Работа с теоретическим материалом
– Опираясь на алгоритм, расскажите о правиле написания суффиксов -к- и -ск-. 4. «Составь пару!» Учитель диктует прилагательные краткой формы. Задача учащихся – записать полную. Резок, скользок, узок, дерзок, близок, мерзок, низок. Игра «Не спутай кармашки». На столе лежат карточки со словами: Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос. – Задача учащихся – образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск-. Затем положить эту карточку в соответствующий кармашек.
Найди определение. Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:
Самостоятельная работа (упражнение 328). Домашнее задание:упражнение 329 (подготовиться к диктанту). Урок 90. Диктант (упражнение 329). Работа с текстом. – Послушайте описание (стихотворение на доске) кота из стихотворения С. Черного «Чуткая душа». Каким вы его себе представляете? Сизо-дымчатый кот, Равнодушно-ленивый скот, Толстая муфта с глазами русалки, Чинно и валко Обошел всех, знакомых ему до ногтей, Обычных гостей... – Какие средства использовал поэт, чтобы как можно точнее описать кота? – Какие прилагательные описывают внешность кота? – Какие прилагательные описывают его характер? Учитель подчеркивает названные прилагательные. – Скажите, если бы поэт при описании цвета использовал бы простые прилагательные сизый или дымчатый, как бы это повлияло на ваше восприятие кота? – Для чего поэт соединяет два признака в один? – Проанализируйте по такому же принципу прилагательное равнодушно-ленивый. – Сегодня на уроке мы будем изучать сложные прилагательные, а именно: их дефисное и слитное написание. Работа над теоретическим материалом. – Выпишите в столбики из стихотворения прилагательные сизо-дымчатый и равнодушно-ленивый. – По какому критерию характеризует кота прилагательное сизо-дымчатый? (По цвету.) – Если сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «оттенок цвета». – Можно ли сказать, что кот был равнодушным и ленивым? – Если прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и, оно пишется через дефис. Напишите напротив прилагательного «Можно вставить союз И». – На с. 137 учебника прочитайте об условиях дефисного написания прилагательных. – Когда сложные прилагательные пишутся слитно? – Объясните слитное написание первой части сложного прилагательного равнодушно-ленивый. Упражнение 330. 1-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из сочетания слов, подчиненных одно другому. 2-й в а р и а н т: учащиеся выписывают прилагательные, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Упражнение 331. Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слово, объясняют его правописание. Остальные работают в тетрадях. Лингвистическая задача. – Рассмотрите слова в рамке: иссиня-черный изжелта-красный – Объясните выбор согласных в приставках. Творческая работа. Каждый учащийся получает лист с нераскрашенным рисунком (учитель для этой цели может использовать детские раскраски). Задача – «придать цвет». Но делать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные. Н а п р и м е р: Затем учащиеся записывают словосочетания в тетради. Домашнее задание:упражнение 334; подготовить ответы на контрольные вопросы и задания (с. 140–141). Урок 91. I в а р и а н т Тест 1. Прилагательное обозначает: а) предмет; б) признак предмета; в) действие. 2. Прилагательное может изменяться: а) по родам; б) лицам; в) временам. 3) В предложении прилагательное может выполнять роль: а) подлежащего; б) сказуемого; в) обстоятельства. 4) Укажите прилагательное в сравнительной степени: а) высокий; б) глубочайший; в) лучше. 5) Укажите составную форму превосходной степени сравнения: а) более снежная; б) самая умная; в) интереснейшая. 6) Прилагательные этого разряда обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени: а) качественные; б) относительные; в) притяжательные. 7) Волчий хвост. Прилагательное имеет окончание: а) -й; б) -ий; в) нулевое. Практическая часть 1. Впишите окончания прилагательных: 1) о ясн.. осенн.. дне; 2) на школьн.. площадке; 3) для детск.. сада. Поставьте ударение. Красивее, свободнее, алычовый, грушевый, спокойнее, удобнее.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (616)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |