прямой, правильный + epos – речь, т. е. правильная речь. 2. Запись словарных слов: досуг, предмет, километр, магазин. III. Сообщение темы урока. 1. Знакомство с материалами учебника, с. 128. Литературная речь предполагает строгое следование принятым нормам. Однако в пределах литературной речи существуют варианты произношения ударения, каждый из которых имеет свое назначение и сферу применения, т. е. принадлежит определенному стилю. (Формируются стили в зависимости от ряда факторов – содержания речи, ее жанра, ситуации общения, характера аудитории, к которой обращается говорящий.) Обычно выделяется три стиля литературного произношения ударения. Высокий стиль – это стиль ораторской, академической, поэтической речи. Для него характерна тщательность произношения, стремление к возможно более точному воспроизведению звукового облика слова. Он уместен в речи эмоционально окрашенной и преследующей цели эстетического воздействия. Нейтральный стиль используется в повседневной речи, в обычных повторяющихся ситуациях. Он стилистически не окрашен. Разговорный стиль представляет собой стилистически сниженную речь, которой не свойственно внимание к внешней стороне выражения, стремление к полноте передачи звукового состава слова. За пределами литературного произношения находится стиль просторечный. 2. Демонстрация и знакомство с орфоэпическим словарем и словарем ударений русского языка. Учитель расскажет учащимся о необходимости использования таких словарей наряду с орфографическим и другими словарями русского языка. IV. Выполнение упражнений 309, 310, 311. V. Сообщение учителя. – Ударение является одной из фонетических примет слова. Иногда только ударение различает слова (парить и парить). Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произнесении слова. Вот как об этом рассказала И. М. Подгаецкая в одном из своих произведений. Собрались однажды на совет слова, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!» Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь ударение это просто черточка!» Ударение вдруг рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, и появился Замок. Слова зашумели. Тогда вышли Белки и сказали: «Мы самые главные части любого живого организма, и уж нам ударение ничего не сделает». А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними шустрые Белки… Запрыгало Ударение по словам, и вот уже Атлас превратился в Атлас, вместо Капель – Капель, вместо Муки – Мука… Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением. • Задание. Спишите, разделяя черточкой слова на слоги. Поставьте ударение. Сколько слогов в выделенных словах и как их можно перенести? Люди на улице подняли головы: Голуби, голуби, белые голуби, Шумом их крыльев город наполнен, Людям о мире голубь напомнил. А. Барто VI. Диктант с заданием. Запишите слова в три группы: в первую – с ударением на первом слоге, во вторую и третью – соответственно. Помните! В слове столько слогов, сколько в нем гласных. Вечером, липа, чудесный, игры, пятак, вечерний, город, светило, пирожок, украшение, хорошо. – Что вы можете сказать об ударении? (В русском языке ударение свободное (разноместное). В однокоренных словах оно может падать на корень, окончание, приставку, суффикс. Благодаря этому легко проверять безударные гласные (орфограмма № 1).) VII. Зрительный диктант. Весело сияет Месяц над селом, Белый снег сверкает Синим огоньком. И. С. Никитин Текст записан на доске. Учащиеся объясняют встретившиеся в тексте орфограммы. Запоминают текст. Затем его стирают с доски, и учащиеся по памяти пишут его в тетради. • Задание. Подчеркните грамматические основы, начертите схему, дайте характеристику предложению. Домашнее задание:упражнение 312. Урок 14. Цели: учить записывать звуковой состав слова; учить различать буквы и звуки. Ход урока I. Проверка домашнего задания.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |