Задание 3. Фонетический разбор
Работа с эпиграфом. – Тема урока «Русский язык – один из развитых языков мира». Я не ошиблась, поставив ударение в слове «развитой» на последний слог. Сегодня нам предстоит выяснить значение этого слова и узнать, почему его можно применять при характеристике нашего языка. Итак, урок только начался, а мы уже столкнулись с одной из многочисленных загадок русского языка. Так как занятие будет носить форму обсуждения, мы проведем заседания круглых столов. – Прочитайте эпиграф на с. 3. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его. Для этого каждое предложение будем считать тезисом. – Что такое тезис? (При затруднении учащиеся обращаются к толковому словарю.) Предложения распределяются между учениками: первое предложение – 1-му «круглому столу»; второе предложение – 2-му «круглому столу», третье – 3-му «круглому столу». – Определите тип предложения по цели высказывания. – Что нужно сделать, чтобы перестроить повествовательное предложение в вопросительное? (Задать вопрос.) – Перестройте повествовательное предложение: На улице идетдождь в вопросительное. – Выберите вопрос, который нужно задать к исследуемым предложениям так, чтобы ответ на него можно было бы начать словами потому что или так как: когда? что? почему? где? куда? зачем? – Перестройте предложение в вопросительное, задав к нему вопрос почему? Запишите. (Учитель может помочь третьему «круглому столу», если у учащихся возникнут затруднения в замене местоимения существительным.) – Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Коротко запишите его в тетрадь. (Представители каждого круглого стола зачитывают свои ответы в той же последовательности, как расположены предложения в эпиграфе.) Игра «Кто быстрее?» – Итак, мы, носители русского языка, должны гордиться тем, что наш язык – один из развитых языков мира. Кстати, что же означает слово развитой? Давайте обратимся за объяснениями к толковому словарю, нашему верному помощнику. Та группа, которая быстрее найдет слово развитой в словаре, зачитывает его значение. – Прочитайте упражнение 1 на стр. 3 и ответьте на вопрос: «В чем наш язык достиг высокой степени развития?» Языкознание. – Назовите известные вам разделы языкознания. Внимание! Подсказку можно найти в учебнике: в содержании или на обложке. – В упражнении 1 доказательства того, что русский язык – развитой, мы только прочитали. Но слово нужно подтверждать делом. Поэтому далее нам предстоит разгадать загадки каждого раздела языкознания: фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Фонетика – Что изучает фонетика? Задания, представленные для обсуждения каждому «круглому столу»: 1. Почему в тексте упражнения 1 говорится о таком количестве звуков, ведь в алфавите только 33 буквы? 2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа – налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? Докажите свой ответ, сделав фонетический разбор этих слов. Морфемика и словообразование – Что изучают морфемика и словообразование? – Наверное, не раз вам встречались слова, в которых было трудно вычленить морфемный состав. Попробуйте, например, найти корень в слове обуть. Эта проблема возникла из-за того, что со временем стыки между отдельными частями слов стали невидимыми, потерялась какая-либо буква или откуда-то появилась другая. Восстановите исторический процесс возникновения слов, собрав их в группы по три карточки. О т в е т ы: 1) не есть, слияние в «несть», нет; 2) доблии, «храбрые», доблесть; 3) ряхая, опрятная, неряха; 4) сей день, слияние в одно слово, сегодня; 5) бул, шишка, «ком», булыжник; 6) горн, исчезновение буквы Р, гончар. Лексика – Что изучает лексика? – Из текста упражнения 1 мы узнали, что в русском языке очень много синонимов. В рамочке приведены два словосочетания развитый ребенок и развитой язык. Составьте синонимический ряд с каждым прилагательным. Морфология и синтаксис – Что изучает морфология? Синтаксис? I. Найдите «3-е лишнее»: а) существительное, подлежащее, прилагательное; б) глагол, обстоятельство, сказуемое; в) дополнение, определение, существительное. II. Какими частями речи являются эти слова: светило, пекло? Итог урока. – Как вы понимаете значение слова развитой? – Почему русский язык – один из развитых языков мира? – Почему каждый человек должен любить, беречь свой родной язык? Домашнее задание: упражнения 2, 3. Урок 2. Задание 1. – Прослушайте высказывание К. Станиславского и определите его основную мысль: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». – Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то, о чем говорил К. Станиславский. Произнесите правильно. Ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща. Я ирю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю?» (Выделенные буквы – ударные.) – Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги? Задание 2. – Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много знать. Нужно знать, из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослушайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт: Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных – прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье. – На какие две группы делятся гласные? – На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости? – Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность. – Назовите шипящие согласные. – Как на письме изображается звук [й]? Задание 3. Фонетический разбор – Как можно превратить угол в топливо? – Отобразите это в фонетической транскрипции. – Произведите фонетический разбор этого слова (см. образец на с. 4 учебника).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |