Лингвистическая загадка
Может ли водоросль расти на суше? – Ответ найдите в слове. Закрепление пройденного материала. Проверка домашнего задания. Работа с сигнальными картами. – Сейчас я буду называть слова. Все они сложные. Если я не права – поднимите красную карточку, обоснуйте. Если права – зеленую. Пешеход, человечество, многоэтажный, водопровод, электричество, книгопечатание, безопасность, благоустройство, автомобиль, направление. Работа с теоретическим материалом. – Что такое сложное слово? – На с. 75 учебника прочитайте определение сложносокращенного слова. – Чем сложносокращенное слово отличается от сложного? – Послушайте отрывок из произведения «Республика ШКИД» и скажите, как образовываются сложносокращенные слова. – Как зовут заведующего? – Виктор Николаевич. – А почему же вы его не сократили? Уж сокращать так сокращать. Как его фамилия? – Сорокин, – моргая глазами, ответил Воробышек. – Ну вот – Вик. Ник. Сор. Звучно и хорошо. – И правда, дельно получилось. – Ай да Цыган! – И в самом деле, надо будет Викниксором величать. – Прочитайте об этом на с. 76. – Как определить род сложносокращенных слов? Упражнения 173 – 175. Работа с «раскладушками» (по группам). Класс делится на группы. Каждая группа по очереди выходит к доске и представляет свои аббревиатуры (в сложенном виде). Задача остальных – разгадать аббревиатуры, составить с ними предложения и записать их в тетрадь. Затем каждый член выступающей группы растягивает свою «раскладушку», определяет главное слово аббревиатуры, род. Слово учителя «Из истории сложносокращенных слов». Итог урока. – Попробуйте расшифровать следующие сложносокращенные слова: Ленгорметаллоремпромсоюз Ленгоршвейтрикотажпромсоюз Ростглавстанкоинструментснабсбыт – Скажите, можно ли безоговорочно утверждать, что сложносокращенные слова портят нам язык? Обоснуйте свой ответ. Домашнее задание:подготовиться к диктанту (упражнение 176). Принести политическую карту России. Уроки 46–47. Написание сочинения по упражнению 177. Беседа по картине. – Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте. – Какое это время года? Как вы догадались? – Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте. – Чем занимается девочка? – Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте. 2. Составление плана. Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи: 1) подготовить вступление; 2) описать погоду, девочку, элементы интерьера; 3) составить заключение. Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно. Работа с языковым материалом. Подберите по 3 прилагательных для описания комнаты, изображенной на картине, воздуха, погоды, времени года, утра. Самостоятельная работа (написание сочинения). Урок 48. Диктант (по упражнению 176). Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. – Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. – Выделите морфемный состав в названии города и его жителей. – «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край). – А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования). Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка. Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д. Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах. Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера. (Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».) Упражнение 181. Итог урока. – Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах? – Для чего нужно уметь вычленять части слов? Домашнее задание:исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своего города, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своем городе. Примечание: чтобы домашнее задание было выполнено более качественно, учитель может организовать для учащихся экскурсию по городу. Урок 49. Форма: игра «Круглый стол». Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (635)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |