Лингвистическая задача. – Какой частью речи является слово звонок?
– Какой частью речи является слово звонок? – Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность? – Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным. – В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное? – Как лексическое значение слова помогает определить часть речи? Определение темы урока. – Итак, значение играет очень важную роль в русском языке, о нем никогда нельзя забывать. Прилагательные делятся по значению на три разряда: качественные, относительные и притяжательные. – Запишите тему урока. Работа с теоретическим материалом. – Прочитайте теоретические сведения о разрядах прилагательных. – Подготовьте ответ по плану: 1) что обозначают прилагательные данного разряда, примеры; 2) образуют ли степени сравнения; 3) имеют ли краткую форму; 4) могут ли сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком? 1 ряд – качественные прилагательные; 2 ряд – относительные; 3 ряд – притяжательные. Затем представители каждого ряда рассказывают про разряд прилагательного. Остальные ученики конспектируют запись, заполняя таблицу:
– Найдите сходства и отличия между разрядами прилагательных. Упражнение 290 (комментированное письмо). – Укажите после качественных прилагательных в скобках их антоним или синоним. Упражнение 294. – Рассмотрите слова в рамке. Как различаются значения прилагательных? С каким языковым явлением мы столкнулись в начале урока, когда определяли частеречную принадлежность слова звонок? (Омонимия.) – Найдите в тексте упражнения относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу. Запишите пары по образцу: золотой – из золота. Работа проводится под руководством учителя. – Самостоятельно выпишите остальные относительные прилагательные: 1 ряд – по месту; 2 ряд – по времени; 3 ряд – по действию. Игра «Составь пару». – Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь. Например: паспорт папы – папин паспорт. 1) шинель деда 2) сарафан бабушки 3) дом дяди 4) платье сестры 5) рог оленя – Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы. Итог урока. – Какие прилагательные могут нам указать на владельца того или иного предмета? – Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы? – Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения? Домашнее задание:принести какой-нибудь небольшой предмет (игрушку, брелок и т. д.); выполнить упражнение 295. Урок 78. Беседа. – Запишите тему урока. (Пока учащиеся записывают тему, учитель проводит перекличку.) – Я не случайно начала урок с переклички. Скажите, в чем заключается связь между вашими фамилиями и темой сегодняшнего урока? – Послушайте стихотворение Г. Граудина «Прадеды» и поищите в своей фамилии историю вашего рода. Кем был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси! Есть в каждом классе Кузнецов, Кто прадед Кузнецова? Он был из рода кузнецов, Отец отца отцова. У Гончарова прадед знал Гончарный круг и глину. У Дегтярева – деготь гнал, В дегтярне горбил спину. Быть может, юный Столяров И с долотом не сладит, Но прадед был из столяров, Он мастером был, прадед. С пилою Пильщиков дружил, Мял Кожемякин кожи, В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. А вот Октябрьский был рожден Совсем в другую пору: Матросов в Зимнем помнит он И грозную «Аврору» ... Звучат, как музыка, как стих, Фамилии простые. Вглядись, и ты увидишь в них Историю России. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания. Лингвистическая разминка. Чем дрессировщик более искусен, тем более искусан. – Найдите прилагательное в сравнительной степени. – Докажите это утверждение. Что означает слово искусный? Индивидуальная работа по карточкам К а р т о ч к а 1. Сравните качественные и относительные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы, примеры; – возможность образования степеней сравнения, примеры; – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов. К а р т о ч к а 2. Сравните относительные и притяжательные прилагательные по следующим признакам: – значение разряда; – наличие краткой формы, примеры; – возможность образования степеней сравнения, примеры; – возможность употребления с наречием очень; – наличие антонимов или синонимов. Работа над орфограммой. – Произнесите слова пастушья, овечья. – Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? – Отобразите это в транскрипциях слов. – Какова функция мягкого знака в этих словах? – Почему нельзя утверждать, что мягкий знак здесь указывает на мягкость предыдущего согласного? Упражнение 300 (работа у доски и в тетрадях). Игра «Бюро находок». Соседи по парте обмениваются предметами, принесенными из дома. – Представьте, что к вам в «Бюро находок» принесли вещь. Сейчас вы должны сделать запись в учетной тетради и описать эту вещь, используя качественные и относительные прилагательные.
– После создания учетной записи вы должны найти хозяина вещи и заполнить третий столбик.
– Обратите внимание, что притяжательные прилагательные вы образуете от индивидуальных названий лиц, поэтому их нужно писать с прописной буквы. После описания вещи соседа учащиеся передают ее по кругу в своем ряду. Таким образом, у каждого должно появиться 7–8 записей. Вместо игры «Бюро находок» учитель может предложить самостоятельную работу по упражнению 298. Итог урока. – По какому признаку мы выделяем разряды прилагательных? – Можно ли считать прилагательное качественным, если оно не имеет степени сравнения? Обоснуйте свой ответ. – Можно ли считать прилагательное относительным, если оно имеет краткую форму? Обоснуйте свой ответ. – Можно ли образовать притяжательное прилагательное от существительного среднего рода? Обоснуйте свой ответ. Домашнее задание:упражнения 299, 293 (выписать слова с пропущенными буквами). Уроки 79–80. Упражнение 297. 1. Работа с первой частью отрывка. (Чтение; части делятся по абзацам.) – Опишите погоду, при которой Владимир очутился в поле. (Учащиеся отвечают, опираясь на материал, подобранный дома.) – Определите хронологический порядок: 1) «сделалась метель»; 2) «окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой»; 3) «поднялся ветер»; 4) «небо слилося с землею»; 5) «в одну минуту дорогу занесло». Ответ: 3, 1, 5, 2, 4. – Почему Владимиру казалось, что он едет очень долго? (Учитель читает эту часть повторно, учащиеся должны озаглавить ее.)
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (612)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |