Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА



2016-09-17 488 Обсуждений (0)
Тема 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективность системы менеджмента.

11.2. Показатели эффективности системы менеджмента

Эффективность систем менеджмента

Организационные изменения и организационное развитие должны быть направлены на повышения результативности и эффективности менеджмента. Выделяют экономическую, организационную и социальную эффективность систем менеджмента.

Экономическая эффективность менеджментаотображает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Показатели экономической эффективности можно отнести: величину прибыли, себестоимости, объем изготовленной продукции, объем реализации продукции, фондоемкость, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициенты автономии, финансовой стойкости, рентабельности, обращения и т.п.

Организационная эффективность менеджментахарактеризует качество построения организации, ее системы управления, принятие управленческих решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения и т.п. Социальная эффективность менеджмента отображает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности и причастности к целей организации, перспектив развития социальных учреждений и т.п. К таким показателям принадлежат: состояние трудовой дисциплины, стабильность кадров, состояние социально-производственной ситуации на предприятии, условия работы и т.п.

 

Показатели эффективности системы менеджмента

Систему критериев, оценки эффективность деятельности организации, приведено в табл. 11.1.

Таблица 11.1

Критерии оценки эффективности деятельности организации

Признак классификации Содержание показателя
Количество показателей Общие критерии эффективности 1. Темпы роста общих результатов деятельности (объемов производства и реализации, суммы прибыли, доли рынка)
2. Уровень общей рентабельности
3. Коэффициент финансовой стойкости
4. Коэффициент платежеспособности
5. Снижение расходов
Частичные критерии эффективности Показатели эффективности использования трудовых ресурсов 1. Темпы роста производительности работы
2.Коэффициент соотношения темпов роста производительности работы и темпов роста заработной платы
3.Доля прироста объема производства в результате роста производительности работы
Показатели эффективности использования материально-технических ресурсов 1. Фондоотдача
2.Коэффициент обращения оборотных средств
3.Коэффициент соотношения прироста товарной продукции к приросту оборотных средств
4. Материалоемкость продукции
Качественные показатели 1. Повышение уровня качества продукции и услуг
2. Стабильность персонала организации
3. Улучшение условий работы персонала

 

Эффективность системы менеджмента – показатель, который характеризуется соотношением расходов на осуществление управленческих функций и результатов деятельности организации. Управленческие усилия определенной мерой могут быть оцененные в количественном выражении через величину расходов на управление, табл. 11.3.

Наиболее употребляемым показателем определения эффективности управления есть отношения общего или конечного результата производства к совокупным расходам на управление:

Еу = Рку,

где Еу– эффективность управления; Рк– конечный результат, полученный предприятием; Ву– расходы на управление.

Таблица 11.3

Расходы на управление

  Группы расходов Направления расходов
  1. Расходы на оплату труда Заработная плата руководителей и специалистов. Заработная плата технического и обслуживающего персонала. Премии и доплаты управленцам из фонда материального поощрения.
  2.   Расходы на технику управление Носители информации и предметы управленческой работы. Средства обработки информации и оснащение процессов управления. Знание, условия работы и т.п.
  3.   Расходы на организацию управление НДР работы и научная организация управленческой работы. Подготовка и повышения квалификации менеджеров, мероприятия по усовершенствованию управления.
4.   Накладные расходы Служебные командировки и передвижения почта-телеграфные, телефонный и канцелярский расходы, другие трансакционные расходы ( деловых встреч и т.п.).

 

Этот показатель может приобретать разное содержание, в зависимости от того, какая величина выступает как общий результат деятельности предприятия – объем производства, объем реализации продукции или сумма прибыли.

К количественным показателям эффективности системы управления относят и экономию живого и овеществленного труда, которая состоит в сокращении трудоемкости выполнения управленческих операций и процедур. Речь идет об уменьшении количества занятых в аппарате управления. Поэтому еще одним распространенным показателем эффективности системы менеджмента есть отношения общего результата производства (объема реализации продукции, суммы валовой прибыли) к количеству работников аппарата управления:

Еу = Рк/К,

где К - количество управленческого персонала.

Кроме названных количественных показателей, которые оценивают способность системы менеджмента обеспечивать лучший общий результат деятельности организации, используют и другие.

Вообще система количественных показателей эффективности может включать показатели, приведенные в табл. 11.4.

Учитывая это для оценивания деятельности работников аппарата управления используют качественные показатели, которые характеризуют специфику управленческой работы, табл. 11.5.

Таблица 11.4

Количественные показатели эффективности системы менеджмента

 

Оценка группирования Образ расчетов показателей эффективности
Финансовые расходы на управление 1. Отношение общего или конечного результата хозяйствования к совокупным расходам на управление: - объем реализованной продукции, которая приходится на 1 грн. расходов на управление; - объем прибыли, которая приходится на 1 грн. расходов на управление; - коэффициент соотношения темпов изменения общего результата хозяйствования и темпов изменения расходов на управление
2. Доля заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции (услуг) и темп изменения этого показателя
Экономия работы аппарата 1. Доля работников аппарата управления в общем количестве промышленно-производственного персонала организации и темп изменения этого показателя
2. Уровень производительности работы из расчета на одного работника аппарата управления и темп изменения этого показателя
3. Сокращение продолжительности выполнения управленческих процедур
4. Сокращение непроизводительных расходов времени работников аппарата управления

 

Таблица 11.5

Качественные показатели эффективности системы менеджмента организации

 

Показатели Алгоритм расчетов
Уровень управляемости Кн = Унф, Где: Ун - норма управляемости; Уф – фактическое количество подчиненных в руководителя
Коэффициент рациональности структуры Крс = 1- Пфос Крс = 1-аф/Аmc, где: Пф, Пос – количество подразделов в аппарате управления фактически и согласно нормативам; Аф, Аmc – количество работников аппарата управления фактически и согласно типичной структуре
Степень централизации управленческих функций Кц = Рфвф, где Рфв - количество принятых решений при выполнении данной функции на высших уровнях управления; Рф - общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления
Соотношение количества линейного и функционального персонала Кс = Алкфк где Алк - количество линейных руководителей; Афк-Количество работников функциональных служб
Степень формализации работы менеджеров Кф = Анд/Азу, где Анд – количество работников, работа которых организована на основе нормативных документов; Азу- общее количество управленцев
Коэффициент целеустремленности структуры управления Кц.су = Аа.упуп, где Аа.уп, Ауп - количество административно-управленческого персонала, занятого решением специальных проблем, и всего управленческого аппарата
Коэффициент полноты охвата функций управления Ко.ф.у. = Кфн, где Кф, Кн - количество функций, которые осуществляются в аппарате управления фактически и за нормативами
Коэффициент дублирования функций Кд = Кр./Кр..н, где Кр.с Кр.н - количество функций, которые осуществляются в аппарате управления фактически и за нормативами
Коэффициент глубины специализации управленческих работ Кг.с. = Тр.профр, где: Тр.проф -объем работ, профильных для данного подраздела; Тр - общее количество решений, принятых в подразделе.
Коэффициент надежности структуры управления Кнад = 1-кн/Кзаг, где Кн количество нереализованных решений; Кзаг - общее количество решений, принятых в подразделе

 

Упрощенно эффективность системы менеджмента определяется уровнем удовлетворения нужд работников организации, потребителей и уровнем полученных результатов. Ч. Бернард, доказал, что уровень удовлетворения нужд каждого члена организации влияет на величину его вклада в достижение целей, если нужды не удовлетворяются, то работники уходят из организации, как неэффективной.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Что такое организация и какие общие черты имеют все организации как объекты управления?

2. Какие факторы обусловливают необходимость управления организацией?

3. Что такая внешняя и внутренняя среда организации? Из каких компонент они составляются?

4. По какому критерию внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного влияния?

5. Какие роли выполняют менеджеры в организации? Как Вы их понимаете? Приведите примеры.

6. Какие специфические личные качества необходимые менеджерам?

7. Охарактеризуйте основные предпосылки возникновения науки управления.

8. Охарактеризуйте роль Ф. Тейлора в развитии науки управления.

9. Что нового в науку управления внесла административная школа.

10. Сущность «школы человеческих отношений».

11. Подходы в менеджменте.

12. Как Вы понимаете сущность планирования как функции управления?

13. Что вы понимаете под сроком «стратегия»?

14. С какой целью осуществляется анализ внешнего среды и внутренних возможностей организации?

15. Как можно классифицировать общекорпоративные стратегии?

16. В чем состоят особенности организации как функции управления?

17. Дайте сравнительную характеристику линейной и функциональной организационных структур (принципы построения, основные преимущества и недостатки, сферы применения).

18. Какой принцип положен в основу дивизиональной организационной структуры? В чем ее преимущества и недостатки?

19. Охарактеризуйте сущность матричной организационной структуры. В чем ее преимущества и недостатки?

20. Как Вы понимаете понятие «нужды» и «побуждение»? Чем они отличаются?

21. Что такое внутреннее и внешнее вознаграждения? Дайте определение категории «мотивация».

22. Какие идеи положены в основу теории иерархии нужд А. Маслоу?

23. Сущность теоретических принципов мотивации Д. МакКлелланда.

24. В чем состоит взнос Ф. Герцберґа в развитие теории мотивации?

25. За какой логикой осуществляется процесс мотивации человека согласно теории ожиданий В. Врумма?

26. На каких элементах мотивации концентрирует внимание модель Портера-Лоулера? Как они взаимосвязанные между собой?

27. Какое место функции контроля в процессе управления?

28. Дайте определение понятия «коммуникация» и объясните, почему она есть важной для менеджера.

29. Какие факторы препятствуют эффективной коммуникации? С помощью каких методов можно преодолеть препятствия эффективной коммуникации и усовершенствовать коммуникационные процессы в организации?

30. Что понимают под процессом принятия решений в теории управления? Модели принятия решений.

31. К такое «влияние», «власть», «зависимость», «полномочие»? Как эти категории соотносятся между собой?

32. Дайте определение категории «лидерство». Чем лидерство отличается от собственно управленческой деятельности?

33. Как можно классифицировать подходы к изучению лидерства?

34. Охарактеризуйте основные виды ответственности в менеджменте.

35. Раскройте сущность этики в менеджменте.

36. Дайте общую характеристику направлений повышения эффективности управленческой деятельности.

37. Назовите основные критерии эффективности деятельности организации.

38. Назовите качественные и количественные показатели эффективности системы менеджмента организации.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. –519с.

2. Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.

3. Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. –3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ТК «вельби». Изд-во «Проспект», 2006. –504 с.

5. Гріфін Р., Яцура В. Основи менеджменту: Підручник / Наук. Ред. В.Яцура, Д. Одесневич. - Львів: БаК, 2001. - 624 с.

6. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – СПб: «Питер», 2001 – 832 с.

7. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.

8. 3авадський Й.С. Менеджмент:. – Т.1. – Вид. 2-ге. - К.: Укр.-фін.ін.-тут менеджменту і бізнесу, 2002. – 542 с.

9. История менеджмента: Учеб. Пособ./ Под ред.Д.В.Валового. – М., 1997. – 242с. 31.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. пос. Минск: новое знание, 2002. – 336с.

10. Кравченко В.О. Менеджмент. Навчальний посібник. – Одеса: Атлант, 2012. – 176 с.

11. Кравченко В.О., Пучкова С.І., Тупак С.М. Організація праці менеджера. Навчальний посібник. – Одеса: ОКФА, 2011. – 230 с.

12. Кузьмін О.Е., Мельник О.Г. Основи менеджменту: підручник / О. Є. Кузьмін, О.Г. Мельник. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: «Академвидав», 2007. – 464 с.

13. Мескон М., Альберт М.Хедоури Ф. Основи менеджмента. – М.: Дело, 2000. – 704с.

14. Нємцов В.Д., Довгань Л.Е., Сініок Г.Ф. Менеджмент організацій: Навчальний посібник. – К.:ТОВ "УВПК"ЕКС 06,2001. –392 с.

15. Пушкар Р.М Тарнавська Н.П., Менеджмент: теорія та практика: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – Тернопіль: Карт-бланш, 2003. – 490 с.

16. Соболь С.М., Багацький В.М. Менеджмент: Навч.-метод.посіб. для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2005. – 225 с.

17. Стадник В.В., Йохна М. А. Менеджмент: Посібник. – К.: Академвидав, 2003. – 464 с.

18. Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.: Академвидав, 2003. – 608 с.

19. Хміль Ф.І. Практикум з менеджменту організацій: Навчальний посібник.– Львів: «Магнолія плюс», 2004. – 333 с.

20. Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.



2016-09-17 488 Обсуждений (0)
Тема 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (488)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)