Задание 4. Игра «Найди пару»
– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один согласный заменить другим, отличающимся от первого по глухости / звонкости, чтобы получилось новое слова. Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год. Удочка, тужить, визит, сиять, молотить. После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка. Задание 5. – На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха! Так няня в лес ребенка заведет И спрячется сама за куст высокий: Встревоженный, он ищет, и зовет, И мечется в тоске жестокой... Н. А. Некрасов Густой зеленый ельник у дороги, Глубокие пушистые снега. В них шел олень, могучий, тонконогий, К спине откинув тяжкие рога. И. Бунин Лишь вступил на двор широкий, Что ж? Под елкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех... А. С. Пушкин – Наука, изучающая произношение звуков, называется... А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ийа] – Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На стр. 239 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов. – Произнесите правильно слова из упражнения 5. Задание 6. – Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко? – Что значит разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ь? – Когда употребляется разделительный ъ? – Составьте алгоритм. Задание 7. 1-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ъ. 2-й в а р и а н т – сделайте морфемный разбор, выпишите слова с Ь. Итог урока. – Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика, орфоэпия и графика? Домашнее задание (на выбор): 1) упражнения 6, 8; 2) написать рассказ на свободную тему с использованием 8-10 слов из словаря «Произноси правильно!» Урок 3. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа по карточкам. К а р т о ч к а 1. Найдите общий звук в каждой группе слов: а) книжка, нож, шар; б) все, лов, овсом; в) союз, ясень. К а р т о ч к а 2. Посчитайте количество звуков [з’]. Сделайте фонетический разбор слова. Зина обратилась с просьбой1к Лизе. К а р т о ч к а 3. Посчитайте количество звуков [ш]. Сделайте фонетический разбор слова. Не тот хорош1, кто лицом пригож, А тот хорош, кто для дела гож. К а р т о ч к а 4. Подготовьте сообщение о морфемах, продолжив предложения: 1. Морфема – это... 2. В основу слова входят такие морфемы, как... 3. Чтобы отделить окончание от основы слова, нужно... 4. Нулевое окончание бывает у... 5. Слова с одинаковым корнем называются... К а р т о ч к а 5. Выполните следующие задания: 1. Перечислите все морфемы, которые вы знаете, приведите примеры. 2. Обозначьте в слове пришкольный все морфемы, входящие в основу. 3. Просклоняйте по падежам слово дом. 4. Приведите примеры однокоренных слов. Постановка проблемного вопроса. – Тема урока – «Морфемы в слове». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это? – Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: нужны ли людям морфемы и для чего? – Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах. Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений. Упражнение 10. Учащиеся заполняют таблицу. – Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега. – Как образовались приставки? – Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов? – Как приставки влияют на значение слова? Творческая работа. – В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом. Найдите их. 1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий... 2. Издинамитить старое... 3. Цветы испавлинятся в каждом окошке... – Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов? – Для чего нужно изучать морфемы? – Почему в одних случаях пишем приставку из-, а в других – ис-? Упражнение 15. – При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем. – Вспомните правила написания букв Ё, О, Е после шипящих и Ц в корнях и окончаниях слов. – Важно ли при выборе гласной после шипящих и Ц знать, в какой части слова она находится? Почему? – Для чего нам нужно изучать морфемы? – Примените свои знания при заполнении таблицы упражнения 15. Упражнение 13. – Выпишите из упражнения 13 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы. Итог урока. – Почему нужно изучать морфемы? Домашнее задание:упражнение 16. Урок 4.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (586)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |